Дело №2а-173/2023
УИД 77RS0027-02-2022-013753-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года адрес
Тверской районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Молитвиной Т.А.,
при секретаре фио,
с участим сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тютюника Александра Григорьевича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре адрес, Химкинской городской прокуратуре о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Тютюник А.Г. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре адрес, Химкинской городской прокуратуре о признании незаконными действий (бездействия), обязании Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры адрес, Химкинской городской прокуратуры устранить недостатки, допущенные в организации надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и надзора за исполнением Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный истец указал, что ответчиками даны ложные ответы на обращения истца, которые не соответствуют ст. 7 УПК адресадрес закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку представлена ложная информация о расследовании уголовного дела, которое приостановлено 30.06.2021, о чем административному истцу стало известно при ознакомлении с материалом дела с применением фотофиксации 03.06.2022.
Административный истец в судебном заседании не участвует, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца фио в судебном заседании доводы иска поддержала.
Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ, Прокуратуре адрес фио в судебном заседании полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В порядке ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие Химкинской городской прокуратуры.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.10 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных ответчиком документов, Тютюник А.Г. 12.03.2021, 16.07.2021, 10.02.2022 обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобами, в которых просил принять в пределах своей компетенции меры прокурорского реагирования на бездействие прокурора адрес, прокурора адрес, выразившихся в неоднократном игнорировании жалоб Тютюника А.Г. на бездействие следователя. Письмом № 25-р-138557-21/19476 от 25.06.2021, письмом № 25-р-163194-21/22658 от 26.07.2021, письмом № 16/1-р-2022 от 05.05.2022 Генеральная прокуратура Российской Федерации направила данные обращения в прокуратуру адрес.
Тютюник А.Г. 16.07.2021, 24.09.2021, 10.02.2022 обращался в прокуратуру адрес с жалобой на бездействие прокурора адрес, выразившееся в игнорировании жалоб Тютюника А.Г. на бездействие следователя СУ УМВД России по г.адрес.
Прокуратура адрес письмом № 16/2-р-2021 от 17.03.2021, письмом № 25-р-39527-21/34014 от 21.06.2021, письмом № 25-р-45646-21/19476 от 14.07.2021, письмом № 16/2-р-2021 от 14.10.2021, письмом № 16/2-11-2021 от 10.11.2021, письмом № 16/2-11-2021 от 30.11.2021, письмом № 16/2-11-2021 от 17.01.2022 перенаправила обращения заявителя прокурору адрес для проверке доводов обращения и принятия мер прокурорского реагирования.
Указанные письма оставлены прокурором адрес без ответа, ни каких мер прокурорского реагирования не предпринято.
Административный истец обращался 12.04.2021, 05.05.2021, 18.05.202!, 21.12.2021 с жалобами к прокурору адрес на бездействие СУ УМВД России по адрес.
Письмом № 1606-146-20 от 28.07.2021, письмом № 1606-146-20 от 08.09.2021 прокуратурой адрес указано, что постановление о приостановлении предварительного следствия отменено и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
При этом административным истцом на личном приеме в СУ УМВД России по адрес 03.06.2022 установлено, что предварительное следствие по уголовному делу № 120014600042001606 приостановлено 30.06.2021, тогда как прокурором адрес административному истцу представлялась информация о том, что предварительное следствие по делу ведется.
Таким образом, административный истец не отрицает получение ответов на свои обращения, однако не согласен с ними, полагая, что ответы содержат ложные сведения, поскольку, по его мнению, предварительное следствие в период с 30.06.2021 по 03.06.2022 было приостановлено.
Данный факт опровергается постановлением Химкинского городского суда от 20.10.2022, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы адвоката фио, поданной в порядке ст.125 УПК РФ в интересах Тютюника А.Г. о признании незаконным и необоснованным постановления следователя СУ УМВД России по адрес от 30.06.2021 о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу № 120014600042001606.
Указанным постановлением производство по жалобе прекращено, поскольку установлено, что обжалуемое постановление отменено заместителем Химкинского городского прокурора фио 15.10.2021.
Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании, подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Статьей 10 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 2.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, изданным в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.
Положения Инструкции согласуются с вышеназванными нормами Закона № 59-ФЗ.
В силу п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно п. 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
На основании п. 3.5 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Кроме того, согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
На основании статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Таким образом, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Закона о прокуратуре.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом и усматривается из заявления административного истца, все обращения Тютюника А.Г. в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов рассмотрены, заявителю даны ответы.
Содержание ответов каких-либо неясностей не имеет.
Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в статье 218 КАС РФ, доступ к правосудию не ограничен, следовательно, административное исковое заявление Тютюника А.Г. не может быть признано обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.05.2023 ░.