Решение по делу № 2-2759/2020 ~ М-3103/2020 от 19.10.2020

Дело №2-2759/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала                                                                              28 декабря 2020 года

Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедовой А.М.,

при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района г.Махачкалы Османова Ш.А.,

представителя ответчика МБОУ "СОШ №58" Ниналалова Г.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ "Управление образования" администрации ГО г.Махачкалы Акимова З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "СОШ №58", администрации МО ГОсВД "город Махачкала" о признании бездействия ответчиков незаконным, понуждении устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "СОШ №58", администрации МО ГОсВД "город Махачкала" о признании бездействия ответчиков незаконным, понуждении устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Махачкалы с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан проведена проверка исполнения законодательства при организации питания учащихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Махачкалы (далее - МБОУ «СОШ № 58»), в ходе которой выявлены нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

Проверкой в МБОУ «СОШ № 58» выявлены нарушения СанПиН 2.4.5.2409 - "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части организации горячего питания и СП 3.1./2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно:

- на момент проведения проверки 24.09.2020 примерное меню не согласовано с Управлением Роспотребнадзора по РД (п.6.5. СанПиН - 2.4.5.2409 -08);

- для обеспечения посадки всех обучающихся в обеденном зале не достаточное количество посадочных мест, что нарушает требования п. 2.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, в части обеспечения организации питания учащихся не более чем в 3 перемены. Недостающее количество столов в обеденном зале - 40, стульев - 160;

- имеет место использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами (п.4.12 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- установлена нехватка в оборудовании и инвентаре, а именно: 3-х секционная мойка для мытья столовой посуды-1, локально вытяжная система вентиляции над духовым шкафом, кастрюли 50 л (не менее 2х) для первых блюд-2, 40л (не менее 2х) для третьих блюд-2 шт., 20л (не менее 2х) для основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) - 2 шт., 10л (не менее 3х) для соусов -2 шт. (МР 2.4.0179-02, СанПиН 2.4.5.2409-08); I

- отсутствие достаточного количества столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции - имеется в наличии 1 комплект (п: 4.7);

- в целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности не проводится витаминизация третьих и сладких блюд (п.9.3 СанПиН 2.4.5.2409-08) и соответственно отсутствуют сведения в журнале (п. 14.8);

- не организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала (п. 13.4 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется без документов подтверждающих качество и безопасность (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии) (п.6.26 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- в образовательном учреждении отмечается дефицит в наличии рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем 1 переносной рециркулятор на 3-4 классных помещения (п.2.3 СП 3.1./2.4.3598-20).

Указанные нарушения подтверждаются актом санитарно - гигиенического обследования от 28.09.2020.

Согласно Устава МБОУ «СОШ № 58» учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ с внутригородским делением «город Махачкала».

Непринятие мер к устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, выявленных в деятельности МБОУ "СОШ №58", угрожает жизни и здоровью находящихся в нем людей, в том числе и несовершеннолетних детей.

На основании изложенного, истец просит признать незаконными бездействия администрации ГОсВД «Город Махачкала» и МБОУ "СОШ №58".

Обязать их с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МБОУ «СОШ №58», а именно:

- согласовать меню с Управлением Роспотребнадзора по РД;

- обеспечить в обеденном зале достаточное количество посадочных мест, для организации питания, дополнительно оборудовать 40 столов и 160 стульев в обеденном зале;

- исключить использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами;

- обеспечить наличие достаточного количества инвентаря и оборудования в соответствии с актом санитарно - гигиенического обследования от 28.09.2020;

- обеспечить достаточное количество столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции;

- в целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводить витаминизацию третьих и сладких блюд;

- обеспечить организацию централизованной стирки специальной санитарной одежды для персонала;

- исключить прием пищевых продуктов и продовольственного сырья без документов, подтверждающих качество и безопасность;

- обеспечить наличие в образовательном учреждении рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем переносной рециркулятор на 3-4 классных помещений.

Поскольку в обоснование иска прокурор ссылается на акт, составленный по результатам проверки прокуратуры с выделением специалиста Управления Роспотребнадзора РД, однако к исковому заявлению приложен акт проверки, составленный специалистом Управления Роспотребнадзора по РД Амаевым Ш.М., при этом указанный акт не подписан представителем прокуратуры, который организовал проверку, кроме того в акте нет сведений о присутствии представителя МБОУ "СОШ №58" при проведении указанной проверки, в связи с чем суд определением от 17 ноября 2020 года обязал Управление Роспотребнадзора по РД выделить специалиста, направить для проведения проверки МБОУ "СОШ №58"с участием представителя прокуратуры Кировского района г.Махачкалы, представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" и представителя МБОУ «СОШ №58», и представить акт, подписанный всеми членами проверки.

Во исполнение указанного определения суда в суд был представлен акт обследования, подписанный всеми членами проверки.

Помощник прокурора Кировского района г.Махачкалы Османов Ш.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме, с учетом акта обследования, составленного во исполнение определения суда.

Представитель по доверенности МБОУ "СОШ №58" Ниналалов Г.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, в части установленных нарушений в акте обследования, проведенной во исполнение определение суда, в части признания бездействий директора школы просил отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ Управление образования г.Махачкалы Акимов З.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Администрация ГОсВД "город Махачкала", МКУ Управление имущественных и земельных отношений, Управления Роспотребнадзора по РД, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В пункте 1 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Учредителем, осуществляющим финансирование образовательной организации, является администрация ГОсВД "город Махачкала".

Так определением суда от 17 ноября 2020 года, суд обязал Управление Роспотребнадзора по РД выделить специалиста, направить для проведения проверки МБОУ "СОШ №58" с участием представителя прокуратуры Кировского района г.Махачкалы, представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" и представителя МБОУ "СОШ №58" и представить акт, подписанный всеми членами проверки.

Во исполнение определения суда, в суд был представлен акт обследования от 15 декабря 2020 года, подписанный всеми членами проверки.

Согласно указанному акту, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по РД Гаджиевым М.М., в присутствии помощника прокурора Кировского района г.Махачкалы Османова Ш.А., директора МБОУ "СОШ №58 Касаевой У.А., главного специалиста Управления образования г.Махачкалы Гамзатовой М.С. проведено санитарно-гигиеническое обследование МБОУ «СОШ №58», расположенного по адресу г.Махачкала, пос. Семендер, ул. Мусаева 22.

На момент проведения проверки выявлены нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части организации горячего питания и СП 3.1./2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно:

- Для обеспечения посадки всех обучающихся в обеденном зале не достаточное количество посадочных мест, что нарушает требования (п. 2.8 СанПиН 2.4.5.2409-08) в части обеспечения организации питания учащихся не более чем в 3 перемены.

- Отмечается использование и кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами (п.4.12 СанПиН 2.4.5.2409-08)

- Отмечается не хватка в оборудовании и инвентаре, а именно: 3-х секционная мойка для мытья столовой посуды-1, (МР 2.4.0179-02, п. 5.10 СанПиН 2.4.5.2409-08)

- Отсутствует достаточное количество столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции - имеется в наличии 1 комплект (п.4.7) В целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности не проводится витаминизация третьих и сладких блюд (п.9.3 СанПиН 2.4.5.2409-08) и соответственно отсутствуют сведения в журнале; (п. 14.8)

- Не организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала; (п. 13.4 СанПиН 2.4.5.2409-08)

- Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется без документов подтверждающих качество и безопасность (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии); (п.6.26 СанПиН 2.4.5.2409-08)

- В образовательном учреждении отмечается дефицит в наличии рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем 1 переносной рециркулятор на 3-4 классных помещения (п.2.3 СП 3.1./2.4.3598-20).

В судебном заседании установлено, что требование истца в части согласования меню с Управлением Роспотребнадзора по РД на момент проведения проверки было уже устранено, в связи с чем в акте обследования от 15 декабря 2020 года оно не указано.

Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании лицами, участвующими в деле.

Таким образом в ходе рассмотрения дела, судом установлено, что в МБОУ "СОШ №58" установлены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства в части требований:

- обеспечить в обеденном зале достаточное количество посадочных мест, для организации питания, дополнительно оборудовать 40 столов и 160 стульев в обеденном зале;

- исключить использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами;

- обеспечить наличие достаточного количества инвентаря и оборудования в соответствии с актом санитарно - гигиенического обследования от 28.09.2020;

- обеспечить достаточное количество столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции;

- в целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводить витаминизацию третьих и сладких блюд;

- обеспечить организацию централизованной стирки специальной санитарной одежды для персонала;

- обеспечить наличие в образовательном учреждении рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем переносной рециркулятор на 3-4 классных помещений.

- исключить использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами;

- исключить прием пищевых продуктов и продовольственного сырья без документов, подтверждающих качество и безопасность.

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 28, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями СанПиН 2.4.5.2409-08, установив, что в помещении МБОУ "СОШ №58" имеются многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, собственником имущества и учредителем школы является муниципальное образование, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц (обучающихся, сотрудников (работников), посетителей образовательного учреждения), поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований объективно невозможно, а приостановление образовательного процесса влечет неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

На Администрацию ГОсВД "город Махачкала" как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).

Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение мероприятий по обеспечению безопасности общеобразовательных учреждений в зависимость от их финансовых возможностей.

Доказательств о принятии мер директором МБОУ "СОШ №58" по устранению указанных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части признания бездействия Администрации ГОсВД "города Махачкалы", МБОУ "СОШ №58" незаконными обоснованны, подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения с указанными выше нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области соблюдения образовательными учреждениями требований СанПиН 2.4.5.2409-08, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по их устранению являются обоснованными.

Учитывая, что устранение нарушений, указанных в иске, требует соблюдения процедуры финансирования учредителем образовательного учреждения, суд полагает разумным предоставление шестимесячного срока администрации ГОсВД для выделения денежных средств на устранение нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "СОШ №58", администрации МО ГОсВД "город Махачкала" удовлетворить частично.

Признать бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения "СОШ №58", администрации МО ГОсВД "город Махачкала" незаконным.

Обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением следующих нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МБОУ "СОШ №58", расположенном по адресу: г. Махачкала, пос. Семендер, ул. Мусаева, д.22:

- обеспечить в обеденном зале достаточное количество посадочных мест, для организации питания, дополнительно оборудовать 40 столов и 160 стульев в обеденном зале;

- исключить использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами;

- обеспечить наличие достаточного количества инвентаря и оборудования в соответствии с актом санитарно - гигиенического обследования от 28.09.2020;

- обеспечить достаточное количество столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции;

- в целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводить витаминизацию третьих и сладких блюд;

- обеспечить организацию централизованной стирки специальной санитарной одежды для персонала;

- обеспечить наличие в образовательном учреждении рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем переносной рециркулятор на 3-4 классных помещений.

Обязать МБОУ "СОШ № 58" устранить следующие нарушения требований санитарно -эпидемиологического законодательства в МБОУ "СОШ № 58":

- исключить использование кухонной и столовой посуды с отбитыми краями и сколами;

- исключить прием пищевых продуктов и продовольственного сырья без документов, подтверждающих качество и безопасность.

Обязать МБОУ "СОШ № 58" по мере поступления финансирования на эти цели устранить следующие нарушения требований санитарно -эпидемиологического законодательства в МБОУ "СОШ № 58":

- обеспечить в обеденном зале достаточное количество посадочных мест, для организации питания, дополнительно оборудовать 40 столов и 160 стульев в обеденном зале;

- обеспечить наличие достаточного количества инвентаря и оборудования в соответствии с санитарно - гигиенического обследования от 28.09.2020;

- обеспечить достаточное количество столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции;

- в целях проведения профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводить витаминизацию третьих и сладких блюд, с занесением в журнал;

- обеспечить организацию централизованной стирки специальной санитарной одежды для персонала;

- обеспечить наличие в образовательном учреждении рециркуляторов воздуха, для обеспечения соблюдения требований из расчета в среднем переносной рециркулятор на 3-4 классных помещений.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "СОШ № 58", администрации МО ГОсВД "город Махачкала" в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Кировский районный суд г.Махачкалы в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2020 года.

Председательствующий                                                                   Магомедова А.М.

2-2759/2020 ~ М-3103/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкалы
Ответчики
МБОУ СОШ №58
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД
Администрация г.Махачкала
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедова Асият Магомедовна
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
22.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2020Подготовка дела (собеседование)
05.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Дело оформлено
01.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее