Решение по делу № 12-63/2018 от 09.02.2018

Дело № 12-63-2018

Мировой судья 34-го

судебного участка Читинского района

Забайкальского края Богомазова С.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

06 марта 2018 года судья Читинского районного суда Забайкальского края Коберская М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите протест прокурора Читинского района на постановление мирового судьи судебного участка № 34 Читинского района Забайкальского края от 25.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Щербаковой И.А.,

УСТАНОВИЛ:

28.12.2017 в отношении Щербаковой И.А. УУП ОМВД России по Читинскому району составлен протокол об административном правонарушении в том, что 25.12.2017 в 19-00 часов по адресу <адрес> в магазине «Продукты», принадлежащем Щербаковой И.А., в нарушение требований п. 1 ст. 10.2, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных и без справок к товарно-транспортным накладным А и Б; на пиво «Жигули Барное» емкостью 0,5 л с содержанием спирта 4,9 % об. по цене 66 рублей за шт. была предоставлена накладная на пиво «Жигули Барное» № РТГ63266135 от 22.11.2017. Вся алкогольная продукция предлагалась к продаже, т.е. находилась на витрине с ценниками при отсутствии каких-либо объявлений, что данная продукция не продается. Согласно протоколу изъятия, была изъята алкогольная продукция, принадлежащая ИП Щербаковой И.А., в количестве 3 бутылок на общую сумму 198 рублей, на указанную продукцию товарно-транспортные накладные и справки к товарно-транспортным накладным были представлены 28.12.2017 в ОВМД России по Читинскому району по адресу: ул. Гагарина, д. 1А, г. Чита, Забайкальского края.

25.01.2018 постановлением мирового судьи 34 судебного участка Читинского района Забайкальского края индивидуальный предприниматель Щербакова И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения без конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На указанное постановление прокурором Читинского района внесен протест, в котором заявлено требование об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях деликвента состава административного правонарушения по мотивам того, что продажу алкогольной продукции осуществляет ООО «Амур», имеющее лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу, указанному в протоколе как место совершения административного правонарушения. Указанному обстоятельству надлежащая правовая оценка в рамках производства по делу не дана, в связи с чем вывод о наличии вины в действиях ИП Щербаковой И.А. противоречит материалам дела. Кроме того, прокурор полагает, что должностным лицом, составившим протокол, нарушены требования федерального законодательства «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку ИП Щербакова И.А. не была уведомлена о предстоящей внеплановой проверке, а приказ УМВД России по Забайкальскому краю № 811 от 22.12.2017 не является основанием для проведения внеплановой проверки по пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

В судебном заседании помощник прокурора Шарафутдинов М.В. поддержал требования протеста по изложенным в нем доводам.

Деликвент Щербакова И.А. и ОМВД России по Читинскому району, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились по неизвестной причине.

Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Данная норма права носит бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", согласно пункту 13.1 статьи 2 которого пиво - является алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Ответственность за нарушение требований Федерального закона N 171 в силу положений его пункта 3 статьи 26 возложена на юридических лиц, должностных лиц и граждан.

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: в том числе 1) товарно-транспортная накладной; и 3) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, предусмотрено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.Исходя из анализа указанных норм материального права, вышеназванные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по требованию покупателя, в том числе в момент проверки контролирующими органами.

Из материалов дела следует, что проверка должностными лицами ОМВД России по Читинскому району проводилась по адресу: <адрес> помещении магазина «Продукты».

Согласно протоколу об административном правонарушении, 25.12.2017 продавец магазина по указанному адресу на требование должностного лица контролирующего органа не представила товарно-транспортные накладные и справки к ним А и Б на алкогольную продукцию - пиво «Жигули Барное», тем самым, индивидуальный предприниматель Щербакова И.А., осуществляющая коммерческую деятельность, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Также в протоколе указано, что на указанную алкогольную продукцию товарно-транспортная накладная и соответствующие справки деликвентом были представлены в 10-00 часов 28.12.2017 в ОМВД России по Читинскому району.

Из содержания товарно-транспортных накладных от 22.11.2017 (л.д.14-17) и иных сопроводительных документов на поставку алкогольной продукции следует, что грузополучателем и плательщиком за товар в виде алкогольной продукции, в том числе изъятого пива марки «Жигули Барное», является ООО «Амур», <адрес>. Грузоотправителем именуется ООО «<данные изъяты>».

ООО «Амур» имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по названному адресу, сроком действия до 07.04.2018 (л.д.62-63).

Согласно приказу № 1 от 03.03.2015, Щербакова И.А. является директором указанного Общества (л.д.61).

Таким образом, должностным лицом на момент составления протокола оставлено без внимания то обстоятельство, что ИП Щербакова И.А. отношения к продаже изъятой алкогольной продукции не имеет, поскольку такой деятельностью занимается ООО «Амур», т.к. получателем груза с алкогольным товаром явилось именно Общество, а не индивидуальный предприниматель.

То обстоятельство, что предпринимательская деятельность ИП Щербаковой И.А. также размещается в магазине, расположенном по адресу: Смоленка. Шоссейная, 17, не свидетельствует о том, что ею осуществляется продажа алкогольной продукции.

Наличие или отсутствие лицензии в порядке подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ у ИП Щербаковой И.А. на момент проверки и составления протокола об административном правонарушении вообще не проверялось, тем самым полагать, что к продаже была выставлена алкогольная продукция, реализуемая не ООО «Амур», а именно ИП Щербаковой И.А. вообще не имеется.

В этой связи указание в оспариваемом постановлении о том, что ИП Щербакова И.А. осуществляла розничную продажу алкогольной продукции без необходимых документов, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном конкретном случае вина ИП Щербаковой И.А. в инкриминируемом ей административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, отсутствует.

Вместе с тем, суд полагает неверными суждения прокурора в поданном протесте об отсутствии законных оснований для проведения внеплановой проверки в отношении ИП Щербаковой И.А.

Частью 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в том числе нарушение прав потребителей.

Из материалов дела следует, что проверка была инициирована в связи с поступившим сообщением о факте реализации алкогольной продукции без соответствующей документации, что подтверждается телефонным сообщением от 25.12.2017, с указанием о регистрации такого сообщения в установленном порядке (л.д.4).

Кроме того, согласно приказу врио начальника УМВД России по Забайкальского края постановлено о проведении оперативно-профилактических мероприятий под условным наименованием «Алгоколь», в числе таких мероприятий также предусмотрено определение предприятий и торговых точек, связанных с оборотом алкогольной продукции, в отношении которых поступала информация о правонарушениях (л.д.74-77).

Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. А в силу пп. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Данный Федеральный закон не содержит каких-либо запретов или ограничений в отношении форм действий сотрудников полиции по осуществлению предусмотренной для них обязанности по выявлению и пресечению административных правонарушений. Кроме того, согласно ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновного к административной ответственности.

В этой связи ссылка прокурора о нарушении норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном конкретном случае не состоятельна и основана на неверном толковании закона.

Тем не менее, исходя из вышеизложенного, выводы мирового судьи о наличии в действиях ИП Щербаковой И.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 34 Читинского района Забайкальского края от 25.01.2018 в отношении индивидуального предпринимателя Щербаковой И.А. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Решение вступает в силу немедленно.

Судья                Коберская М.В.

12-63/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Е.В. Казанов
Ответчики
Щербакова Ирина Александровна
Суд
Читинский районный суд Забайкальского края
Судья
Коберская М.В.
Статьи

КоАП: ст. 14.16 ч.3

Дело на сайте суда
chitinski--cht.sudrf.ru
12.02.2018Материалы переданы в производство судье
06.03.2018Судебное заседание
06.03.2018Вступило в законную силу
08.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее