Судья Максимова Е.В. |
дело № 33-7859/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
08.05.2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Торжевской М.О.,
Орловой А.И.,
при секретаре Рокало В.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ивановой Натальи Владимировны к жилищно-строительному кооперативу «Соловьи», обществу с ограниченной ответственностью «Домбери» о признании права собственности на жилое помещение
по частной жалобе истца на определение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 14.02.2019 об отказе в пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заслушав доклад судьи Торжевской М.О., объяснения представителя истца по доверенности от 08.04.2017 Кузьминой И.В., представителя ответчика ЖСК «Соловьи» по доверенности от 23.01.2019 Маслаковой Н.А., представителя ответчика ООО «Домбери» по доверенности от 21.01.2018 Пономарева С.С., судебная коллегия
установила:
решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 30.06.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.11.2017, оставлены без удовлетворения исковые требования Ивановой Н.В. к ЖСК «Соловьи», ООО «Домбери» о признании права собственности на жилое помещение - ....
15.01.2019 истец обратилась с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В обоснование заявления указано, что мотивом для отказа в иске послужило неисполнение заключенного между ЖСК «Соловьи» и ООО «Домбери» дополнительного соглашения от 08.09.2015 № 4 к договору инвестирования от 26.03.2008, в соответствии с которым цена строительства была увеличена на сумму в размере 40965 000 рублей, отсутствие оплаты по договору инвестирования в размере, установленном в дополнительном соглашении для членов кооператива по 4000 рублей за 1 кв.м., со стороны истца. В качестве вновь открывшего обстоятельства истец ссылается на обстоятельства, установленные постановлением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа от 18.10.2018 в отношении П., который действовал в качестве председателя кооператива и подписывал дополнительное соглашение от 08.09.2015 № 4. Истец полагает, что данным постановлением установлено, что сделка по подписанию председателем ЖСК «Соловьи» дополнительного соглашения от 08.09.2015 № 4 является недействительной не только на основании части 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, но и на основании статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также истец ссылается на протокол допроса от 28.05.2018 свидетеля Х., который подписывал дополнительное соглашение от имени ООО«Домбери», протокол допроса обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о привлечении в качестве обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица и принятии его к производству от 16.07.2018, которыми подтверждается злонамеренный сговор между руководителями ЖСК«Соловьи», ООО «Домбери», ООО «Техстрой» с целью причинения ущерба членам кооператива, в том числе, истцу.
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 14.02.2018 в удовлетворении заявления Ивановой Н.В. о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам было отказано.
В частной жалобе истец настаивает на доводах заявления, ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Доводы жалобы аналогичны приведенным в заявлении о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о движении дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда oblsud.svd.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), истец и третьи лица извещены почтой 17.04.2019.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности от 08.04.2017 Кузьмина И.В., представитель ответчика ЖСК «Соловьи» по доверенности от 23.01.2019 Маслакова Н.А. на доводах жалобы настаивали, представитель ответчика ООО «Домбери» по доверенности от 21.01.2018 Пономарев С.С. возражал против доводов жалобы, просил оставить определение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к вновь открывшимся обстоятельствам относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» разъяснено, что вновь открывшимися обстоятельствами, указанными в пункте 1 части 3 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, по смыслу приведенных норм вновь открывшимися могут являться обстоятельства, объективно существовавшие во время судебного разбирательства, но остававшиеся скрытыми от суда и сторон и ставшие известными только после вступления судебного постановления, которым окончено судебное разбирательство, в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к новым обстоятельствам относятся признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу.
В подпункте «б» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 31 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» разъяснено, что если мотивом обращения в суд явилось признание вступившим в законную силу постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу, то это обстоятельство может служить основанием для пересмотра судебного постановления при наличии вывода о признании недействительной оспоримой или ничтожной сделки либо о применении последствий недействительности ничтожной сделки в резолютивной и (или) мотивировочной части решения суда по другому делу.
В обоснование своего заявления истец ссылается на обстоятельства, установленные постановлением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа от 18.10.2018 в отношении П., протоколы допросов свидетеля Х. от 28.05.2018 и обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о привлечении в качестве обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица и принятии его к производству от 16.07.2018, которые, по мнению заявителя, указывают на недействительность дополнительного соглашения от 08.09.2015 №4, злонамеренный сговор между руководителями ЖСК«Соловьи», ООО «Домбери», ООО «Техстрой» с целью причинения ущерба членам кооператива, в том числе, истцу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что постановлением о прекращении уголовного дела недействительность дополнительного соглашения от 08.09.2015 №4 не устанавливалась, протоколы допросов свидетеля Х. от 28.05.2018 и обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о привлечении в качестве обвиняемого П. от 27.09.2018, постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица и принятии его к производству от 16.07.2018 объективно не существовали на момент рассмотрения дела и не могут являться вновь открывшимися обстоятельствами и служить основанием к пересмотру решения суда.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Доводы о том, что постановлением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.10.2018 установлена недействительность дополнительного соглашения от 08.09.2015 №4, несостоятельны и основаны на ошибочном толковании норм процессуального и материального права.
Порядок признания сделок недействительными определен главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В заявлении истец указывает на недействительность данной сделки со ссылкой на статью 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (последствия нарушения органом юридического лица условий осуществления полномочий либо интересов представляемого или интересов юридического лица). Положения данной статьи предусматривают оспоримые условия для признания сделки недействительной, а значит, признание ее таковой требует обращения в суд с соответствующим требованием и вынесения решения о признании недействительной оспоримой сделки.
Постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.10.2018, протоколы допросов выводов о недействительности дополнительного соглашения к договору инвестирования в порядке, предусмотренном главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, не содержат и не могут содержать с учетом вида и предмета судопроизводства, в котором рассматривалось дело.
Более того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2018 оставлены без удовлетворения исковые требования ЖСК «Соловьи» к ООО «Домбери» о признании недействительными сделок: третейского соглашения, заключенного в виде дополнительного соглашения от 08.09.2015 № 4 к договору инвестирования строительства от 26.03.2008; дополнительного соглашения от 08.09.2015 № 4 к договору инвестирования строительства от 26.03.2008; протокола договорной цены от 08.09.2015 (приложение № 3 к договору инвестирования строительства от 26.03.2008). При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых сделок недействительными, в том числе, в соответствии с положениями статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2018 по делу № А60-50487/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по тому же делу оставлены без изменения.
Доводы о том, что дополнительное соглашение к договору инвестирования является недействительной сделкой, поскольку договор подписан неуполномоченным лицом, избранным ничтожным решением общего собрания и правления, проверялись и были отклонены судами первой и апелляционной инстанции и при рассмотрении дела по иску Орловой Г.Ф. о признании права собственности на квартиру.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Представленные истцом сведения являются лишь дополнением к аналогичной позиции истца при рассмотрении дела по существу. Обнаруженные после вынесения решения сведения, подтверждающие или опровергающие факты, исследованные судом, не являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Учитывая изложенное, указанные заявителем обстоятельства не могут быть признаны вновь открывшимися или новыми и не влекут отмену вступившего в законную силу судебного постановления.
Таким образом, определение вынесено законно и обоснованно, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 14.02.2019 оставить без изменения, частную жалобу Ивановой Натальи Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий |
Киселева С.Н. |
Судьи |
Орлова А.И. |
Торжевская М.О. |