РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары
в составе председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Мироновой Ю.С.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Мосталыгиной А.В.,
представителя административного истца Перегудова Д.В.,
административного ответчика Долгова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3779/2022 по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Долгова ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области в лице начальника Нестерова Н.Н. обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Долгова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного приговором <данные изъяты> городского суда <адрес> от 17.11.2020 года по ст. 30 ч.3; 228-1 ч.3 п Г; 70 УК РФ, к 9 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Прежние судимости:
- 29.01.1988г. осужден <данные изъяты> народным судом <адрес> по ст.89 ч.3, ст.212-1 ч.2, ст.40 УК РСФСР, сроком на 3 года лишения свободы.
- 30.01.1996г. осужден <данные изъяты> народным судом <адрес> по ст. 144 ч.2, ст.224 ч.3, ст.40 УК РСФСР, сроком на 2 года 6 месяцев лишения свободы.
- 03.07.1998г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.2 УК РФ, сроком на 4 года лишения свободы.
- 03.05.2001г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст.228 ч.1 УК РФ, сроком на 2 года лишения свободы условно.
- 14.03.2002г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.2, 30, 228 ч. 1, 69 УК РФ, сроком на 4 года 6 месяцев лишения свободы.
- 28.05.2007г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.3, ст.30 ч.3, ст.162 ч.2, ст.69 УК РФ, сроком на 8 лет лишения свободы.
09.08.2011г. за повторность нарушений установленного порядка, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен с обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.
Освобождается 26 января 2023 года из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области по отбытии срока наказания. После освобождения желает проживать по адресу: <адрес>
Сведения о поведении осужденного за период отбывания наказания: поощрений не имеет, за нарушение правил установленного порядка отбывания наказания получил 91 дисциплинарных взысканий в виде выговоров, водворений в штрафной изолятор и в помещения камерного типа из них 16 погашено временным фактором.
На основании изложенного, административный истец просит установить в отношении Долгова А.В. административный надзор сроком на 10 лет и административные ограничения в виде: 3 раза в месяц являться в органы внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Перегудов Д.В.административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик Долгов А.В., участвующий в процессе посредством ВКС, требования административного искового заявления об обязательной явке признал, суду пояснил, что имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Это частный дом. Дом подарили на свадьбу. Супруга умерла. Предполагает, что после ее смерти там проживают ее родственники. На вопрос помощника прокурора ответил, что до ареста состоял на учете в наркодиспансере, с диагнозом «<данные изъяты>».
В судебном заседании старший помощник прокурора Мосталыгина А.В. полагала, что иск подлежит удовлетворению, просила дополнить административные ограничения в виде запрета на посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив, поскольку ответчик состоит на учете в наркодиспансере.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В силу ч.1 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:
1) исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
2) органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Согласно п.5 указанной выше статьи административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Категории лиц, за которыми устанавливается административный надзор, названы в ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Исходя из положений п. 2 ч. 2 названной статьи, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в том числе, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона.
Из материалом дела следует, что приговором <данные изъяты> городского суда <адрес> от 17.11.2020 года Долгов А.В. осужден по ст. 30 ч.3; 228-1 ч.3 п.Г; 70 УК РФ, к 9 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Ранее судим:
- 29.01.1988г. осужден <данные изъяты> народным судом <адрес> по ст.89 ч.3, ст.212-1 ч.2, ст.40 УК РСФСР, сроком на 3 года лишения свободы.
- 30.01.1996г. осужден <данные изъяты> народным судом <адрес> по ст. 144 ч.2, ст.224 ч.3, ст.40 УК РСФСР, сроком на 2 года 6 месяцев лишения свободы.
- 03.07.1998г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.2 УК РФ, сроком на 4 года лишения свободы.
- 03.05.2001г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст.228 ч.1 УК РФ, сроком на 2 года лишения свободы условно.
- 14.03.2002г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.2, 30, 228 ч. 1, 69 УК РФ, сроком на 4 года 6 месяцев лишения свободы.
- 28.05.2007г. осужден <данные изъяты> городским судом <адрес> по ст. 158 ч.3, ст.30 ч.3, ст.162 ч.2, ст.69 УК РФ, сроком на 8 лет лишения свободы.
09.08.2011г. за повторность нарушений установленного порядка, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен с обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.
Судом установлено, что Долгов А.В.26 января 2023 года освобождается из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области по отбытии срока наказания. После освобождения желает проживать по адресу: <адрес>.
Сведения о поведении осужденного за период отбывания наказания: поощрений не имеет, за нарушение правил установленного порядка отбывания наказания получил 91 дисциплинарных взысканий в виде выговоров, водворений в штрафной изолятор и в помещения камерного типа из них 16 погашено временным фактором.
Согласно характеристике, представленной начальником отряда ФИО6, согласованной с начальником ОВРО ФИО7, осужденный Долгов А.В. впервые прибыл в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области 24.04.2017 года для прохождения лечения <данные изъяты>. По прибытии в учреждение распределен в отряд №, ДД.ММ.ГГГГ переведен в отряд №.За время отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом: получил 91 дисциплинарное взыскание в виде выговоров, водворений в штрафной изолятор и перевода в помещения камерного типа за нарушение правил установленного порядка отбывания наказания, из них 16 погашено временным фактором. За систематическое нарушение правил установленного порядка отбывания наказания 09.08.2011г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен с обычных на строгие условия отбывания наказания.На мероприятиях воспитательного характера присутствует регулярно, но должных выводов не делает, продолжает нарушать правила внутреннего распорядка. Отношения поддерживает с отрицательной категорией осужденных. С представителями администрации и иными лицами, посещающими ИУ, вежлив, нетактичного поведения не допускает. Спальное место и прикроватную тумбочку содержит в удовлетворительном состоянии. Установленную форму одежды нарушает систематически. Требования санитарии и гигиены знает и выполняет. В общественной жизни отряда и учреждения участия не принимает. Вину в совершенном преступлении признает. Социальные связи с родственниками поддерживает редко путем переписки. Исполнительные листы на взыскание исков в учреждение не поступали. В учреждении не обучался, имеет среднее образование. В учреждении не трудоустроен. <данные изъяты>. К лечению <данные изъяты> относится недобросовестно, предписания лечащего врача выполняет нерегулярно. Диагноз: <данные изъяты> Осуждённый Долгов А.В. за время отбывания наказания не встал на путь исправления, систематически допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно.
С учетом изложенного, на основании ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ суд полагает необходимым установить в отношении Долгова А.В. административный надзор, срок которого подлежит определению, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона. В силу данной нормы административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора привязан к сроку погашения судимости и не может его превышать ни при каких обстоятельствах. Согласно редакции Уголовного кодекса РФ (часть п. «д» части 3 статьи 86),действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания. Категории преступлений определены в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора в отношении административного ответчика является правомерным и полагает установить административный надзор в отношении него на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что срок административного надзора для лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч. 2 и 2.1 ст. 3 указанного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разрешая вопрос об установлении административных ограничений в отношении административного ответчика, суд также принимает во внимание представленную характеристику.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 1 указанной статьи).
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 указанной статьи).
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца и установить административному ответчику следующие административные ограничения: являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения3 раза в месяц; запрета на посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Долгова А.В.административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие-либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
С учетом мнения сторон, конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления в отношении Долгова А.В.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Долгова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Долгова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В указанный период установить в отношении Долгова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административные ограничения в виде:
- обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения 3 раза в месяц;
- запрета на посещение баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции на розлив.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья Е.И. Селезнева