Решение по делу № 2-2656/2021 ~ М-1241/2021 от 29.03.2021

№ 2-2656/2021 решение изготовлено 03.06.2021 г.

76RS0016-01-2021-001653-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля

в составе председательствующего судьи Симоненко Н.М.,

при секретаре Пименовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области к Виноградову Б.К. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования. Популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

    Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области обратился с исковым заявлением к Виноградову Б.К. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В обосновании иска указано, что в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 03.09.2004 № 148 здание, расположенное по адресу: <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой Поседимовой», кон. XVIII в., кон. XIX (далее - объект культурного наследия). С 26.11.2004 собственником здания является Виноградов Б.К., что подтверждается выпиской о правах на объект недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости. С ответчиком на указанный объект культурного наследия было заключено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия от 10.11.2014 № 361/23-214, в соответствии с пунктами 1.2.4, 1.3.1, 1.3.3 которого собственник обязан своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по его восстановлению (консервационные работы); обеспечивать режим содержания памятника: своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы независимо от сезона, ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния; содержать памятник в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а территорию памятника в благоустроенном состоянии. В ходе неоднократных проведенных осмотров здания было установлено, что состояние объекта культурного наследия за период владения им ответчиком ухудшилось: в результате обрушения внутренних перекрытий и утраты крыши здание подвержено атмосферным осадкам, что может привести к утрате памятника.

Представитель истца по доверенности Федотова О.Ю. в судебное заседание исковые требования поддерживала. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

Ответчик причин неявки в судебное заседание не сообщил, о слушании дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Особенности владения и пользования объектами культурного наследия, а также отношения в области государственной охраны и пользования недвижимыми объектами культурного наследия регулируются положениями Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу статьи 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с подпунктами 1, 3, 8 пункта 1 статьи 47.3. Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание

его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ указано: если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В силу пунктов 1.2.4, 1.3.1, 1.3.3 охранного обязательства от 14.12.2011 собственник обязан своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по его восстановлению (консервационные работы); обеспечивать режим содержания памятника: своевременно производить текущий и капитальный ремонт, благоустроительные работы независимо от сезона, ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния; содержать памятник в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а территорию памятника в благоустроенном состоянии.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение условий охранного обязательства является нарушением Федерального закона № 73-ФЗ. Непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона № 73-ФЗ за нарушение данного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Согласно п. 3.2.10. Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 г. № 659-п, департамент предъявляет иски в суд в случае нарушения законодательства об объектах культурного наследия.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой Поседимовой», кон. XVIII в., кон. XIX (далее - объект культурного наследия) на основании постановления Администрации Ярославской области от 03.09.2004 № 148.

С 26.11.2004 собственником здания является Виноградов Б.К., что подтверждается выпиской о правах на объект недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости.

С ответчиком на указанный объект культурного наследия было заключено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия от 10.11.2014 № 361/23-214.

Согласно акта осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 10.11.2014, являющегося неотъемлемым приложением к охранному обязательству от 10.11.2014, наблюдаются отдельные утраты кладки на углах объемов; штукатурное покрытие имеет значительные утраты, следы намокания и подсоса влаги; наблюдаются провисание перекрытий в большей части внутренних помещений, на втором этаже перекрытия частично обрушены; потолки оштукатурены по дранке; здание покрыто вальмовой крышей, на крыше размещены слуховые окна в фигурных аттиках и парапетные столбы; кровля металлическая, поражена коррозией; кровельное покрытие частично утрачено; подшивка карниза деревянная, дощатая, поражена гнилью; столярное заполнение оконных проемов утрачено, входные двери утрачены; в некоторых помещениях с большими утратами сохранились потолочные тяги, имеются печи, облицованные зеркальными изразцами; лестницы деревянные, частично обрушены, поражены гнилью, требуют замены.

В ходе проведения мероприятия по контролю на основании задания департамента от 18.03.2020 № 107-вк, осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия, составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 19.03.2020 года, из которого следует. что на момент осмотра здание не используется; утрачены крыша, перекрытия, полы, внутренние перегородки; оконные проёмы зашиты деревянными щитами, некоторые заложены кирпичом; внутренне пространство замусорено фрагментами конструкций и бытовым мусором; здание содержится в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

По результатам проведенной департаментом проверки собственнику объекта было выдано предписание от 26.03.2020 № ИХ.43-1028/20, предусматривающее проведение консервационных (противоаварийных) работ на объекте культурного наследия в срок до 31.12.2020 года.

Однако в результате осмотра объекта культурного наследия, проведенного на основании задания департамента от 03.02.2021 № 27-вк в связи с истечением срока выполнения предписания от 26.03.2020, согласно акта осмотра от 08.02.2021 года, было установлено, что консервационные (противоаварийные) работы на объекте культурного наследия ответчиком не проведены. По данному факту департаментом было возбуждено дело об административном правонарушении

Постановлением Заволжского районного суда г. Ярославля от 11.06.2020 по делу № 5-86/2020 Виноградов Б.К. был привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, за неосуществление расходов на содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии объекта культурного наследия.

Постановлением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 30.03.2021 по делу № 5-418/2021 Виноградов Б.К. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия,

Со стороны ответчика не представлено каких-либо возражений по существу исковых требований, доказательств, опровергающих доводы истца.

При указанных обстоятельствах требования Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области к Виноградову Б.К. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре подлежат удовлетворению.

Также с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Виноградова Б.К. обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств выполнить работы по консервации (в том числе комплекс работ по защите объекта культурного наследия) выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой Поседимовой», кон. XVIII в., кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Виноградова Б.К. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.М. Симоненко

2-2656/2021 ~ М-1241/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Ответчики
Виноградов Борис Константинович
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославля
Судья
Симоненко Н.М.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--jrs.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее