Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-277/2021 ~ М-191/2021 от 15.03.2021

УИД 28RS0008-01-2021-000364-97                                              Дело № 2а-277/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея, Амурской области                                                               15 апреля 2021 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

с участием административного истца – Козина ЖЖ, представителя административного истца – ФИО6, представителя административного ответчика – Зейского городского Совета народных депутатов – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козина ЖЖ к Зейскому городскому Совету народных депутатов, председателю Зейского городского Совета народных депутатов ФИО1 об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в связи с утратой доверия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Зейскому городскому Совету народных депутатов (далее ЗГСНД) с требованием признать незаконным решение ЗГСНД <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о досрочном прекращении её полномочий, в связи с утратой доверия. В обоснование своих требований указав, что она является депутатом ЗГСНД с <Дата обезличена>, оспариваемым решением её полномочия прекращены досрочно с формулировкой: за неоднократно допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в предоставлении заведомо неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с утратой доверия. При этом ЗГСНД в своем решении сослался на рассмотрение им поступившего заявления губернатора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, представления прокурора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об устранении нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, а также руководствовался Федеральными законами № 131-ФЗ от <Дата обезличена> и № 273-ФЗ от <Дата обезличена>. Считает, что оспариваемое решение незаконно, нарушает Федеральный закон № 273-ФЗ от <Дата обезличена> и № 131-ФЗ от <Дата обезличена>, <адрес> <Номер обезличен>-ОЗ «О мерах противодействию в <адрес>», Уставу <адрес>, регламенту ЗГСНД. В докладе начальника Управления региональной безопасности и противодействия коррупции области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о результатах проверки в отношении Козина ЖЖ содержится вывод, указанный в ч. 8 ст. 4.<адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>», о применении к Козина ЖЖ за предоставление недостоверных (неполных) сведений о доходах за <Дата обезличена> года, мер юридической ответственности и предложение по результатам проверки направить информацию в ЗГСНД для принятия решения о применении в отношении Козина ЖЖ мер ответственности, в соответствии с законодательством. ЗГСНД, не дождавшись окончания проверки, проводимой Управлением региональной безопасности и противодействия коррупции <адрес>, по информации председателя ЗГСНД ФИО1 о внесенном представлении прокуратуры <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции по факту представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <Дата обезличена> год, на заседании от <Дата обезличена>, вынес Козина ЖЖ предупреждение. В результате в оспариваемом решении указывается на неоднократность допущенных ФИО5 нарушений законодательства о противодействии коррупции, хотя понятие неоднократности данным законодательством не определено. Считает, что установленными в отношении нее проверкой нарушения по факту представления неполных (недостоверных) сведений о доходах за <Дата обезличена> года являются несущественными, серьезных расхождений в предоставленных справках, свидетельствующих о занижении, сокрытии Козина ЖЖ значительных доходов своих и супруга, сокрытии имущества, в связи с чем, к ней могла бы быть применена иная мера ответственности, кроме досрочного прекращения полномочий депутата, в связи с утратой доверия. На момент принятия незаконного решения ЗГСНД не был принят требуемый Федеральным законом, <адрес> нормативно-правовой акт, регулирующий порядок принятия решения о применении мер ответственности к депутату, предоставившему недостоверные или неполные сведения о доходах. Из самого текста обжалуемого решения усматривается, что на момент его принятия отсутствует требуемый порядок принятия решения о применении мер ответственности к депутату, предоставившему недостоверные или неполные сведения о доходах, ссылки на данный нормативно-правовой акт в обжалуемом решении отсутствуют. Таким образом, при принятии незаконного решения о досрочном прекращении полномочий Козина ЖЖ действия ЗГСНД не соответствуют нормативно-правовым актам и нарушают права административного истца.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена председатель Зейского городского Совета народных депутатов ФИО1, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление региональной безопасности противодействия коррупции Амурской области, прокурор Зейского района.

В судебном заседании административный истец Козина ЖЖ настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Также пояснила, что какого-либо умысла на предоставления недостоверной информации о доходах у нее не было, как заполнять справки им ни кто не объяснял, они до всего доходили сами, этим и были вызваны неточности в заполнении.

Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Зейского городского Совета народных депутатов – ФИО7, заявленные административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы изложенные в письменном отзыве на иск.

Административный ответчик – председатель Зейского городского Совета народных депутатов ФИО1 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Управления региональной безопасности противодействия коррупции <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо – прокурор <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, отзыв на иск не представил.

В силу ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

<Дата обезличена> Зейским городским Советом народных депутатов вынесено решение <Номер обезличен> о досрочном прекращении полномочий депутата ЗГСНД Козина ЖЖ.

<Дата обезличена> административный истец обратился в Зейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением. Таким образом, суд находит, что трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом, соблюдён.

При рассмотрении иных вопросов, подлежащих выяснению судом при рассмотрении настоящего дела, указанных в ч. 9 ст. 226 КАС, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от <Дата обезличена>), устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 5, п. 20 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в частности, мероприятия по повышению ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1. статьи 40 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 9 ст. 38 Устава города Зея, депутат органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4.<адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ (ред. от <Дата обезличена>) «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) обязаны представлять: лица, замещающие должности муниципальной службы в области, включенные в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие в области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждаемый нормативным правовым актом органа местного самоуправления (далее - перечень должностей муниципальной службы в области). Лица, замещающие муниципальные должности (за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе), ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют:

1) сведения о своих доходах, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря) (далее - отчетный период), от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Указом Президента Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

В силу положений части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от <Дата обезличена> № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <Дата обезличена> № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (часть 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вступившая в силу <Дата обезличена> новая редакция Федерального закона № 131-ФЗ допускает применение к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах иных мер ответственности, в том числе предупреждения, если искажение этих сведений является несущественным (часть 7.3.1 статьи 40 данного Закона).

Как следует из материалов дела, Козина ЖЖ избрана депутатом Зейского городского Совета народных депутатов по избирательному округу <Номер обезличен> <Дата обезличена>.

Во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей в срок до <Дата обезличена> Козина ЖЖ предоставлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетнего ребенка за <Дата обезличена> год (далее по тексту - справка о доходах).

Также, во исполнение возложенных приведенными нормами обязанностей в срок до <Дата обезличена> (указ Президента <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) Козина ЖЖ предоставлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетнего ребенка за <Дата обезличена> год (далее по тексту - справка о доходах).

<адрес> по обращению ЗГСНД от <Дата обезличена> <Номер обезличен> проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Козина ЖЖ справок, по результатам которой было установлено, что в нарушение норм закона депутатом ЗГСНД Козина ЖЖ в справках о доходах за <Дата обезличена> год в разделе 4 (сведения о счетах в банках) не указаны сведения о счете в ПАО «Сбербанк России» открытом <Дата обезличена> (<Дата обезличена> счет закрыт, но по состоянию на <Дата обезличена> действовал), в справке о доходах супруга в разделе 4 не указаны сведения о счетах в ПАО «АТБ», открытых <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», открытых <Дата обезличена> (2 счета). Справка о доходах супруга не подписана лицом представившим справку, в справке о доходах несовершеннолетнего ребенка в разделе 3.1 (недвижимое имущество) неверно указана площадь объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности по адресу: <адрес> (в справке о доходах – 61,6 кв.м, согласно выписке из ЕГРН – 49,7 кв.м), не полностью указан адрес квартиры площадью 11.3 кв.м., принадлежащей на праве собственности в <адрес>. По результатам данной проверки прокурором вынесено представление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием привлечь депутата Козина ЖЖ к ответственности, предусмотренной ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

<Дата обезличена> состоялось очередное заседание ЗГСНД <Номер обезличен>, в повестку дня которого в том числе был включен вопрос о представлении прокурора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении Козина ЖЖ.

На основании решения ЗГСНД <Номер обезличен> от <Дата обезличена> представление прокурора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции удовлетворено, депутат ЗГСНД Козина ЖЖ привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, к ней применена мера ответственности в виде предупреждения.

<Дата обезличена> в адрес <адрес> Управлением региональной безопасности противодействия коррупции <адрес> (Управление РБ и ПК АО) направлен доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом ЗГСНД Козина ЖЖ за <Дата обезличена> годы, согласно которому в Управление поступила информация председателя Зейского городского Совета народных депутатов о внесенном представлении прокуратуры <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции по факту представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (за <Дата обезличена> год депутатом Зейского городского Совета народных депутатов Козина ЖЖ, на основании информации, содержащейся в акте прокурорского реагирования, в соответствии с распоряжением губернатора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-к «О проведении проверки» проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах за <Дата обезличена> годы в отношении Козина ЖЖ.

В ходе проверки установлено следующее. В справке о доходах Козина ЖЖ за 2018 год не указана информация о 2 счетах, открытых в банках: а) ПАО «Сбербанк России»: <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> - 0.00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось; б) ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> - 0.00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось. В справке о доходах несовершеннолетнего ребенка за 2018 год в разделе 3.1 неверно указана площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (вместо 49,7 кв.м указано 61.6 кв.м). Величина ошибки - 19,32 %, в разделе 3.1 не полностью указан адрес объекта недвижимого имущества, площадью 11,3 кв.м, расположенного в <адрес> (вместо <адрес>, 26, ком. 6 указано <адрес>). В справке о доходах Козина ЖЖ за 2019 год не указан доход в размере 275,68 рублей, полученный в виде причисленных процентов от ПАО «Сбербанк России». Величина ошибки - 0.006 %; не указана информация о 7 счетах, открытых в банках: а) ПАО «Сбербанк России»: <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> - 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось; <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> – 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось; <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> – 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось. <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> – 104,04 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде осуществлялось: сумма операций по дебету — 15 300,00 рублей, по кредиту – 15404,04 рублей; <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств на счете по состоянию на <Дата обезличена> – 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось. б)ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»: <Номер обезличен>, дата открытия – <Дата обезличена>, остаток денежных средств по состоянию на <Дата обезличена> – 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось; <Номер обезличен>, дата открытия — <Дата обезличена>, остаток денежных средств по состоянию на <Дата обезличена> – 0,00 рублей. Движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось. В справке о доходах супруга за 2019 год в разделе 1 не указан доход в размере 6 897,00 рублей, полученный от местного отделения ДОСААФ России <адрес>. Величина ошибки – 0,14 %; в разделе 1 неверно указан доход, полученный от предпринимательской деятельности (вместо 4 647 326,00 рублей указано 4 647 325,40 рублей), расхождение - 0,6 рублей; в разделе 4 излишне указан счет от <Дата обезличена> в ПАО «Сбербанк России». По информации, полученной от ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО8 открыт один счет от <Дата обезличена>. В справке о доходах несовершеннолетнего ребенка за <Дата обезличена> год в разделе 3.1 неверно указана площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (вместо 49,7 кв.м указано 61.6 кв.м). Величина ошибки - 19,32 %; в разделе 3.1 не полностью указан адрес объекта недвижимого имущества, площадью 11,3 кв.м, расположенного в <адрес> (вместо <адрес>, 26. ком. 6 указано <адрес>). Также в ходе проверки установлено, что отметка о подтверждении достоверности и полноты сведений о доходах супруга за <Дата обезличена> год Козина ЖЖ не внесена, справка о доходах супруга за <Дата обезличена> год Козина ЖЖ не подписана собственноручной подписью. Таким образом, довод прокуратуры об отсутствии подписи Козина ЖЖ на справке о доходах супруга за <Дата обезличена> год нашел свое подтверждение. Пояснения по фактам выявленных нарушений на момент окончания проверки Козина ЖЖ представлены не были. По результатам проверки установлено, что Козина ЖЖ представлены недостоверные (неполные) сведения о доходах за <Дата обезличена> годы.

Оценивая доводы административного истца о нарушении процедуры принятия решения о применении к ней взыскания в виде предупреждения в связи с тем, что решение ЗГСНД от <Дата обезличена> было вынесено на основании представления прокурора до окончания проверки, проводимой управлением региональной безопасности и противодействия коррупции <адрес>, суд признает их необоснованными, руководствуясь следующим.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации»).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ).

Внесенные <Дата обезличена> в статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт <адрес> пункта 7 статьи 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, ЗГСНД был вправе рассмотреть представление прокурора <адрес> от <Дата обезличена>, до окончания проверки управлением региональной безопасности и противодействия коррупции <адрес>, при этом следует отметить, что результаты проверки Управления в отношении Козина ЖЖ за <Дата обезличена> год, при вынесении оспариваемого решения от <Дата обезличена> не учитывались.

Как следует из информационного письма <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в рамках статьи <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>» и в соответствии с распоряжением губернатора области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-к проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Зейского городского Совета народных депутатов Козина ЖЖ за <Дата обезличена> годы. В ходе проверки установлено, что Козина ЖЖ при представлении сведений о доходах за <Дата обезличена> годы допущен ряд нарушений, а именно не указана информация о 6 счетах, открытых на ее имя в ПАО «Сбербанк России», и 3 счетах, открытых на ее имя в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», неверно указана площадь объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ее несовершеннолетнему ребенку, не полностью указан адрес объекта недвижимого имущества, принадлежащего ее несовершеннолетнему ребенку, не указан доход, полученный Козина ЖЖ в виде причисленных процентов от ПАО «Сбербанк России», в справке о доходах супруга за <Дата обезличена> год не указан доход, полученный супругом Козина ЖЖ от местного отделения ДОСААФ России <адрес>, неверно указан доход супруга, полученный от предпринимательской деятельности, излишне указан счет супруга в ПАО «Сбербанк России», отметка о подтверждении достоверности и полноты сведений о доходах супруга за <Дата обезличена> год Козина ЖЖ не внесена, справка о доходах супруга за <Дата обезличена> год Козина ЖЖ не подписана собственноручной подписью. Таким образом, установлено, что Козина ЖЖ представлены недостоверные (неполные) сведения о доходах за <Дата обезличена> годы, в связи с чем, согласно пункту 2 части 8 статьи <адрес> <Номер обезличен> «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>» лицо, замещающее муниципальную должность — депутат Зейского городского Совета народных депутатов Козина ЖЖ подлежит привлечению к юридической ответственности.

Сообщением ЗГСНД от <Дата обезличена> Козина ЖЖ уведомлена, что заявление губернатора <адрес> о применении в отношении нее мер юридической ответственности будет рассмотрено на очередном заседании ЗГСНД <Дата обезличена>, также Козина ЖЖ предложено в течение 5 дней дать письменные пояснения по существу выявленных нарушений, которые будут оглашены при рассмотрении заявления городским советом.

Как следует из протокола очередного заседания ЗГСНД <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в связи с отсутствием кворума заседание считается несостоявшимся.

Кроме того, <Дата обезличена> прокурором <адрес> вынесено представление <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении депутатов ЗГСНД, в том числе в отношении депутата Козина ЖЖ, нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки аналогичны нарушениям, имеющимся в справках Козина ЖЖ о доходах за <Дата обезличена> год, выявленным Управлением РБ и ПК АО <Дата обезличена>.

Сообщением ЗГСНД от <Дата обезличена> Козина ЖЖ уведомлена, что указанное представление прокурора от <Дата обезличена> будет рассмотрено на очередном заседании ЗГСНД <Дата обезличена>, также Козина ЖЖ предложено в течение 5 дней дать письменные пояснения по существу выявленных нарушений, которые будут оглашены при рассмотрении заявления городским советом.

Согласно выписке из протокола очередного заседания ЗГСНД <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в повестку дня был внесен вопрос об определении степени нарушения проступка депутата ЗГСНД Козина ЖЖ при предоставлении сведений о доходах за 2019 год, а также о досрочном прекращении полномочий Козина ЖЖ, при этом при определении степени нарушения проступка депутата ЗГСНД Козина ЖЖ учтено отягчающее обстоятельство – совершение нарушения не впервые (применение меры юридической ответственности в <Дата обезличена> году), отсутствие добровольного сообщения и содействия проверяемого в ходе проверки (пояснения в ходе проверки Козина ЖЖ не давались), таким образом к отягчающим обстоятельствам отнесли: представление в ходе проверки недостоверный и противоречивых объяснений, нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных компаний.

Решениями ЗГСНД от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за неоднократность нарушения законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <Дата обезличена> год степень проступка депутата Козина ЖЖ определена как значительная; <Номер обезличен> решено прекратить досрочно полномочия депутата Козина ЖЖ за неоднократно допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в предоставлении заведомо неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <Дата обезличена> год в связи с утратой доверия.

Вместе с тем, принимая во внимание данные критерии, характер совершенных административным истцом нарушений, разъяснения Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/П-1526), (далее по тексту - Обзор), суд полагает, что допущенные нарушения, выявленные в ходе проверки подлежат определению как несущественные и не свидетельствующие о наличии какой-либо коррупционной составляющей и, следовательно, применение к Козина ЖЖ меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата не отвечает требованию соразмерности.

Так, в приложениях к указанному выше Обзору приведены ситуации, расцененные как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, а также как малозначительные и несущественные проступки. В пункте 5 Обзора указано, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения; обстоятельства, при которых совершено нарушение; соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

При этом обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции (пункт 9 Обзора).

Так, не указание счетов, открытых в банках: ПАО «Сбербанк России»: <Номер обезличен>, ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, ПАО «Сбербанк России»: <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, движение денежных средств по которым не осуществлялось, в силу положений пункта 9 и 10 приложения <Номер обезличен> указанного выше Обзора, суд находит несущественными проступками.

Не указание в справках о доходах супруга за 2019 год в разделе 1 дохода в размере 6897,00 рублей, полученный от местного отделения ДОСААФ России <адрес> (величина ошибки - 0.14 %), а также неверное указание в разделе 1 дохода, полученного от предпринимательской деятельности 4647325,40 рублей вместо 4647326,00 руб. (расхождение - 0,6 рублей) в силу положений пункта 1 приложения <Номер обезличен> указанного выше Обзора (разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10000 рублей от фактически полученного дохода) также может считаться несущественным.

Не указание в справке о доходах несовершеннолетнего ребенка за <Дата обезличена> год в разделе 3.1 полного адреса объекта недвижимого имущества, площадью 11,3 кв.м, расположенного в <адрес>: вместо <адрес>, 26. ком.6 указано <адрес>, суд расценивает как техническую опечатку и находит несущественным, поскольку обстоятельств наличия умысла на сокрытие полученного дохода, заведомости и коррупционности не установлено, в данном случае не указание полного адреса недвижимого имущества не воспрепятствовало получению сведений о принадлежности данного недвижимого имущества ФИО9, проверка данной информации была осуществлена путем направления соответствующего запроса и не свидетельствует о наличии какой-либо коррупционной составляющей.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в справке о доходах несовершеннолетнего ребенка за <Дата обезличена> год в разделе 3.1 неверно указана площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: вместо 49,7 кв.м указано 61.6 кв.м. (величина ошибки - 19,32 %), что превышает 5% от реальной площади данного объекта, вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения, ЗГСНД не были приняты во внимание письменные пояснения Козина ЖЖ, поданные ею <Дата обезличена> с приложением уточненных деклараций за <Дата обезличена> год.

Несмотря на то, что данные объяснения Козина ЖЖ было предложено представить, согласно письменных уведомлений от <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, из сообщения ЗГСНД от <Дата обезличена> в адрес Козина ЖЖ следует, что Козина ЖЖ пропущен срок для подачи уточненных сведений в соответствии с Методическими рекомендациями для применения в ходе декларационной кампании <Дата обезличена> года, направленных письмом Минтруда России от <Дата обезличена>, письменные пояснения Козиной к проверке справок о доходах приняты не были и при вынесении оспариваемого решения не учитывались.

Как следует из п. 12-15 Письма Минтруда России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/П-1526 практическая реализация положений законодательства, касающегося привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, свидетельствует, что в качестве смягчающих рассматривались следующие обстоятельства: а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые; б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; в) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>; г) содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение предмета проверки.

Наличие обстоятельства, указанного в подпункте «б» пункта 12, рекомендуется определять путем получения у непосредственного руководителя служащего характеризующих его данных. Вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения данное требование выполнено не было.

В силу п. 14-16 Письма Минтруда России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/П-1526 наряду с обозначенными смягчающими обстоятельствами встречаются иные обстоятельства, которые учитываются при принятии решения о привлечении служащего к ответственности. При наличии смягчающих обстоятельств, как правило, применялось взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств. Проведенный анализ выявил, что к отягчающим обстоятельствам были отнесены только следующие: а) представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки; б) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции; в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания; г) нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Согласно Указу Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению") органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п. 6).

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, замещающим должность федеральной государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, и претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, предусмотренной этим перечнем должностей, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 Положения).

При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе: а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим; б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.

Согласно материалам дела, при проведении проверки Управлением РБ и ПК АО в <Дата обезличена> года у Козина ЖЖ запрашивались письменные пояснения, однако, они предоставлены не были.

По смыслу пункта 6 Обзора взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия применялись при установлении обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной. В данном конкретном случае такое обстоятельство не было установлено.

Как было указано выше, в выписке из протокола очередного заседания ЗГСНД <Номер обезличен> от <Дата обезличена> при определении степени нарушения проступка депутата ЗГСНД Козина ЖЖ учтено исключительно отягчающее обстоятельство: отсутствие добровольного сообщения и содействия проверяемого в ходе проверки (пояснения в ходе проверки Козина ЖЖ не давались); совершение нарушения не впервые (применение меры юридической ответственности в <Дата обезличена> году).

Вместе с тем, обстоятельства, при которых совершено нарушение, соблюдение Козина ЖЖ других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения ею своих должностных обязанностей учтены при определении вида взыскания не были, письменные пояснения Козина ЖЖ были отклонены уведомлением от <Дата обезличена> и при вынесении оспариваемого решения также во внимание приняты не были.

Таким образом, при принятии оспариваемого решения не были учтены все обстоятельства подлежащие установлению, более того, доказательств того, что неполнота сведений, указанных в справках, носит заведомый, коррупционный характер или свидетельствует о грубом нарушении антикоррупционного законодательства, как при вынесении оспариваемого решения, так и в настоящее судебное заседание представлено не было. Признание отягчающим обстоятельством применение меры юридической ответственности в <Дата обезличена> году при незначительности выявленных проступков не может являться безусловным основанием для взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия (приложение <Номер обезличен> Обзора, ситуации, которые расцениваются как малозначительные проступки, п. 5 Служащим повторно совершены несущественные проступки).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что сведения, предоставленные депутатом Козина ЖЖ в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <Дата обезличена> год, являются неполными, однако, данные нарушение носят несущественный характер.

На основании всего изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Козина ЖЖ к Зейскому городскому Совету народных депутатов, председателю Зейского городского Совета народных депутатов ФИО1 об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в связи с утратой доверия.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Козина ЖЖ к Зейскому городскому Совету народных депутатов, председателю Зейского городского Совета народных депутатов ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным решение Зейского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о досрочном прекращении полномочий Козина ЖЖ, в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        А.А. Плешков

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>

Судья                                                               А.А. Плешков

2а-277/2021 ~ М-191/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козина Жанна Жантасовна
Прокурор Зейского района
Ответчики
Председатель Зейского городского Совета народных депутатов Абазова Т.В.
Зейский городской Совет народных депутатов
Другие
Управление региональной безопастности противодействия коррупции Амурской области
Наумов Станислав Евгеньевич
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Плешков Александр Анатольевич
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
15.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее