дело № 5-961/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 января 2022 года ЗАТО г. Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области (Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, 12а) Бойко И.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Североморскводоканал» (далее по тексту – МУП «Североморскводоканал»), ***,
установил:
14.12.2021 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной ФИО1 в отношении юридического лица МУП «Североморскводоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ по факту того, что 24.11.2021 в 09.09 часов юридическое лицо не предоставило сведения, необходимые для административного производства, указанные в определении должностного лица об истребовании сведений №37/4-4 от 23.11.2021 (получено 23.11.2021), то есть в срок, установленный ст.26.10 КоАП РФ не предоставило копии истребуемых документов, чем умышленно не выполнило законные требования должностного лица МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Представителю юридического лица – защитнику ФИО2 в ходе рассмотрения дела разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, отводов судье не заявлено, в услугах переводчика не нуждается.
Вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, защитник не признал, с протоколом по делу об административном правонарушении согласен не был, указав на отсутствие умысла в совершении правонарушения, указав на отсутствие в предприятии в момент истребования, паспорта гражданина РФ на имя директора предприятия или копии паспорта, поскольку директор находился в очередном отпуске за пределами Мурманской области, а его личное дело как работника хранится у учредителя предприятия – КРГХ Администрации ЗАТО г. Североморск. Ссылалась на то, что Устав организации размещен на общедоступном сайте предприятия, о чем было сообщено должностному лицу, истребовавшему этот документ, сайт поддерживается в актуальном состоянии, устав имеет подпись директора организации.
Свидетели ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании подтвердили отсутствие умысла на совершение правонарушения при подготовке ответа должностному лицу полиции, ввиду того, что копия паспорта директора МУП не хранится в организации, а находится в КРГХ, а Устав имеется в общем доступе. ФИО4 одновременно указал, что сотрудник полиции ФИО1 в определении об истребовании сведений не указал на необходимость предоставления Устава предприятия на бумажном носителе, надлежащим образом заверенного подписью руководителя и печатью организации, в связи с чем, законные требования должностного лица были выполнены организацией в форме сообщения электронного адреса организации, на сайте которой был размещен Устав. Поскольку паспортные данные руководителя организации являются его персональными данными, сообщение которых без его согласия нарушило бы его права, должностному лицу было сообщено о возможности получения этих данных в ином установленном законом порядке.
Заслушав представителя юридического лица, свидетелей, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Статьей 26.10 КоАП РФ определено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции» №3 от 07.02.2011 полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции: запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.
Из материалов дела следует, что 19.10.2021 должностным лицом ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г. Североморск возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в рамках которого на основании определения от 23.11.2021 должностным лицом в МУП «Североморскводоканал» в трехдневный срок с момент получения копии определения были истребованы сведения для разрешения административного производства: запрошены копия устава МУП «Североморскводоканал», копия паспорта директора МУП «Североморскводоканал» ФИО5, которые надлежало предоставить на электронный адрес ОГИБДД с досылом почтовой корреспонденцией. При невозможности предоставления указанных сведений должностное лицо обязало в трехдневный срок уведомить в письменной форме об обстоятельствах, препятствующих исполнению требований определения.
Указанное определение было направлено в электронном виде и получено юридическим лицом 23.11.2021.
24.11.2021 юридическим лицом должностному лицу ОГИБДД направлена информация по запрашиваемым сведениям, в которой указано, что устав МУП «Североморскводоканал» ЗАТО г. Североморск размещен в свободном доступе на сайте водоканала (с приведением наименования сайта), а также не предоставлена копия паспорта в связи с нахождением директора в отпуске. Предложено запросить копию паспорта директора в установленном законом порядке.
Согласно пояснениям должностных лиц, копия паспорта директора МУП «Североморскводоканал» ФИО5 в МУП "Североморскводоканал" (ул. Гаджиева, д.1а), куда было направлено определение, не хранится. Фактически на момент запроса, как следует из приказа о предоставлении отпуска, директор МУП «Североморскводоканал» находился в отпуске.
При этом, согласно пояснениям должностных лиц, личные дела на всех работников предприятия хранятся в МУП «Североморскводоканал», однако копия паспорта директора МУП «Североморскводоканал» ФИО5 находится в его личном деле, которое хранится у учредителя предприятия – КРГХ Администрации г. Североморска, однако на эти обстоятельства при даче ответа юридическое лицо не ссылалось, не предоставив, таким образом, реальные и в полном объеме сведения об обстоятельствах, препятствующих исполнению определения.
Неправомерно и указание в ответе на необходимость истребования копии паспорта в установленном законом порядке, поскольку требования представления копии паспорта правомерны, а процедура получения данных сведений, указанная выше, была соблюдена должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Доводы о том, что данные паспорта являются персональными данными директора и их выдача нарушила бы его права, не состоятельны, поскольку как указано выше при производстве по делу об административном правонарушении могут быть истребованы и персональные данные лица, в отношении которого может вестись производство по делу об административном правонарушении, в том числе и данные о его месте постоянной регистрации для надлежащего извещения о производимых процессуальных действиях и вызове этого лица.
Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, о выполнении требований должностного лица ОГИБДД в части предоставлении копии устава предприятия приведенным способом, были предметом судебной оценки.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. При этом, информация о регулируемой деятельности, к которой обеспечивается свободный доступ и которая подлежит раскрытию в соответствии со стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, не может быть признана коммерческой тайной (п.5 ФЗ № 416-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Стандарты).
Согласно пункту 2 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Согласно пункту 8 Стандартов, в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети "Интернет" и (или) в официальных печатных изданиях, регулируемая организация вправе сообщить, адрес указанного официального сайта, где размещена запрашиваемая информация.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями определения копия Устава предприятия должна была быть направлена в адрес ОГИБДД почтовой корреспонденцией, чего сделано не было, мотивы фактического отказа в предоставлении копии документа не приведены.
Данные действия привели к нарушению юридическим лицом ст.26.10 КоАП, а также создали препятствия реализации должностным лицом МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной установленных полномочий.
Факт совершения МУП «Североморскводоканал» административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении 51 АБ 007500 от 14.12.2021;
- рапортом о составлении в отношении МУП «Североморскводоканал» протокола об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.10.2021 по ст.12.34 КоАП РФ;
- определением №37/4-4 от 23.11.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения административного производства со сведениями о направлении документа в электронном виде;
- ответом МУП «Североморскводоканал» от 24.11.2021;
- выпиской из ЕГРЮЛ.
Совокупность исследованных в судебном разбирательстве доказательств свидетельствует о виновности МУП «Североморскводоканал» в совершении вменяемого правонарушения.
В силу ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, по смыслу данной статьи, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с чем, довод защитника юридического лица об отсутствии умысла на совершение правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, является несостоятельным, согласно вышеприведенным положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
Доказательств отсутствия у предприятия возможности в полном объеме выполнить требования указанного определения должностного лица, или наличие обстоятельств, препятствующих их выполнению, так же как и доказательств незаконных действий должностного лица, не представлено, в связи с чем, действия юридического лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
В связи с тем, что МУП «Североморскводоканал», имея возможность для выполнения требований должностного лица, умышленно не выполнило в полном объеме законные требования должностного лица административного органа, осуществляющего производство по административному делу, вытекающие из его полномочий, установленные федеральным законом, совершенное предприятием административное правонарушение квалифицируются по ст. 17.7 КоАП РФ.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание обстоятельства правонарушения, сведения о юридическом лице, совершение правонарушения впервые, считаю возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 17.7 КоАП РФ.
На невозможность исполнения назначенного наказания в виде штрафа, защитник не ссылался, равно, как не отмечал, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Руководствуясь ст. ст. 17.7, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Муниципальное унитарное предприятие «Североморскводоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Мурманской области (Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО город Североморск и город Островной) ИНН 5110003363 КПП 511001001 БИК 014705901 ОКТМО 47730000 л/с 04491Ф63790 в отделении Мурманск// КБК 18811601171010007140 УФК по Мурманской области, г. Мурманск, номер счета получателя платежа 03100643000000014900, УИН 18810451210050001784.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Б. Бойко