2а-3110/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2020 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Батраевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Министерство здравоохранения Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению от 10.02.2020, в обоснование указав следующее.
Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 25.11.2019г. по делу №2-1-465/2019 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Волкову Е.В., 06.01.1982 года рождения, лекарственными препаратами <данные изъяты>
10.02.2020 г. судебным приставом - исполнителем Ровенской Н.В. по исполнительному производству № № вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. С данным постановлением Министерство не согласно, так как оно вынесено без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела, нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.
Министерство согласно ч. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и не может потратить денежные средства, выделяемые из казны области. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области является дефицитным.
В настоящее время Министерством ведется работа по исполнению решения суда.
Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2020.
В судебное заседание стороны, заинтересованные лица не явились, извещались. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Майнского районного суда Ульяновской области от 25.11.2019г. по делу №2-1-465/2019 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Волкову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ, лекарственными препаратами <данные изъяты>
На основании исполнительного листа, выданного судом по вышеуказанному решению суда, в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 10.02.2020 возбуждено исполнительное производство № № в отношении должника – административного истца.
Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением указанного постановления 10.02.2020 судебным приставом-исполнителем Ровенской Н.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50000 руб. 00 коп.
Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства здравоохранения Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Тем самым Министерство здравоохранения Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда.
Как следует из материалов дела, возможность исполнения решения суда поставлена в зависимость от государственного финансирования. Данное учреждение является казенным учреждением и не имеет денежных средств на внутренних резервах. Учитывая временные затраты на целевое финансирование, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.
Вместе с тем, согласно материалам дела, стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству № №.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Министерства здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № № по постановлению от 10.02.2020г.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова