Дело № 2-18/2012 13 января 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Стрюковой Е.С.,
при секретаре Юдиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникова И.И. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникова И.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о возложении обязанности по предоставлению Овчинниковой Н.В. по договору социального найма на семью из 4 человек благоустроенного жилого помещения в черте <адрес>, общей площадью не менее 30,6 кв.м., равнозначного ранее занимаемому жилому помещению в срок до 01 октября 2012 года.
В обоснование заявленных требований указал, что Овчинниковой Н.В. на основании ордера предоставлена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 30,6 кв.м., жилой – 19,6 кв.м. В соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, принятым на основании акта обследования помещения от 16.11.2011 <адрес> признан непригодным для проживания. В 2005 году жилой <адрес> разрушен пожаром, в настоящее время снесен. Овчинникова Н.В. поставлена ответчиком в очередь нуждающихся в жилых помещениях, длительное время проживала в съемном жилье. В настоящее время ей предоставлено временное жилье по <адрес>. Овчинниковой Н.В. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования уточнены: прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить на семью из 4 человек - Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникову И.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> – однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 30,6 кв.м., отвечающую санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.
Истец Овчинникова Н.В., от своего имени и как представитель несовершеннолетних Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И. и Овчинникова И.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма им не предоставлено, своего жилья ни у кого из истцов нет.
Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статьями 85 и 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
В судебном заседании установлено, что Овчинникова Н.В., Овчинникова М.И., Овчинникова Д.И. и Овчинников И.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 9, 25, 39-42).
Указанная квартира была предоставлена Овчинниковой Н.В. по договору социального найма, истец зарегистрирована по месту жительства там с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Как следует из справки, выданной Вельским филиалом ГУПАО «БТИ» ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь <адрес> по адресу <адрес>, составляет 30,6 кв.м., жилая – 19,6 кв.м. (л.д. 11).
Из технических паспортов на жилой <адрес> следует, что данный объект недвижимости построен в 1950 году, состоит из 2 жилых квартир, в <адрес> входят кухня и жилая комната (л.д. 196-202).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе работников <данные изъяты>, установлено, что <адрес> по адресу: <адрес>, расположена в одноэтажном аварийном деревянном доме, дальнейшее проживание в ней не возможно без капитального ремонта (л.д. 66-67).
При проведении обследования жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что проведение его капитального ремонта нецелесообразно. Комиссией, созданной на основании постановления главы администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, дом признан непригодным для проживания (л.д. 183).
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для постоянного проживания (л.д. 184).
ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого объект значительно поврежден огнем (л.д. 9, 85).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы МО «<данные изъяты>» за № от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование дома по адресу: <адрес>. Зафиксированы разрушение крыши, чердачного перекрытия, стен здания, полов, межкомнатных перегородок. Комиссией сделан вывод, что дом после пожара ремонту не подлежит. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес> непригоден для проживания (л.д. 115-116, 117, 114).
В акте обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <адрес> является собственностью <данные изъяты>» (<данные изъяты>).
По сообщению ответчика, данный дом в собственность МО «<данные изъяты>» не передавался.
Вельский <данные изъяты> был реорганизован, в результате чего образовались ГАОУ <данные изъяты>» и ГУП «<данные изъяты>», преобразованное впоследствии в ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 140).
По сообщению директора ГАОУ <данные изъяты>», жилое помещение, где зарегистрированы истцы по месту жительства, на балансе техникума не состоит и никогда не состояло (л.д. 137).
Генеральный директор ОАО «<данные изъяты>» сообщил, что указанное жилое помещение отсутствует на балансе их организации. Жилой дом находился на балансе <данные изъяты> и в 1986 году в числе иных жилых домов передан на баланс ОПХ «<данные изъяты>» (л.д. 138). Сообщение подтверждено перечнем объектов недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП «<данные изъяты>» (л.д. 141-150).
Согласно акту передачи от ДД.ММ.ГГГГ Лодыгинское отделение Ордена Трудового Красного Знамени <данные изъяты> передано Архангельской <данные изъяты> РСФСР (л.д. 192).
Из акта передачи основных средств следует, что в числе иного имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ОПХ «<данные изъяты>» от Вельского <данные изъяты> передан жилой дом <адрес>, 1950 года постройки (л.д. 193-195).
Приказом председателя президиума отделения по нечерноземной зоне Россельхозакадемии № от ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано ОПХ «<данные изъяты>», создано в Вельской <данные изъяты>. Из текста приказа следует, что имущество ликвидированной организации перешло к вновь созданному подразделению (л.д. 189).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ завершено конкурсное производство, открытое ДД.ММ.ГГГГ, государственное предприятие «Вельская <данные изъяты>» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 187).
Согласно справке Вельского филиала ГУПАО «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, домовладение № по <адрес> зарегистрировано за Вельским <данные изъяты> на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, решения горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями о переходе прав на данное здание филиал не располагает (л.д. 189).
В отношении <адрес> данном доме ДД.ММ.ГГГГ Вельским филиалом ГУПАО «БТИ» указано, что право собственности в БТИ не зарегистрировано (л.д. 11).
По сообщению Государственного архива Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в журнале регистрации решений и протоколах заседаний исполкома <данные изъяты> за 1987 г. решения № от ДД.ММ.ГГГГ не обнаружено. Сведений о регистрации за Вельским <данные изъяты> домовладения в <адрес> за 1987, 1988, 1991 г.г. нет (л.д. 190, 191).
В книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за 1994 года истец состоит под номером 1390, куда внесена под фамилией ФИО9на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-63).
Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого решено изменить фамилию «ФИО17» на «Овчинникова» в учетном деле ФИО9 в связи со сменой фамилии и изменением состава семьи (л.д. 14).
Как следует из справки, выданной администрацией МО «<данные изъяты>», Овчинникова Н.В., зарегистрированная по адресу: <адрес> состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ под номером <данные изъяты> (л.д. 99).
В настоящее время Овчинникова Н.В., Овчинникова М.И.. Овчинников И.И. и Овчинникова Д.И. зарегистрированы по месту пребывания в <адрес> <адрес> (л.д. 31-34, 101, 102-104).
Указанная квартира отнесена к специализированному (маневренному) жилищному фонду. Жилье предоставлено истцам временно.
Решением № Собрания депутатовМО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Овчинниковой Н.В., Овчиниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникова И.И. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории <адрес> отсутствуют (л.д. 35-38).
В Вельском филиале ГУП АО «Бюро технической инвентаризации» право собственности истцов на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.10, 97, 98). Земельных участков в пределах г. Вельска у них также нет.
ДД.ММ.ГГГГ Овчинниковой Н.В. подавалось заявление о принятии в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом супруга как члена семьи. Однако супруг никогда не вселялся в жилое повешение аварийного дома, право проживания там не приобретал.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что истцам предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира. Дом, в котором она расположена, признан непригодным для проживания.
Обследование проведено в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №(далее – Положение), уполномоченным лицом, выводы оформлены заключением.
Формулировка вывода дана не в строгом соответствии с п. 47 Положения, но из нее ясно, что дом реконструкции не подлежит. На основании ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации Овчинниковы должны были быть выселены из занимаемых ими помещений. С соответствующими требованиями наймодатель не обращался.
Вместе с тем, в соответствии с п. 50 Положения договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством. Следовательно, Овчинниковы имеют право требовать предоставления другого жилого помещения вместо занимаемого непригодного для проживания.
Юридически значимым для разрешения вопроса об удовлетворении заявленных требований является факт предоставления истцам на основании договора социального найма жилого помещения, которое в дальнейшем стало непригодным для проживания. В связи с тем, что наличие данного обстоятельства по рассматриваемому делу установлено исследованными доказательствами, Овчинниковым должно быть предоставлено другое жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не имеет юридического значения, что в настоящее время истцы не проживают в аварийном доме. Обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ответчиком до настоящего времени не исполнена.
В акте обследования указано, что собственником дома является Вельский <данные изъяты>. Вместе с тем, решение, на основании которого сделана запись о принадлежности недвижимого имущества, не существует, то есть запись в БТИ произведена ошибочно.
Совокупностью доказательств подтверждено, что дом неоднократно передавался от одной организации другой, последним владельцем являлось государственное предприятие «Вельская <данные изъяты>». В отношении него ДД.ММ.ГГГГ открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство завершено, государственное предприятие «Вельская <данные изъяты>» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Статья 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего на момент процедуры банкротства государственного предприятия «Вельская <данные изъяты>», предусматривала, что жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача данных объектов уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.
Положения статьи 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подлежали реализации на стадии конкурсного производства.
На момент банкротства государственного предприятия «Вельская <данные изъяты>» ответчика, образованного в 2005 году, не существовало. Следовательно, жилищный фонд ликвидируемой организации должен был быть передан МО «<адрес>», в состав которого входила территория г. Вельска. Жилой фонд, включая дом, в котором проживают истцы, не был передан в муниципальную собственность.
Вместе с тем, принять в муниципальный фонд жилой дом было обязанностью, а не правом муниципального образования. Указанная обязанность администрацией МО «<данные изъяты>» не была исполнена. Однако это не повлекло возложение обязанности по принятию жилого фонда от организации-банкрота на какое-либо иное лицо.
На основании ст.5.1. главы V Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты муниципальной собственности разграничиваются областными законами между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их coстав вновь образованными городскими и сельскими поселениями (далее - поселения Архангельской области).
Согласно Закону Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Вельское», «Солгинское», «Усть-Вельское» Архангельской области», жилищный фонд передан поселениям.
Передача осуществлялась пообъектно, но в связи с отсутствием оформленных документов по принятию в муниципальную собственность дома, в котором проживали истцы, указанный объект недвижимости не мог быть передан в установленном порядке.
С учетом того, что в настоящее время полномочиями по содержанию муниципального жилищного фонда наделено муниципальное образование «<данные изъяты>», которому передан весь жилищный фонд, и принятие от находящейся в процессе банкротства организации жилого фонда являлось обязанностью органа местного самоуправления, аварийный жилой дом фактически должен находиться в собственности МО «<данные изъяты>». Администрация МО «<данные изъяты>» является лицом, обязанным предоставить Овчинниковым благоустроенное жиле помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
При определении равнозначности жилых помещений должны быть учтены вид жилого помещения, его общая и жилая площади, число комнат.
Указанное в исковом заявлении жилое помещение соответствует требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени право на получение жилья вне очереди не реализовано по независящим от истцов причинам: жилое помещение им не предоставлялось. Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком представлено не было.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита -обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения -обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
При таких обстоятельствах ответчик должен быть обязан в судебном порядке к исполнению возложенной на него обязанности. Заявляемый истцами срок ее выполнения является разумным.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истцов, считает необходимым обязать администрацию МО «<данные изъяты>» предоставить Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникову И.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Вельска – однокомнатную квартиру общей площадью не менее 30,6 кв.м., жилой – 19,6 кв.м, отвечающую санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Вельску в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Вельского района в интересах Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникова И.И. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» предоставить Овчинниковой Н.В., Овчинниковой М.И., Овчинниковой Д.И., Овчинникову И.И, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> – однокомнатную квартиру общей площадью не менее 30,6 кв.м., жилой – 19,6 кв.м, отвечающую санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по <адрес> Архангельской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Е.С. Стрюкова