Дело № 2-61/2019
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГород Старица 28 марта 2019 г.
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при секретаре судебного заседания Порошенковой Е.И.,
с участием помощника прокурора Старицкого района Тверской области Широковой А.В., представителя ответчика МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Стоговой М.В., представителей третьих лиц: УФСБ России по Тверской области Блинова А.А. и Глебова О.С., отдела образования администрации Старицкого района Молчанова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С.Октябрьского» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений в обеспечении охраны образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к указанным выше ответчикам и с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 названого Кодекса просил о возложении на ответчиков обязанности в срок до 01.05.2019 обеспечить охрану здания Муниципального бюджетного учреждения «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С.Октябрьского» (по тексту также - МБОУ «Ново-Ямская СОШ» и Учреждение) по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезд на территорию противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечить охранное освещение объекта в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установить резервный источник электроснабжения; в срок до 01.09.2019 – оборудовать здание охраной сигнализацией.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, указано, что прокуратурой Старицкого района в рамках надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства о противодействии терроризму проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности в деятельности «Ново-Ямская СОШ». Было установлено, что Учреждение является объектом с массовым пребыванием людей – более 800 человек ежедневно единовременно. Актом обследования и категорирования, утвержденным директором названого образовательного учреждения 14.12.2018, ему присвоена первая категория опасности, запланирован ряд обязательных мероприятий, в том числе, обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование въезда на объект (территорию) противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечение охранного освещение объекта в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установка резервного источника электроснабжения. Кроме того, обязательным для объекта первой категории является мероприятие по оборудованию здания Учреждения охраной сигнализацией (пункт 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235). Однако указанные выше мероприятия ответчиками не выполнены, что препятствует надлежащему обеспечению безопасности учащихся и персонала от террористических и криминальных угроз, так как создаются условия беспрепятственного доступа в здание учреждения посторонних лиц.
В письменном отзыве, представленном ответчиком администрацией Старицкого района высказано несогласие со сроком исполнения обязанности, которого недостаточно ни для подбора и рассмотрения коммерческих предложений от возможных исполнителей услуг, ни для выполнения требований Федерального закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ни для выделения денежных средств из бюджета. Просят об установлении срока - до 01.09.2019 (л.д.117-118).
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Ново-Ямская СОШ» директор Стогова М.В., представитель третьего лица отдела образования администрации Старицкого района Молчанов А.Ю. выразили согласие с исковыми требованиями, просили об установлении срока до 01.09.2019, а по установлению охраной сигнализации - до 01.09.2020.
Представители третьего лица Управления ФСБ России по Тверской области указали на то, что мероприятия, указанные прокурором в исковом заявлении являются обязательными для исполнения в образовательном учреждении первой категории, каковым является МБОУ «Ново-Ямская СОШ». Поэтому считают исковые требования обоснованными, в том числе по сроку исполнения обязанности.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Старицкого района Тверской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Комитета по управлению имуществом администрации Старицкого района, Министерства образования Тверской области, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли. Поэтому на основании частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Заслушав помощника прокурора Старицкого района Тверской области Широкову А.В., поддержавшую исковые требования, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму" закреплены основные принципы противодействия терроризму, в том числе приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пунктов 4, 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействием терроризму признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористической защищенностью объекта (территории) является состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 названого Федерального закона предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 3).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" постановлением от 07.10.2017 N 1235 Правительство Российской Федерации утвердило Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее также Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Пунктом 12 Требований предусмотрено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения объетами (территориями) первой категории опасности признаются:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей (подпункт «а»).
В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (пункт 15 Требований).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Из пунктов 23, 24 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «а» пункта 23, пункт 24);
оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) (подпункт «б» пункта 23, пункт 24);
обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию) (подпункт «а» пункта 24);
оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (подпункт «д» пункта 24).
Судом установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «Ново-Ямская СОШ» является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным учреждением, по типу образовательной организации - образовательной организацией с образовательной деятельностью по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования для всех обучающихся, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Место нахождения Учреждения – Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20.
Его учредителем является отдел образования администрации Старицкого района Тверской области, собственником имущества - муниципальное образование «Старицкий район», функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации Старицкого района (разделы 1, 2 устава МБОУ «Ново-Ямская СОШ» ).
Здание общеобразовательной школы по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская (кадастровый номер 69:32:0010101:466) находится в оперативном управлении МБОУ «Ново-Ямская СОШ» и в собственности муниципального образования Старицкий район Тверской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации права от 08.12.2011 и 18.11.2010 соответственно (л.д.172-175).
Земельный участок по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 (кадастровый номер 69:32:0220701:50) находится в постоянном бессрочном пользовании МБОУ «Ново-Ямская СОШ», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации права от 19.02.2015 (л.д.155-171).
Акт обследования и категорирования в отношении объекта, относящегося к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации - МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20, утвержден директором Учреждения, осуществляющим согласно уставу Учреждения (раздел 4) непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, 14.12.2017.
Объекту присвоена первая категория опасности. При этом учтено, что прогнозируемое количество пострадавших составляет 826 человек, прогнозируемый размер материального ущерба 27048974,56 руб.
Паспорт безопасности МБОУ «Ново-Ямская СОШ» утвержден директором Учреждения 08.02.2018, согласован УФСБ России по Тверской области, ОВО по Старицкому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области», ГУ МЧС России по Тверской области.
Актом обследования и категорирования предусмотрена необходимость мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и сроки их осуществления с учетом объема работ и источников финансирования, в том числе охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование въезд на объект (территорию) противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечение охранного освещения объекта (территории) в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установление резервных источников электроснабжения (подпункты 1, 2, 4, 6, пункта 7 Акта). Срок завершения этих мероприятий установлен до 28.02.2019 (л.д.40-81).
Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия не выполнены, охранной сигнализацией объект не оборудован, чем нарушаются обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235, а также права и интересы неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья несовершеннолетних, ставит в незащищенное состояние личность и имущество граждан, пребывающих в здании МБОУ «Ново-Ямская СОШ».
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3); участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 11).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник.
Пунктом 1 статьи 41 Устава муниципального образования "Старицкий район" Тверской области предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом Старицкого района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, является администрация Старицкого района.
Таким образом, решение вопросов, связанных с содержанием здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ», выделением денежных средств для выполнения Учреждением требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности этого объекта в силу приведенных выше норм права возложено на администрацию Старицкого района.
Поскольку установленное судом бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, на ответчика - администрацию Старицкого района Тверской области следует возложить обязанность по выделению денежных средств на выполнение Учреждением указанных в иске мероприятий.
Обращение прокурора в суд с иском в защиту гарантированных федеральным законом прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц направлено на предупреждение причинения вреда.
Учитывая обстоятельства дела, возможные последствия бездействия в принятии мер по охране образовательного учреждения, особенности бюджетных отношений, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым обязать ответчиков к устранению выявленных нарушений не позднее 01.09.2019.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С. Октябрьского» и администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С. Октябрьского» в срок до 01.09.2019 выполнить следующие мероприятия:
обеспечить охрану здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудовать въезд на объект (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 противотаранными устройствами или средствами снижения скорости;
обеспечить охранное освещение объекта (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95;
установить в МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 резервный источник электроснабжения;
оборудовать здание (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 охраной сигнализацией.
Обязать администрацию Старицкого района Тверской области в срок до 01.09.2019 выделить денежные средства в сумме, необходимой для финансирования мероприятий по обеспечению охраны здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию въезда на объект (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечению охранного освещения объекта (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установлению в МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 резервного источника электроснабжения; оборудованию здания (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 охраной сигнализацией.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 02 апреля 2019 года.
Председательствующий:
Дело № 2-61/2019
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГород Старица 28 марта 2019 г.
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при секретаре судебного заседания Порошенковой Е.И.,
с участием помощника прокурора Старицкого района Тверской области Широковой А.В., представителя ответчика МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Стоговой М.В., представителей третьих лиц: УФСБ России по Тверской области Блинова А.А. и Глебова О.С., отдела образования администрации Старицкого района Молчанова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С.Октябрьского» и администрации Старицкого района Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений в обеспечении охраны образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к указанным выше ответчикам и с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 названого Кодекса просил о возложении на ответчиков обязанности в срок до 01.05.2019 обеспечить охрану здания Муниципального бюджетного учреждения «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С.Октябрьского» (по тексту также - МБОУ «Ново-Ямская СОШ» и Учреждение) по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезд на территорию противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечить охранное освещение объекта в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установить резервный источник электроснабжения; в срок до 01.09.2019 – оборудовать здание охраной сигнализацией.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, указано, что прокуратурой Старицкого района в рамках надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства о противодействии терроризму проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности в деятельности «Ново-Ямская СОШ». Было установлено, что Учреждение является объектом с массовым пребыванием людей – более 800 человек ежедневно единовременно. Актом обследования и категорирования, утвержденным директором названого образовательного учреждения 14.12.2018, ему присвоена первая категория опасности, запланирован ряд обязательных мероприятий, в том числе, обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование въезда на объект (территорию) противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечение охранного освещение объекта в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установка резервного источника электроснабжения. Кроме того, обязательным для объекта первой категории является мероприятие по оборудованию здания Учреждения охраной сигнализацией (пункт 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235). Однако указанные выше мероприятия ответчиками не выполнены, что препятствует надлежащему обеспечению безопасности учащихся и персонала от террористических и криминальных угроз, так как создаются условия беспрепятственного доступа в здание учреждения посторонних лиц.
В письменном отзыве, представленном ответчиком администрацией Старицкого района высказано несогласие со сроком исполнения обязанности, которого недостаточно ни для подбора и рассмотрения коммерческих предложений от возможных исполнителей услуг, ни для выполнения требований Федерального закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ни для выделения денежных средств из бюджета. Просят об установлении срока - до 01.09.2019 (л.д.117-118).
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Ново-Ямская СОШ» директор Стогова М.В., представитель третьего лица отдела образования администрации Старицкого района Молчанов А.Ю. выразили согласие с исковыми требованиями, просили об установлении срока до 01.09.2019, а по установлению охраной сигнализации - до 01.09.2020.
Представители третьего лица Управления ФСБ России по Тверской области указали на то, что мероприятия, указанные прокурором в исковом заявлении являются обязательными для исполнения в образовательном учреждении первой категории, каковым является МБОУ «Ново-Ямская СОШ». Поэтому считают исковые требования обоснованными, в том числе по сроку исполнения обязанности.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Старицкого района Тверской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Комитета по управлению имуществом администрации Старицкого района, Министерства образования Тверской области, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области» не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли. Поэтому на основании частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Заслушав помощника прокурора Старицкого района Тверской области Широкову А.В., поддержавшую исковые требования, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму" закреплены основные принципы противодействия терроризму, в том числе приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пунктов 4, 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействием терроризму признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористической защищенностью объекта (территории) является состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 названого Федерального закона предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 3).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" постановлением от 07.10.2017 N 1235 Правительство Российской Федерации утвердило Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее также Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Пунктом 12 Требований предусмотрено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения объетами (территориями) первой категории опасности признаются:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей (подпункт «а»).
В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (пункт 15 Требований).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Из пунктов 23, 24 Требований следует, что в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «а» пункта 23, пункт 24);
оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) (подпункт «б» пункта 23, пункт 24);
обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию) (подпункт «а» пункта 24);
оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (подпункт «д» пункта 24).
Судом установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «Ново-Ямская СОШ» является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным учреждением, по типу образовательной организации - образовательной организацией с образовательной деятельностью по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования для всех обучающихся, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Место нахождения Учреждения – Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20.
Его учредителем является отдел образования администрации Старицкого района Тверской области, собственником имущества - муниципальное образование «Старицкий район», функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации Старицкого района (разделы 1, 2 устава МБОУ «Ново-Ямская СОШ» ).
Здание общеобразовательной школы по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская (кадастровый номер 69:32:0010101:466) находится в оперативном управлении МБОУ «Ново-Ямская СОШ» и в собственности муниципального образования Старицкий район Тверской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации права от 08.12.2011 и 18.11.2010 соответственно (л.д.172-175).
Земельный участок по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 (кадастровый номер 69:32:0220701:50) находится в постоянном бессрочном пользовании МБОУ «Ново-Ямская СОШ», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации права от 19.02.2015 (л.д.155-171).
Акт обследования и категорирования в отношении объекта, относящегося к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации - МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20, утвержден директором Учреждения, осуществляющим согласно уставу Учреждения (раздел 4) непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, 14.12.2017.
Объекту присвоена первая категория опасности. При этом учтено, что прогнозируемое количество пострадавших составляет 826 человек, прогнозируемый размер материального ущерба 27048974,56 руб.
Паспорт безопасности МБОУ «Ново-Ямская СОШ» утвержден директором Учреждения 08.02.2018, согласован УФСБ России по Тверской области, ОВО по Старицкому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области», ГУ МЧС России по Тверской области.
Актом обследования и категорирования предусмотрена необходимость мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и сроки их осуществления с учетом объема работ и источников финансирования, в том числе охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование въезд на объект (территорию) противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечение охранного освещения объекта (территории) в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установление резервных источников электроснабжения (подпункты 1, 2, 4, 6, пункта 7 Акта). Срок завершения этих мероприятий установлен до 28.02.2019 (л.д.40-81).
Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия не выполнены, охранной сигнализацией объект не оборудован, чем нарушаются обязательные требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235, а также права и интересы неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья несовершеннолетних, ставит в незащищенное состояние личность и имущество граждан, пребывающих в здании МБОУ «Ново-Ямская СОШ».
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3); участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 11).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник.
Пунктом 1 статьи 41 Устава муниципального образования "Старицкий район" Тверской области предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом Старицкого района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, является администрация Старицкого района.
Таким образом, решение вопросов, связанных с содержанием здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ», выделением денежных средств для выполнения Учреждением требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности этого объекта в силу приведенных выше норм права возложено на администрацию Старицкого района.
Поскольку установленное судом бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, на ответчика - администрацию Старицкого района Тверской области следует возложить обязанность по выделению денежных средств на выполнение Учреждением указанных в иске мероприятий.
Обращение прокурора в суд с иском в защиту гарантированных федеральным законом прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц направлено на предупреждение причинения вреда.
Учитывая обстоятельства дела, возможные последствия бездействия в принятии мер по охране образовательного учреждения, особенности бюджетных отношений, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым обязать ответчиков к устранению выявленных нарушений не позднее 01.09.2019.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С. Октябрьского» и администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа им. адмирала Ф.С. Октябрьского» в срок до 01.09.2019 выполнить следующие мероприятия:
обеспечить охрану здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оборудовать въезд на объект (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 противотаранными устройствами или средствами снижения скорости;
обеспечить охранное освещение объекта (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95;
установить в МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 резервный источник электроснабжения;
оборудовать здание (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 охраной сигнализацией.
Обязать администрацию Старицкого района Тверской области в срок до 01.09.2019 выделить денежные средства в сумме, необходимой для финансирования мероприятий по обеспечению охраны здания МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию въезда на объект (территорию) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 противотаранными устройствами или средствами снижения скорости; обеспечению охранного освещения объекта (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 в соответствии с п. 7.79 СНиП 23-05-95; установлению в МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 резервного источника электроснабжения; оборудованию здания (территории) МБОУ «Ново-Ямская СОШ» по адресу: Тверская область, Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул.Школьная, д.20 охраной сигнализацией.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 02 апреля 2019 года.
Председательствующий: