РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-246/15 по заявлению А., А.1, Г. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
А., А.1, Г. обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что они являются собственниками жилого дома по адресу: адрес, на основании свидетельств о праве собственности и о праве на наследство по закону от дата г., а также собственниками земельного участка, с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, мерою *** кв. метров на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.12.2010г. №3235. В указанный период они использовали под огород земельный участок площадью 176,00 кв.м., прилегающий к основному участку со стороны пустыря, участок огорожен забором. В 2010 году Министерство имущественных отношений Самарской области предоставило им не весь земельный участок, а только *** кв. в собственность бесплатно, как было указано в разрешении на строительство дома, пояснив, что прилегающий участок предоставят им после оформления основного участка. С целью использования своего права на приватизацию, они обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями №... от дата о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, адрес, площадью *** кв.м., под огородничество. Письмом №... от дата Министерство имущественных отношений отказало в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не прошел процедуру постановки на кадастровый учет. При этом Министерство ссылается на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от дата №СП-9/2578-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, так как в соответствии с действующей Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от дата № 61, указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5- 16 этажей (Ж-4). Использование земельного участка под огородничество не соответствует градостроительным регламентам указанной зоны. Считают отказ в передаче земельного участка в собственность в порядке приватизации необоснованным. Просят признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области №... от дата, в предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, под огородничество. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить А., А.1 и Г. в общую долевую собственность за выкуп земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 176,00 кв.м., под огородничество, расположенный по адресу: Самарская адрес, в порядке приватизации. Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара утвердить схему расположения земельного участка площадью *** кв.м., под огородничество, расположенный по адресу: адрес, на кадастровой карте соответствующей территории г.о. Самара.
В ходе рассмотрения дела представитель истцов по доверенности К. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области и обязать продолжить работу по заявлению о предоставлении спорного земельного участка в собственность за выкуп. Признать действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара незаконными в части несоблюдения ст. 36 п. 8 Градостроительного Кодекса РФ и обязать утвердить схему расположения земельного участка.
В судебное заседание заявители А., А.1, Г., их представитель по доверенности К. не явились, извещались надлежащим образом, представитель К. просила дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Г. является собственником 1/6 доли жилого дома общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.10г.
А. является собственником 2/3 долей жилого дома общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.10г.
А.1 является собственником 1/6 доли жилого дома общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.10г.
Им же на праве собственности принадлежит земельный участок, занимаемый жилым домом площадью *** кв.м. по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.02.11г.
дата Г., А., А.1 обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью *** кв.м., по адресу: адрес, под огородничество.
По сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата земельный участок, площадью *** кв.м., по адресу: адрес, расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от дата года; в границах красных линий не находится, к территории общего пользования не принадлежит.
27.06.14г. ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» составлен акт осмотра земельного участка, расположенного по адресу: адрес, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений. Участок огорожен забором и используется под огородничество. Участок прилегает к участку, которым пользуются заявители, на котором расположен одноэтажный деревянный дом. Ориентировочная площадь земельного участка, занимаемая домом, составляет 50 кв.м. Наличие нарушений прав третьих лиц не установлено. Площадь и размеры соответствуют заявленным. Местоположение земельного участка определено согласно приложенной план-схемы без применения геодезического оборудования.
27.08.14г. Министерство направило запрос об утверждении схемы расположения земельного участка руководителю Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара.
26.09.14г. Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара направил в адрес Министерства заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Отказ основан на том, что использование земельного участка под огородничество не соответствует градостроительным регламентам указанной зоны.
дата Министерство имущественных отношений Самарской области направило Г., А., А.1 уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью 176 кв.м., под огородничество, поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка, согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата на обращение министерства, не соответствует основным видам разрешенного использования, предусмотренным для территориальной зоны.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от дата №... «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с дата возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Г., А., А.1 обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка под огородничество за выкуп, смежного с земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле» (ст. 9.1 в редакции от дата года).
Постановлением Правительства Самарской области №... от дата утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 вышеуказанного Постановления граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой.
Согласно п. 2.4 вышеназванного Порядка министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением №... к настоящему Порядку.
В соответствии с вышеназванной нормой министерство обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара с запросом о соответствии испрашиваемого заявителем земельного участка градостроительным нормам.
Из ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата следует, что вид использования испрашиваемого объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне ПК-1.
Согласно п.1.4. Постановления Правительства Самарской области №... от дата установлено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии с градостроительным зонированием городского округа Самара, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Из пункта 2.4 следует, что при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
При рассмотрении заявления Г., А., А.1 о предоставлении земельного участка Министерством имущественных отношений Самарской области были установлены препятствии для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, а именно: вид использования испрашиваемого объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Таким образом, суд приходит к мнению, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с законом и оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Уточненные требования заявителя основаны на ст.36 п.8 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Утверждение заявителя о том, что действия Департамента строительства и архитектуры противоречат п.8 ст.36 ГрК основано на неправильном толковании закона, поскольку в указанной статье не содержится возможности предоставления земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление А., А.1, Г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2015г.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна.
Судья
Секретарь