РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2013 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Якушевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кутеповой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4432/13 по заявлению ТБЮ об обжаловании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Самарской области, 3-и лица не заявляющие самостоятельных требований Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары, ООО «Самарская энергосервисная компания»,
УСТАНОВИЛ:
ТВЮ обратился в суд, ссылаясь на то, что дата он подал заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, цель использования: занимаемый административным зданием и территорией, необходимой для его использования и обслуживания, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, кадастровый №..., что подтверждается заявлением вх. №... от дата (внутренний №...). К заявлению были приложены свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости №... и №..., Акт приема-передачи недвижимого имущества от дата копия паспорта заявителя, выписки из ЕГРП от дата, кадастровый паспорт земельного участка и др. Уведомлением от №... от дата заявителю было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка и возвращен пакет документов, с указанием следующих оснований: не представлены документы, подтверждающие необходимость испрашиваемого земельного участка для использования под объект недвижимости; не представлены документы, подтверждающие право собственности на пристрой (Литера ф). Заявитель считает отказ незаконным, поскольку к заявлению приложены все документы согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень). Указанный Перечень не содержит требований о предоставлении документов, подтверждающих необходимость испрашиваемого земельного участка для использования под объект недвижимости, т.е., министерство не имело право требовать у заявителя документы, не предусмотренные Перечнем. Доводы о том, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие право собственности на пристрой (Литера ф), не соответствует действительности, т.к. к заявлению приложено Свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости №..., из которого видно, что пристрой Литера ф является неотделимой, неотъемлемой частью всего здания конторы Литера Фф. В соответствии с принципом о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости, закрепленным в статье 1 ЗК РФ, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, на основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ не могут быть приватизированы никем, кроме собственников этих объектов. Решение об отказе в предоставлении земельного участка препятствует реализации заявителем предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Ссылаясь на ст.12 ГК РФ, ст.ст.28, 30 36, 61, 64 ЗК РФ, ст.ст.254 - 258 ГПК РФ, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с учетом уточненных требований просит признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка №... от дата по возвращению пакета документов и заявления вх. №... от дата (внутренний №...); признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, изложенное в Уведомлении об отказе №... от дата незаконным; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: гадрес, кадастровый №... цель использования: занимаемый административным зданием и территорией, необходимой для его использования и обслуживания ТБЮ в собственности за выкуп по льготной цене, действовавшей на дату подачи заявления, в размере 2,5%.
Определениями суда от 23.07.2013г., 20.08.2013 года к участию в деле в качестве 3 лиц привлечены ООО «Самарская энергосервисная компания», Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.
Представитель заявителя по доверенности НИА поддержала уточненные требования, пояснив, что все необходимые документы были представлены, заявитель имеет право приобрести испрашиваемый участок в собственность за выкуп по льготной цене, поскольку обратился в дата.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ЕИИ возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что отказ является законным и обоснованным, поскольку заявитель просит передать в собственность земельный участок под пристроем площадью примерно *** кв.м. и прилегающий участок примерно *** кв.м., не представляя обоснований о необходимости площади, во много раз превышающей площадь объекта под использование которого испрашивается участок. Доводы об использовании объекта в целом полагал необоснованными, поскольку под основным зданием литера Ф земельный участок уже находится в собственности. Полагал, что в силу ст.36 ЗК РФ необходимо установить указанные обстоятельства, в связи с чем имелись основания для истребования документов, подтверждающих необходимость испрашиваемого земельного участка для использования под объект недвижимости.
В суд представитель третьего лица ООО «Самарская энергосервисная компания» не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия (л.д.91).
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ООО «Самарская энергосервисная компания» принадлежало на праве собственности здание конторы *** этажное литера Фф по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.117).
С целью реконструкции указанного административного здания постановлением Главы г.о.Самара от дата №... утверждался проект границ земельного участка по указанному адресу площадью *** кв.м. (л.д.127).
Земельный участок площадью *** кв.м. по адресу: адрес поставлен на кадастровый учет дата с присвоением кадастрового №.... В кадастровом паспорте имеются сведения об обременении на площадь ***.м. – занята объектов недвижимости: часть земельного участка занята объектом недвижимости: пристрой Литера ф (свид.о государственной регистрации права от дата серия №...) (л.д.21-26,77-80).
Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самары подготовлен градостроительный план земельного участка на дата, из которого видно, что условно разрешенным видом использования земельного участка является использование под офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний (л.д.119-126)
На основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от дата между Министерством строительства и ЖКХ Самарской области и ООО «Самарская энергосервисная компания» дата заключен договор №... аренды земельного участка, относящегося к категории «земли населенных пунктов», имеющий кадастровый №..., находящийся по адресу: адрес, площадью *** кв.м. (л.д.93-110). Указанный договор прошел регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области (л.д.17).
ТБЮ на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от дата на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для административного здания, общая площадью *** кв.м., кадастровый (или условный) №..., по адресу: адрес (л.д.9); здание конторы, назначение – нежилое здание, площадью ***.в.м, этажность – *** №... по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП на недвижимое имуществом и сделок с ним. (л.д.9,10).
По Акту приема-передачи недвижимого имущества от дата ООО «СамараЭСКО» передало ТБЮ вышеуказанное недвижимое имущество, расположенное по адресу: адрес. В акте указано, что он составлен в соответствии с Решением единственного учредителя №... от дата. (л.д.11).
Здание Литера Фф по адресу адрес, общей площадью *** кв.м., количество этажей – ***, поставлено на кадастровый учет дата с присвоением кадастрового №... (л.д.18-20, 81-85).
дата на основании заявления ООО «Самарская энергосервисная компания» между Министерством строительства и ЖКХ Самарской области и ООО «Самарская энергосервисная компания» расторгнут договор аренды земельного участка от дата №... (л.д.73-74,76, 111-112).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
дата ТБЮ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., занимаемого административным зданием и территорией, необходимой для его использования и обслуживания.
Согласно уведомления от дата №..., Министерство имущественных отношение отказало ТБЮ в предоставлении спорного земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что не представлены документы, подтверждающие необходимость испрашиваемого земельного участка для использования под вышеуказанный объект недвижимости; документы, подтверждающие право собственности на пристрой (Литера ф).
В материалы дела заявителем представлены сведения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от дата о том, что земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым №..., расположенный по адресу: адрес, не расположен в красных линиях и не относится к территории общего пользования (л.д.86).
Вместе с тем, дата по запросу Министерства имущественных отношений по адрес Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара представлены сведения о том, что территориальная зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3), имеется ограничение в части канализации Д=100, теплотрасса, электрокабель напряжением до 0,4 кВ, вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. Указана ссылка на п.4 ст.85 ЗК РФ, п.3 ст.33 ЗК РФ и предложено представить подготовленное и согласованное в установленном порядке обоснование о соответствии площади земельного участка для испрашиваемого вида деятельности. (л.д.41-43),
Из представленных Министерством материалов видно, что в ходе рассмотрения заявления ТБЮ произведен осмотр земельного участка и составлен акт от дата ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» из которого следует, что осуществлен осмотр испрашиваемого ТБЮ. земельного участка под административным зданием по адресу: адрес, кадастровый №... площадью *** кв.м. В ходе осмотре производились фотосъемка, обмер земельного участка. Установлено, что на испрашиваемом земельном участке находятся: часть административного здания (кирпичный пристрой). Видимых инженерно-технических сооружений нет. На участке находится несколько деревьев. Часть участка имеет асфальтовое покрытие. Испрашиваемый участок прилегает к участку, находящемуся в собственности заявителя с его слов площадь и размеры соответствуют заявленным (л.д.35-40).
Как следует из пояснений сторон ТБЮ принадлежит на праве собственности объект недвижимости – здание литера Фф, земельный участок под литерой Ф оформлен в собственность заявителя. В отношении земельного участка под пристроем и прилегающего к нему земельного участка было подано заявление и оспаривается отказ в его предоставлении.
Из плана границ земельного участка, подготовленного ООО «Меридиан» следует (л.д.26), что площадь земельного участка под пристроем литера ф составляет *** кв.м.
Министерством дата направлен запрос №... ТБЮ с требованием предоставить градостроительное обоснование необходимости использования рассматриваемого земельного участка площадью *** кв.м., занимаемого административным зданием и территорией, необходимой для его использовании, и соответствие испрашиваемой площади земельного участка нормам законодательства, соответствующее заключение уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа местного самоуправления – департамента (л.д.59-61).
Указанное заключение ТБЮ представлено не было.
В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч.1, 2.1 ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (ч.1) Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.(ч.2.1)
В силу ч.3 ст.33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
С учетом требований ст.ст.33, 36 ЗК РФ суд полагает, что для принятия решения о предоставлении в собственность Т испрашиваемого участка заявителю необходимо было подтвердить соответствие размера испрашиваемого участка правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации для конкретного вида деятельности, следовательно требование Министерства о предоставлении соответствующего заключения уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа основано на законе.
Доказательств необходимости испрашиваемого размера земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ТБЮ, суду не представлено.
Кроме того, из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от дата следует, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Доводы заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок ранее использовался в границах указанной площади, необходим для использования всего объекта недвижимости – литера Фф, находящегося в собственности заявителя, неосновательны, поскольку из материалов дела видно, что под основным зданием земельный участок предоставлен в собственность ранее, испрашиваемый участок ранее использовался на праве аренды и в испрашиваемых размерах под строительство нежилого здания не выделялся.
В части запроса Министерства от дата ТБЮ о предоставлении документов, подтверждающих его право собственности на объект недвижимости (литера ф) суд полагает данный довод необоснованным, поскольку было представлено свидетельство о праве собственности, в т.ч. на литера ф (л.д.64-65, 9,10).
В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, совокупность указанных обстоятельств не подтверждается материалами дела, так как в силу ст.33 ЗК РФ земельные участки предоставляются с учетом нормы предоставления земельных участков, а истцом не предоставлено документов, обосновывающих размер испрашиваемого участка и его необходимость для использования объекта недвижимости, расположенного на нем.
Помимо этого, суд считает, что не установлен факт нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как из п.6 ст.36 ЗК РФ в системной связи и иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Следовательно, заявителем может быть реализовано право на законное предоставление спорного земельного участка путем заключения договора аренды.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления ТБЮ и признания отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп нет.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 246,257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ТБЮ об обжаловании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, обязании предоставить в собственность за выкуп земельный участок по льготной цене – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Октябрьский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2013 года.
Судья Е.В.Якушева