Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-20900/2021 от 01.07.2021

Судья Артёмова Е.Н.                                  Дело <данные изъяты> (2<данные изъяты>)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                                   20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Мирошкина В.В.,

судей Смольянинова А.В. и Медзельца М.В.,

при помощнике судьи Муратовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной Т. И. к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

по апелляционной жалобе истца Костиной Т.И. в лице представителя по доверенности – Букреевой О.И.

на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 16 июля 2020 г.,

заслушав доклад судьи Московского областного суда Мирошкина В.В.,

объяснения представителя Костиной Т.И. по доверенности – Букреевой О.И.,

установила:

Костина Т.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа <данные изъяты> о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 538 кв.м, категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>, с/п Луневское, <данные изъяты>, уч. <данные изъяты>».

Требование мотивировано тем, что 29 декабря 2012 г. между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района <данные изъяты> и Костиной Т.И. заключён договор аренды <данные изъяты>-АФ земельного участка <данные изъяты> по вышеуказанному адресу. На данном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности.

6 ноября 2019 г. истец обратилась в администрацию г/о Солнечногорск Московской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка. Решением администрации г/о Солнечногорск Московской области от 5 декабря 2019 г. № Р<данные изъяты>30564287 отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", поскольку испрашиваемый земельный участок, согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, полностью расположен в границах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, границы земельного участка пересекают границы сельских лесов площадь пересечения 15,98%.

Ссылаясь на незаконность отказа в предоставлении земельного участка в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов в связи с расположением земельного участка в зоне санитарной охраны, истец просила иск удовлетворить.

В суде первой инстанции истец Костина Т.И. и её представитель по доверенности - Букреева О.И. исковое требование поддержали.

Представитель ответчика - администрации г/о Солнечногорск Московской области по доверенности - Каравайкина Т.И. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом администрации г/о Солнечногорск Московской области по доверенности - Мальков К.И. в суде первой инстанции с иском не согласился.

Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещён.

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 16 июля 2020 г. в удовлетворении искового требования отказано.

Не согласившись с вышеприведённым решением суда первой инстанции, истец Костина Т.И. через надлежаще уполномоченного представителя подала апелляционную жалобу на предмет его отмены, как незаконного.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 ноября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 г.указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Костиной Т.И. по доверенности – Букреева О.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить.

Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истца и положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснение представителя истца, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,29 декабря 2012 г. между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района и Костиной Т.И. был заключён договор аренды земельного участка <данные изъяты>-АФ, согласно которому истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 площадью 538 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, с/п Луневское, <данные изъяты>», сроком на 10 лет.

Решением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 5 декабря 2019 г. № Р<данные изъяты>30564287 отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", поскольку испрашиваемый земельный участок, согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства <данные изъяты>, полностью расположен в границах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, границы земельного участка пересекают границы сельских лесов площадь пересечения 15,98%.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 20 апреля 2012 г. испрашиваемый истцом в собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 по адресу: <данные изъяты>, с/п Луневское, <данные изъяты>, уч. 20 «А» имеет площадь 538 +/- 16 кв.м, категорию земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, состоит на кадастровому учёте с 17 апреля 2012 г.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 28 мая 2018 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 по вышеуказанному адресу имеет площадь 538 +/- 8 кв.м, категорию земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства; также приведены координаты границ земельного участка.

В выписке из ЕГРН от 27 февраля 2019 г. указано, что жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:665 2018 года постройки, площадью 58,4 кв.м, принадлежит истцу и расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:243.

В градостроительном плане земельного участка, утверждённом решением администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 3 мая 2017 г. № 603-ГПЗУ, сведения о нахождении лесов на территории земельного участка отсутствуют, и указано, что информации об инженерных коммуникациях на земельном участке, о вхождении земельного участка в иные зоны с особыми условиями использования в администрации Солнечногорского муниципального района Московской области не имеется.

По заключению Управления архитектуры и градостроительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 23 апреля 2010 г. санитарная классификация и СЭЗ не классифицируется.

Из письма Комитета лесного хозяйства Московской области от 27 сентября 2018 г. следует, что в соответствии с протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 6 сентября 2018 г. № 26ПС-681 на основании представленных документов принято решение о соответствии земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:243 требованиям статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель" и о приведении в соответствие сведений государственного лесного реестра со сведениями ЕГРН.

В силу письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 15 ноября 2018 г. в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утверждённой постановлением правительства Московской области от 11 февраля 2009 г. № 106/5, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 в границы существующей либо планируемой к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения не входит, расположен вне водоохранных зон водных объектов.

На земельном участке отсутствуют месторождения общераспространенных полезных ископаемых, учтённые территориальным балансом запасов полезных ископаемых <данные изъяты>, участки недр местного значения, предоставленные Министерством для геологического изучения, и (или) разведки) и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также участки недр, включенные в Перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование с целью геологического изучения и (или) разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых.

Министерством экологии и природопользования Московской области зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенного вблизи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060736:243, не устанавливалось. Разъяснено, что достоверной информацией о размещении на рассматриваемой территории в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы располагают Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве и АО "Мосводоканал".

Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 12 ноября 2018 г. по сведениям публичной кадастровой карты Росреестра спорный земельный участок расположен в массиве индивидуальной жилой застройки на расстоянии 478 м с западной стороны от реки Клязьмы, являющейся основным водотоком Клязьменского водохранилища - источника питьевого водоснабжения г. Москвы.

В соответствии с протоколом заседания Межведомственной рабочей группы от 6 сентября 2018 г. N 26ПС-681 противоречия в сведениях государственных реестров устранены, информация об отсутствии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с границами лесного фонда учтена в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.

Рассматриваемый земельный участок частично входит в зоны с особыми условиями использования территории (2-й пояс зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения) согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45.

Согласно распечатке "Заключение об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования", не содержащей реквизитов об источнике, дате его принятия и отметок о заверении, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 имеет пересечение с сельскими лесами в 2017 г. - 15,98%, пересечение с сельскими лесами в 2018 г. – 98%; земельный участок соответствует требованиям статьи 56 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ и подлежит к отнесению к категории земель, отличной от категории лесного фонда согласно протоколу Межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров и установлению принадлежности земельных участков к определенной категории от 6 сентября 2018 г. № 26-ПС-681.

Земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17 апреля 1980 г. № 500-1143, постановлением СНК РСФСР от 23 мая 1941 г. № 355, постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 г. № 696 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства (сведения подлежат уточнению с учётом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения).

По решению об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 5 декабря 2019 г. № Р001-7054097293-30564287, вынесенному администрацией городского округа Солнечногорск Московской области, испрашиваемый земельный участок согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области полностью расположен в границах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы; границы земельного участка пересекают границы сельских лесов, площадь пересечения - 15,98%.

Принимая во внимание, что по заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования по обозначенному истцу земельному участку, последний расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17 апреля 1980 г. № 500-1143, постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 г. № 696, иными правовыми актами в сфере санитарного законодательства, и имеется пересечение с сельскими лесами 15,98% и учитывая содержание ответов Комитета лесного хозяйства Московской области от 27 сентября 2018 г. № Т1-22409, Министерства экологии и природопользования Московской области от 15 ноября 2018 г. № 24ТГ-31539, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 12 ноября 2018 г. № 30ТГ-7969/Т-55, руководствуясь статьями 39.1, 39.2, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 43, 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность, так как является ограниченным в обороте.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (статья 196 ГПК РФ).

Однако при вынесении обжалуемого решения указанные выше требования закона и акта их толкования судом соблюдены не были.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В пункте 2 статьи 27 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпунктов 2 и 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно статье 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 г. № 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы" установлена зона санитарной охраны второго и третьего пояса вдоль всей трассы канала Москва - Волга и водохранилищ, которая включает в себя километровую полосу в обе стороны от уреза воды в канале на всем его протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно.

С учётом данного постановления решением исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 17 апреля 1980 г. № 500-1143 утверждён проект установления красных линий границ зоны санитарной охраны водоснабжения г. Москвы в границах Лесопаркового защитного пояса. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

В соответствии спунктом 1постановления правительства Москвы и правительства Московской области от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, до разработки в соответствии с указанным положением проектов таких зон в отношении территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области, до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам и до принятия решений об установлении таких зон на территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области:

1.1) не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР, направленные на регулирование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы, в том числе: Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 г. N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы", Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 мая 1941 г. N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения", Постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1952 г., Постановление Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1971 г. N 640 "Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников", Постановление Совета Министров РСФСР от 25 октября 1974 г. N 571 "Об утверждении зоны санитарной охраны третьего блока Северной водопроводной станции Московского водопровода";

1.2) для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".

В силу пункта 1.1.1 СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45, настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода. На основании данных санитарных правил "Проект ЗСО Московского водопровода" разрабатывается в соответствии с частью 1 статьи 7 ВК РФ участниками водных отношений (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица), в том числе применительно к территориям отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Согласно подпункту "а" пункта 1.1.2 СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45, проект ЗСО Московского водопровода включает, в частности, определение границ зоны и составляющих ее поясов. В проекте ЗСО определение границ зоны осуществляется на основании расчетов либо данных о рельефе местности (цифровых ортофотопланов, цифровых моделей рельефа и иных данных).

В соответствии с пунктом 3.4.1 СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45, верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (при расходе воды 95% обеспеченности), но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.

Нижняя граница соответствует створу водозабора или гидроузла (пункт 3.4.2).

В силу пункта 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 45, боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.

Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;

б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

По сведениям из АО «Мосводоканал» и Управления Роспотребнадзора по Московской области планом мероприятий («Дорожная карта») от 25.07.2020 № 6886п-П11 «По установлению новых границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы и Московской области», утверждённым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В., разработка проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы на основании СП 2.1.4.2625-10 в пределах Тверской, Смоленской и Московской областей относится к компетенции органов исполнительной власти соответствующих субъектов, которыми устанавливаются границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о их соответствии санитарным правилам. На текущий момент заключение по проекту ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы не выдавалось.

Судебная коллегия признала юридически значимыми и подлежащими доказыванию при разрешении настоящего спора обстоятельства, связанные с шириной береговой полосы и наличием либо отсутствием зон санитарной охраны реки Клязьма, факт возможного наложения зон санитарной охраны на границы спорного земельного участка и определение границ земельного участка вне пределов санитарных зон в соответствии с правоустанавливающими документами.

Согласно положениям статьи 56 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств правомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность и факта нахождения спорного земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водного объекта и земель лесного фонда, лежит на ответчике.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 ГПК РФ).

В суде апелляционной инстанции представителем истца Костиной Т.И. заявлено ходатайство о назначении по делу комплексной землеустроительной и гидрологической судебной экспертизы в целях установления нахождения спорного земельного участка во втором поясе (поясе ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и землях лесного фонда.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 сентября 2021 г. по делу была назначена комплексная землеустроительная и гидрологическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «ПроектЭкоСервис».

По заключению экспертовфактическая площадь обследуемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:243 не соответствует сведениям ЕГРН (выписка из ЕГРН 99/2021/429427019 от 09.11.2021), а именно: по сведениям ЕГРН площадь составляет 538 кв.м, а по фактическим обмерам площадь вышеуказанного земельного участка составляет 581 кв.м.

Смещение фактической границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:243 относительно сведений ЕГРН произошло со стороны подъездной дороги, с юго-восточной границы земельного участка.

Границы земельного участка определены по ограждающим конструкциям (забору). Земляных работ, а также общестроительных работ и их следов на участке, свидетельствующих о переносе забора, экспертами не выявлено.

Также эксперты установили наличие расхождений фактических границ земельного участка со сведениями из ЕГРН, что может считаться реестровой ошибкой.

Экспертами установлено, что согласно сведениям о границах населённых пунктов на публичной кадастровой карте испрашиваемый земельный участок входит в границы населённого пункта.

Первичные материалы лесоустройства (планшеты) отсутствуют в материалах дела. По сведениям из ЕГРН, отображенных на публичной кадастровой карте, земельный участок не имеет пересечений с границами Гослесфонда.

В результате проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 площадью 538 кв.м не входит во 2 (второй) пояс (пояс ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы на основании решения Исполкомов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» и санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».

Оценив представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:243 площадью 538 кв.м не входит во 2 (второй) пояс (пояс ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы и не накладывается на земли лесного фонда, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности искового требования Костиной Т.И.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Солнечногорского городского суда Московской области от 16 июля 2020 г. отменить, апелляционную жалобу Костиной Т.И. – удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым исковое требование Костиной Т.И. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Солнечногорск Московской области заключить с Костиной Т. И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:243, площадью 538 кв. м, категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <данные изъяты>, с/п Луневское, <данные изъяты>, <данные изъяты>».

Судья-председательствующий:

Судьи:

33-20900/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Костина Т.И.
Ответчики
Администрация г.о. Солнечногорск
Другие
Министерство имущественных отношений МО
Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
19.07.2021[Гр.] Судебное заседание
25.08.2021[Гр.] Судебное заседание
13.09.2021[Гр.] Судебное заседание
11.10.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021[Гр.] Производство по делу возобновлено
20.12.2021[Гр.] Судебное заседание
10.01.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее