Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.С.В. к Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности по включению земельных участков в границы населенных пунктов,
у с т а н о в и л:
Ф.С.В. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области овозложении обязанности по включению принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в границы населенных пунктов пос.<данные изъяты> и дер.<данные изъяты> <данные изъяты> Смоленского района Смоленской области, указав, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на ответчиков возложена обязанность по рассмотрению в течение тридцати дней вопроса о включении указанных выше участков в границы упомянутых населенных пунктов с принятием одного из предусмотренных ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г.№191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решений, которое до настоящего времени ответчиками не принято, постановленное судебное решение не исполнено.
Представитель истца С.В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, отметив, что с ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный исполнительный орган государственной власти Смоленской области не рассмотрел обращение Ф.С.В. и приложенные к нему документы, а также положительное заключение администрации соответствующего муниципального образования по вопросу, касающемуся включения указанных участков земли в границы названных населенных пунктов с целью последующего использования для индивидуального жилищного строительства, тогда как правовых препятствий для удовлетворения просьбы истца не имеется.
Администрация Смоленской области, а также третьи лица - Администрация <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области и <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области К.Ю.В. заявленные исковые требования не признала, сославшись на невозможность разрешения Департаментом и Администрацией Смоленской области соответствующего вопроса по существу при отсутствии положительных заключений Департамента Смоленской области по природным ресурсам, Департамента Смоленской области по лесному хозяйству, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области
Представитель ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Смоленской области Ф.Е.М. в судебном заседании отметила, что по имеющимся в данном учреждении сведениям названные земельные участки находятся на территории <данные изъяты> сельского поселения и граничат с дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты>
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2, 4, 5, 13, 18, 22 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
Согласно постановлению Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «О включении земельных участков в границы населенных пунктов» включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, а в случае необходимости установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляются в соответствии с правовыми актами Администрации Смоленской области. Прием заявлений о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта от органов местного самоуправления городских округов или поселений Смоленской области, на территориях которых находится населенный пункт, и прилагаемых к ним документов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, направление указанных заявлений с прилагаемыми к ним документами для согласования в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
По делу установлено, что Ф.С.В. являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в <данные изъяты> сельском поселении Смоленского района Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч.4 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ обратился в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области с мотивированным заявлением о включении вышеуказанных участков в границы населенных пунктов - дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> с одновременным их переводом из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства, представив для этого необходимые для разрешения соответствующего вопроса документы (л.д.16, 20-42).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> сельского поселения подготовила заключение о целесообразности включения данных земельных участков в границы упомянутых населенных пунктов, одобренное впоследствии решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., и в соответствии со ст.ст.2-3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» представила в Департамент имущественных и земельных отношений соответствующее ходатайство, которое до настоящего времени в установленном порядке не разрешено (л.д.15-18).
Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Смоленской области и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о включении принадлежащих Ф.С.В. земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в границы населенных пунктов - дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> <данные изъяты> сельского Поселения Смоленского района Смоленской области, приняв одно из предусмотренных ч.18 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решений (л.д.8-12).
Вместе с тем, до настоящего времени постановленное судебное решение ответчиками не исполнено (л.д.6).
Письменным отношением Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что вопрос о включении указанных земельных участков в границы населенных пунктов д.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы в целях подготовки к комиссии по реализации земельной политики на территории Смоленской области с принятием решения о необходимости подготовки Департаментом Смоленской области по строительству и архитектуре соответствующего заключения, а Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области - проекта генерального плана поселения с учетом предполагаемого включения земельных участков в границы населенных пунктов д.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты>, со ссылкой на возможность последующего рассмотрения упомянутого вопроса на очередном заседании Комиссии по вопросам реализации земельной политики на территории Смоленской области при наличии положительных заключений Департамента Смоленской области по природным ресурсам, Департамента Смоленской области по лесному хозяйству, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области (л.д.50-58).
По сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» Смоленской области земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет смежные границы с земельными участками дер.<данные изъяты>, а земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> - смежные границы с земельными участками пос.<данные изъяты>. Принадлежащий Ф.С.В. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> примыкает к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.14, 19, 47-49, 59, 67).
Согласно п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.4 ст.79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3,6,7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Основания для отказа исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта установлены ч.ч.19, 20 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных Фомченковым исковых требований.
В соответствии с заключениями ФГУ «Государственная станция агрохимической службы «Смоленская»» Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащие истцу участки земли имеют среднекислую реакцию почвенного раствора, невысокое содержание органических веществ и для получения стабильных урожаев сельскохозяйственных культур требуют произведения известкования, фосфоритования, внесения органических и минеральных удобрений, микроудобрений, а также калийных удобрений в повышенных дозах сверх выноса их урожаем (л.д.68-75).
Как следует из заключения Администрации <данные изъяты> сельского поселения о целесообразности включения упомянутых земельных участков в границы дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ одобренного впоследствии решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, данные участки земли имеют непосредственную границу с соответствующими населенными пунктами, включение в которые приведет к развитию инфраструктуры <данные изъяты> сельского поселения, положительно отразиться на его экономическом состоянии и благосостоянии населения соответствующих населенных пунктов (л.д.15, 17).
Из кадастровых планов названных участков земли усматривается, что удельный показатель кадастровой стоимости каждого из них равен среднему уровню кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Смоленскому району (2,15 руб./кв.м.), утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2006 №422 (л.д.16, 31-38); данные земельные участки не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, установленных законом ограничений для их перевода в категорию земель населенных пунктов не имеется (ст.79 ЗК РФ, ст.ст.4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Отсутствуют в деле и доказательства наличия предусмотренных ч.ч.19, 20 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» оснований для отказа исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении указанных земельных участков в границы соответствующих населенных пунктов.
При таком положении, поскольку вступившее в законную силу судебное решение от 21.12.2011г. Администрацией Смоленской области и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области не исполняется, исходя из позиции Администрация <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области, считающей целесообразным включение принадлежащих Ф.С.В. земельных участков в границы дер.<данные изъяты> и пос.<данные изъяты>, принимая во внимание то обстоятельство, что включение данных земельных участков, находящихся в частной собственности в границы упомянутых населенных пунктов в целях жилищного строительства обеспечит баланс и равновесие между требованиями общего интереса и защитой фундаментального права собственности, суд удовлетворяет заявленные исковые требования с возложением на Администрацию Смоленской области соответствующей обязанности.
При этом, отсутствие положительных заключений по данному вопросу Департамента Смоленской области по природным ресурсам, Департамента Смоленской области по лесному хозяйству, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области, на что указывает представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку наличие таких заключений установленным законом условием включения земельных участков в границы населенных пунктов не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Смоленской области включить принадлежащие Ф.С.В. земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в границы населенных пунктов пос.<данные изъяты> и дер.<данные изъяты> <данные изъяты> сельского Поселения Смоленского района Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов