Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 29 января 2018 года
Судья Мантуровского районного суда <адрес> Алехина Л.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», расположенного по адресу: <адрес> по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
При проведении должностным лицом отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по <адрес> Верхнее-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору внеплановой выездной проверки в период с 18.01.2018г. по 24.01.2018г. установлено, что Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в части деятельности филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Курскэнерго» допущены нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (далее ПТЭЭС и С), утверждены приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №) и Правил устройства электроустановок, 7 издание, утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002г. №, и дополнение к нему, утвержденное приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003г. № (далее ПУЭ), а именно: - на опорах ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ» отсутствуют постоянные знаки которые должны быть нанесены (порядковый номер опоры, номер ВЛ, информационные знаки, знаки безопасности); - на ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35 10 кВ «СОМ» не выполнены следующие проверки и измерения: не проводится проверка состояния железобетонных опор, не проводится проверка загнивания деталей деревянных опор; - при эксплуатации ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ» в пролете опор 76-78 нарушаются правила охраны электрических сетей, а именно над металлическим сараем находится неизолированная линия электропередач ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ», что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей проживающих по адресу: <адрес>; - при эксплуатации ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35 10 кВ «СОМ» в пролете опор 76-78 нарушаются правила охраны электрических сетей, а именно: - в непосредственной близости жилого дома находится неизолированная линия электропередач ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ», по адресу <адрес>; - допускается эксплуатации ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ» с нарушением сроков технического освидетельствования; при эксплуатации ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ» не соблюдаются правила охраны электрических сетей и контроль их выполнения.
По факту выявленных нарушений в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в части деятельности филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Курскэнерго» был составлен административный протокол по ст.9.11 КоАП РФ от 24.01.2018г. №К4/160-202, а также протокол №К4/160-202 от 24.01.2018г. о временном запрете деятельности по эксплуатации участка воздушной электрической линии ВЛ-10 кВ оп 76-78, ф-3410 ПС «СОМ»35/10 питающий ЗТП принадлежащая ОАО «Кривецкому ХПП» и находящаяся в близи жилого дома, расположенной по адресу <адрес> по месту осуществления деятельности, поскольку выявленные указанные выше нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (далее ПТЭЭСС РФ утверждены приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №) и Правил устройства электроустановок (далее ПУЭ), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002г. №, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании представители ПАО «МРСК Центра» ФИО2 и ФИО3 вину Общества в совершении инкриминируемого правонарушения признали частично, а именно отсутствие на части опор проверяемого участка линии электропередач постоянных знаков с соответствующей информацией и отсутствие документов по проверке и измерению состояния железобетонных и деревянных опор. Нахождение линии электропередачи над металлическим сараем нарушением не признали, поскольку данная линия эксплуатируется с 1981 года и имеет охранную зону радиусом 10 метров, в которой запрещено строительство и расположение посторонних объектов, полагают, что металлический сарай находится под данной линией в нарушение нормативных правил. Также не согласны с нарушением п.5.7.8 ПТЭЭС и С и п.8 п.п.б Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №, поскольку данные пункты правил не содержат запрета на прохождение неизолированной линии электропередачи вблизи жилых домов, а конкретное расстояние до жилого дома не установлено. Также не признали нарушение сроков технического освидетельствования линии электропередачи, полагая, что ведомственным регламентом такие сроки установлены 1 раз в 40 лет и в настоящее время не нарушены. Правила охраны электрических сетей Обществом соблюдаются, а также осуществляется контроль за их выполнением.
Участвующий в деле в качестве свидетеля государственный инспектор Верхне-Донского Управления Федеральной службы Ростехнадзора ФИО4 в судебном заседании показал, что им проводилась выездная проверка, в ходе которой было установлено, что на шести опорах проверяемого участка линии электропередачи отсутствовали постоянные знаки, предусмотренные соответствующими Правилами, кроме того, документов, подтверждающих проведение проверок состояния железобетонных и деревянных опор им представлено не было, в техническом паспорте на данный участок линии электропередачи сведения, о проводимых проверках, также отсутствовали. В районе опор 76-78 осматриваемой линии электропередачи было установлено, что неизолированная линия электропередачи проходит над металлическим сараем местной жительницы, при этом правоустанавливающих документов на данный объект и земельный участок под ним, им предоставлены не были, расстояние до жилого дома не устанавливалось.
Свидетель ФИО5 по делу показал, что он занимает должность начальника Управления распределительных сетей ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», по роду деятельности ем известно о проводимой проверке и ее результатах, при этом отсутствие и плохая видимость постоянных знаков на части опор осматриваемой линии электропередачи действительно имело место, также отсутствовали документы о проводимых проверках и измерениях состояния железобетонных и деревянных опор. Полагает, что сроки технического освидетельствования воздушной линии электропередачи законодательно не установлены, а принятым ведомственным регламентом предусмотрены 1 раз в сорок лет, с учетом периода начала эксплуатации данной линии, ее техническое освидетельствование запланировано на 2021 год.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность по ст.9.11 КоАП РФ, наступает за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Как следует из материалов дела, привлекаемому лицу вменяется нарушение п.5.7.8 ПТЭЭС и С, п.ДД.ММ.ГГГГ, а также п.8 пп.б Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №, поскольку неизолированная линия электропередачи в районе опор 76-78 проходит над металлическим сараем, а также в непосредственной близости жилого дома.
Однако вышеуказанные пункты Правил (ПТЭЭС и С, ПУЭ и Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства) не содержат ограничений либо запрета на прохождение линии электропередачи над металлическими строениями либо вблизи жилых домов, а п.8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, напротив запрещает любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц в охранных зонах линий электропередачи, которая в отношении данной линии - ВЛ-10 кВ с неизолированными проводами составляет 10м (согласно приложения № к данным Правилам).
П. 1.1.1 главы 1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 204, предусматривается, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
В ходе разбирательства установлено, что рассматриваемая воздушная линия электропередачи построена и эксплуатируется с 1981 года, в то же время проверкой не установлена дата размещения металлического сарая под данной линией электропередачи и правомерность его размещения в указанном месте. Также не установлены конкретное расстояние от линии электропередачи до жилого дома и обстоятельства возведения данной линии вопреки требованиям Правил, не указаны пункты Правил, нарушенные при ее установке и ограничивающие расположение данной линии электропередачи по отношении к жилым домам. Нарушение пунктов Правил запрещающих или ограничивающих прохождение линии электропередачи, установленной мощности, вблизи жилых домов либо на конкретном расстоянии от них, привлекаемому лицу не вменялось.
Также, не конкретизировано в чем заключается не соблюдение лицом правил охраны электрических сетей и контроль их выполнения в соответствии с п.5.7.8 ПТЭЭС и С и Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Пунктом 5.7.8 ПТЭЭС и С предусмотрено, что при эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение; организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.
Представителями привлекаемого по делу лица представлены доказательства информирования предприятий, организаций и граждан, о положениях Правил, через средства массовой информации. Указания на какие-либо конкретные действия либо бездействие, свидетельствующие о нарушении указанных пунктов Правил в материалах дела и протоколе об административных правонарушениях не содержится.
При таких обстоятельствах, полагаю вина Общества в части пунктов 5,6 и 9 нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, а также п.5.7.8 ПТЭЭС и С, п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ и Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, по делу не доказана.
В то же время, в ходе проверки воздушной линии ВЛ-10 кВ ф-3410 от ПС 35/10 кВ «СОМ», было установлено, что на некоторых опорах отсутствовали порядковый номер, номер ВЛ, информационные знаки, знаки безопасности, что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭС и С, согласно которого организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии, в том числе, постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов; а также п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, согласно которого на опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки: порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах; информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности.
Кроме того, на момент проверки отсутствовали сведения, в том числе в техническом паспорте воздушной линии электропередачи, о проверке и измерении состояния железобетонных и деревянных опор, а также допускалась эксплуатация воздушной линии с нарушением сроков технического освидетельствования, что является нарушением п.1.5.1, п.1.5.2, п.1.7.1, п.5.7.5, п.ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭС и С, согласно которых на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений); все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; на каждом энергообъекте должны быть технические паспорта зданий, сооружений, технологических узлов и оборудования; при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа; на воздушной линии должны выполняться проверка состояния трассы не реже 1 раза в 3 года; проверка загнивания деталей деревянных опор - через 3 - 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей; проверка состояния опор, проводов, тросов при проведении осмотров; проверка состояния железобетонных опор и приставок - не реже 1 раза в 6 лет; проверка состояния опор, проводов, тросов, расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений - при осмотрах ВЛ; и другие проверки и измерения.
Однако организацией проверка состояния железобетонных и деревянных опор в установленные сроки не проводилась, представители стороны показали, что согласно утвержденного ведомственного регламента данная проверка проводится один раз в 40 лет, что не соответствует срокам, установленным п.ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭС и С.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, стороной не представлено.
Вина ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» в совершении вменяемого административного правонарушения предусмотренного ст.9.11. КоАП РФ в части нарушения требований вышеуказанных Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ и Правил устройства электроустановок, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.01.2018г. №К4/160-202; протоколом о временном запрете деятельности от 24.01.2018г. №К4/160-202; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, от 15.01.2018г. №К4/160-202; актом проверки от 24.01.2018г. №К4/160-202; определением по делу об административном правонарушении от 24.01.2018г.; предписанием об устранении нарушений обязательных требований безопасности в электроэнергетике №К4/160-202 от 24.01.2018г.; справкой о балансовой принадлежности объекта; а также пояснениями сторон, данными в судебном заседании.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения. Обстоятельств отягчающих ответственность по делу не усматривается.
Учитывая обстоятельства и характер установленных нарушений, полагаю возможным назначение административного наказания в виде штрафа.
Из представленных материалов следует, что по делу применялась мера обеспечения производства в виде временного запрета деятельности по эксплуатации участка воздушной электрической линии ВЛ-10 кВ оп 76-78, ф-3410 ПС «СОМ» 35/10 питающий ЗТП принадлежащую Кривецкому ХПП и находящуюся вблизи жилого дома по адресу <адрес> <адрес>, о чем был составлен протокол №К4/160-202 от 24.01.2018г. о временном запрете деятельности.
С учетом вывода по делу о назначении наказания в виде штрафа, данная мера обеспечения в виде временного запрета деятельности подлежит отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Признать Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в части деятельности филиала открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Курскэнерго» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Штраф должен быть перечислен на счет УФК по <адрес> (Верхне-Донское управление Ростехнадзора); Отделение <адрес>; ИНН 3665004949/КПП366501001; расчетный счет 40№; КБК 49№; БИК 043807001; ОКТМО 38701000.
Квитанцию представить в Мантуровский районный суд <адрес>.
Меру обеспечения производства по делу в виде временного запрета деятельности по эксплуатации участка воздушной электрической линии ВЛ-10 кВ оп 76-78, ф-3410 ПС «СОМ» 35/10 отменить.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Л.И.Алехина