О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Е.В. Юрченко Дело № 33-3752/2010
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Боковиковой Н.В.,
судей Кореневой И.В., Ус Е.А.
при секретаре Махлинец Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 26 июля 2010 года
дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации
на решение Воркутинского городского суда от 22 апреля 2010 года, по которому
признано право Насибуллиной ... на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Насибуллиной ... жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности;
администрация муниципального образования городской округ «Воркута» обязана предоставить Насибуллиной ... жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке установленной очередности.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Насибуллина Г.Д. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации ОАО «Воркутауголь», ГУ «Соцуголь» об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Октябрьская». В обоснование иска указала, что работала на шахте «Октябрьская» с 1982 года (в последствии ООО «Шахта Октябрьская»). Трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности работников предприятия. Считает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 840 от 24.12.2004 года имеет все правовые основания для включения в список очередности на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией шахты.
Ответчики исковые требования не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учета требований закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Как следует из материалов дела, Насибуллина Г.Д. работала с Дата обезличена года по Дата обезличена года в Производственном объединении по добыче угля «Воркутауголь» шахта «Октябрьская» (в дальнейшем ОАО «Воркутауголь», ООО «Шахта Октябрьская»). Согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена года трудовой договор с Насибуллиной Г.Д. расторгнут по ст. 81 п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности работников) с предоставлением льгот и компенсаций, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации. Стаж работы на дату расторжения трудового договора более 10 лет. Сокращение численности работников в связи с предстоящее ликвидацией предприятия носило массовый характер.
Согласно решению Совета директоров ОАО «Воркутауголь» от Дата обезличена года Номер обезличен принято решение о ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с Дата обезличена года, утвержден график ликвидации. Приказом Номер обезличен от Дата обезличена года Министерства энергетики Российской Федерации утвержден проект ликвидации ООО «Шахта Октябрьская». В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией ООО «Шахта Октябрьская» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных «Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г. Воркуты для работников ООО «Шахта Октябрьская». В соответствии с приведенным положением Насибуллина Г.Д. права на получение жилищной субсидии не имела, в связи с чем в список включена не была. Ранее жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами г. Воркуты истец не получала.
Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Аналогичные положения внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Насибуллиной Г.Д. удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобождена в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получала, жилого помещения в других регионах РФ не имеет.
Разрешая спор, суд правомерно учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования» предусматривающую право на получение субсидии для работников, высвобожденных в связи с ликвидации предприятия, при этом отсутствует указание на причину расторжения трудового договора «в связи с ликвидацией предприятия», поскольку указанные положения позволяют считать, что право на получение субсидии предоставляется также работникам, с которыми трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности работников, связанным с ликвидационными мероприятиями. Данные обстоятельства предусмотрены также Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2002 года № 185, в котором зафиксировано указанное право, для работников, уволенных с ликвидируемых предприятий в связи с сокращением численности работников.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что при формировании списков высвобожденных работников ООО «Шахта Октябрьская», претендовавших на получении жилищных субсидий для приобретения жилья действовал ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года и в списки были включены работники, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет и имеющие стаж работы в угольной промышленности не менее 10 календарных лет, в настоящее же время жилищные субсидии предоставляются в соответствии с ФЗ № 123-ФЗ от 27.09.2005 года однако положение об их предоставлении указанной категории работников отсутствует, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку из анализа приведенных в решении суда правовых норм следует, что действие законодательства распространяется на всех работников угольной промышленности, имеющих не менее 10 лет стажа работы в угольной промышленности, высвобожденных по ликвидации предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера до 01.01.2005 года. Следовательно, данное право распространяется на всех лиц, имеющих право на получение субсидий по вновь предусмотренным Законом основаниям.
Подлежит отклонению и кассационный довод о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.
Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 22 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-