Решение по делу № 2-5276/2016 от 20.07.2016

Дело № 2-5276/16    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года                                     г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,

с участием представительницы прокурора Маленьких И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетней В. к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

прокурор <Адрес>, действующий в интересах несовершеннолетней В. , обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования. Одной из основных задач Департамента является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Вотинова М.С. обратилась в Департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении её дочери – В. места в дошкольном учреждении <Адрес>. Место в дошкольном учреждении не предоставлено. Возраст В. позволяет ей быть принятой в дошкольную образовательною организацию. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Принятие мер для появления мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом конкретного ребенка. На основании Конституции РФ, Закона РФ от 29.12.2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании», прокурор просит требования удовлетворить (л.д. 2-5).

Представительница прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Истица в судебное заседание не явилась.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, своего представителя, отзыв по заявленным требованиям в суд не направил.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования истца законными и обоснованными, в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

На основании ч. 3 ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Вотинова М.С. является матерью В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ Вотинова М.С. обратилась в прокуратуру с заявлением в защиту прав несовершеннолетней В. , указав, что Департамент образования администрации г.Перми отказался предоставить место в детском саду для её дочери В. (л.д. 6).

Из ответа департамента образования администрации г. Перми от 07.07.2016 г. № СЭД-08-01-24-208 следует, что В. , поставлена на учет для получения муниципальной услуги 30.10.2014 г., в настоящее время в реестре ранее ребенка заявителя числится 3244 ребенка. Место в МДОУ В. будет предоставлено по дата рождения с учетом движения детей в реестре (л.д. 10-11).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя В. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, её законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении В. не предоставлено, что не оспаривается и представителем ответчика. То есть право несовершеннолетней В. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении нарушено. Доказательств иного на день рассмотрения дела также не представлено.

Ссылка представителя ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от 10.05.2011г. № СЭД-08-01-09-296, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На ответчика, как на орган местного самоуправления, Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской думы от 12.09.2006г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Сторонами суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу

Также, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетней – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч., добровольного) федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <Адрес> в интересах несовершеннолетней В. к Департаменту образования администрации г.Перми удовлетворить:

обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетней В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

2-5276/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Индустриального района г.Перми в интересах Вотиноволй Василисы Антоновны
Вотинова М.С.
Ответчики
Департамент образования администрации г.Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
20.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2016Передача материалов судье
25.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2016Судебное заседание
16.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее