З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 22 октября 2012 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Ю.Б. Рахимовой,
с участием истца И.С.П., представителя истца С.Ю.В., заинтересованного лица И.С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.С.П. к Администрации Костомукшского городского округа о понуждении к выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья на сумму 669060 рублей,
у с т а н о в и л:
И.С.П. обратился в суд с названным иском, указав, что постановлением Администрации Костомукшского городского округа от 03 августа 2007 года № он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (в дальнейшем по программе «Жилище» на 2011-2015 г.г.). Он имел право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках указанной подпрограммы. В 2008 году Министерство строительства РК включило его семью, состоящую из трех человек, в резервный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», на получение выплат в 2008 году, что подтверждается письмом Администрации Костомукшского городского округа от 22 сентября 2008 года, без номера. В 2012 года его семья была включена в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Республике Карелия. Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье составляет 669060 рублей. 18 сентября 2012 года Администрацией Костомукшского городского округа было принято решение о выдаче свидетельства на получение социальных выплат на сумму 175925 рублей 77 копеек. Считает данное решение незаконным и нарушающим его права и права членов его семьи. Считает, что Администрация Костомукшского городского округа не имеет право самостоятельно уменьшать размер социальной выплаты, так как эта выплата утверждена и не изменена органом исполнительной власти в РК - Министерством строительства РК. Просит суд обязать ответчика выдать свидетельство на получение социальной выплаты на сумму 669060 рублей.
Истец И.С.П. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель истца С.Ю.В., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд отменить решение Администрации Костомукшского городского округа о выдаче свидетельства на поучение социальных выплат в размере 175925 рублей 77 копеек и обязать Администрацию Костомукшского городского округа выдать семье И. в составе И.С.П., И.С.Б. и И,Н.П., являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы, в соответствии с условиями данной целевой программы свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья на сумму 669060 рублей, а также пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Костомукшского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства о рассмотрении дела без его участия не заявлял.
Заинтересованное лицо И.С.Б. согласилась с исковыми требованиями в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В связи с изданием постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», постановление Правительства РФ № 638 утратило силу с 1 января 2006 года.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В рамках указанной выше подпрограммы Правительством РК издано постановление от 14 июля 2011 г. № 169-П «О реализации на территории Республики Карелия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Согласно п.п. 4, 7, 10 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденного приказом Министерства строительства РК от 13 октября 2010 г. № 207, участницей подпрограммы может быть:
1) молодая семья, признанная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства нуждающейся в жилом помещении после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) если возраст одного из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Пунктами 4 - 7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285, также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
В соответствии со п. 18 вышеуказанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что И.С.П. и И.С.Б. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ и имеют сына И,Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Администрации Костомукшского городского округа от 03 августа 2007 году № семья И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В 2008 году семья И. была включена в резервный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение социальных выплат в 2008 году.
Размер социальной выплаты на семью И. в 2012 году составляет 669060 рублей, что не было оспорено в ходе судебного заседания.
Полагая, что они могут самостоятельно выбрать и приобрести жилье, в том числе и с помощью кредита на приобретение недвижимости, а в последствие, когда подойдет их очередь, получить полагающуюся им субсидию на приобретение жилья в рамках указанной выше программы, 27 мая 2008 года И.С.П. и И.С.Б. заключили с ОАО «Сбербанк России» в лице Костомукшского отделения № 8372 Сбербанка России кредитный договор № «Жилищный кредит» в сумме 1200000 рублей под 11,5% годовых на приобретение однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
29 мая 2008 г. И.С.П., И.С.Б. заключили договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира приобретена И. за 1600000 рублей.
Приказом Министерства строительства РК от 26 марта 2012 года № 77 по Костомукшскому городскому округу утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году по Республике Карелия.
Семья И. была включена в данный список согласно дате подачи заявления 01 августа 2007 года на участие в данной подпрограмме под №, о чем была уведомлена письменно.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Согласно ст. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.
21 сентября 2012 года Администрацией Костомукшского городского округа на имя И.С.П., И.С.Б. и И,Н.П. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома без указания размера выплаты. Свидетельство действительно до 21 июня 2013 года.
Согласно протокола № 1 от 18 сентября 2012 года заседания комиссии при Администрации Костомукшского городского округа по оформлению и выдаче «Свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 г.г. комиссией принято решение выдать И.С.П. свидетельство на получение социальных выплат на сумму 175925 рублей 77 копеек, которая состоит из: суммы платежа по кредитному договору в размере 175484 рублей 66 копеек и суммы процентов в размере 441 рубля 11 копеек по состоянию на 11 сентября 2012 года.
Суд считает решение указанной выше комиссии Администрации Костомукшского городского округа необоснованным и подлежащее отмене, поскольку согласно паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Аналогичные цели и задачи были у подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, то есть, улучшение жилищных условий молодых семей с привлечением их собственных и заемных средств, ипотечных кредитов путем оказания им государственной поддержки в решении жилищной проблемы.
Таким образом, учитывая, что указанные подпрограммы не содержат запрета на решение жилищной проблемы путем получения жилищного кредита, суд находит требования истцов обоснованными.
В судебном заседании установлено, что семьей И. была приобретена однокомнатная квартира <адрес>
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права № указанная квартира находится в долевой собственности И.С.П., И.С.Б. и И,Н.П. (доля в праве 1/3); общая площадь квартиры 35,8 кв.м.
Таким образом, проживание трех человек в однокомнатной квартире предполагает наличие определенных неудобств, связанных с созданием для ребенка условий для нормального развития и воспитания, и является основанием для признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Для приобретения однокомнатной квартиры семья И. вынуждена была взять кредит в размере 1200000 рублей, рассчитывая в дальнейшем улучшить свои жилищные условия путем продажи данной квартиры и использования свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в размере 669060 рублей.
На основании вышеизложенного суд считает, что оснований для уменьшения суммы социальной выплаты на приобретение жилья до 157925 рублей 77 копеек у ответчика не имелось, поскольку получение данной социальной выплаты в размере 669060 рублей имеет своей целью использование его на приобретение квартиры, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Таким образом, учитывая, что социальная выплата может быть использована не только на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по банковским кредитам, но и на улучшение жилищных условий молодых семей путем приобретения соответствующей жилой площади, суд считает, что требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования И.С.П. удовлетворить.
Отменить решение Администрации Костомукшского городского округа в части выдачи свидетельства на получение социальных выплат на сумму 175925 рублей 77 копеек.
Обязать Администрацию Костомукшского городского округа выдать семье И. в составе: И.С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и И,Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющиеся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в соответствии с условиями данной целевой программы свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья на сумму 669060 рублей.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.