Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-159/2015 (2-1825/2014;) от 23.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е

от 26 марта 2015 года по делу № 2-159/2015

Именем Российской Федерации

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего –

судьи Томского районного суда Томской области            Панфилова С.Н.

при секретаре                                Кривошеиной К.Ю.

с участием:

старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска        Шаргаевой С.А.,    

представителя ответчика – ЗС сельского поселения                                                     АВЕ,

представителя ответчика – Департамента Лесного хозяйства Томской области         

                                        МВЕ,

представителя третьего лица – Администрации Томского района     ГАА,

представителя третьего лица – ОАО «Томская распределительная компания»

                                        БАМ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска о понуждении ЗС сельского поселения, Департамента Лесного хозяйства Томской области к принятию мер по организации сбора и вывоза свалки бытовых отходов,

у с т а н о в и л :

прокурор Кировского района г.Томска, действуя в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (с учетом изменения оснований иска, замены ответчиков, привлечения соответчика), обратился в суд с иском к Администрации Зоркальцевского сельского поселения, Департаменту Лесного хозяйства Томской области о понуждении к принятию мер по организации сбора и вывоза свалки бытовых отходов с земельных участков с географическими координатами: № (номер)"; № (номер)"; № (номер)"; № (номер)", в срок до (дата).

В обоснование заявленного требования прокурор Кировского района г.Томска в письменном заявлении указал, что в результате проведённой прокуратурой района проверки, выявлено несанкционированное размещение бытовых отходов (свалки) в окрестностях (адрес) в непосредственной близости от лесного массива, а именно на земельных участках с географическими координатами (номер)". Состав свалок – твердые бытовые отходы, крупногабаритный мусор; объемы свалок – 6 м3, 24 м3, 35 м3 и 5 м3 соответственно. Свалки расположены на территории ЗС сельского поселения. Отмечал, что в соответствии с положениями действующего законодательства, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организация сбора и вывоза бытовых отходов, мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Указывал, что ЗС сельского поселения, являющейся исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом полномочия по вопросам местного значения, допущено бездействие в части исполнения упомянутых требований, что создает реальную угрозу вредного воздействия этих отходов на здоровье людей и окружающую среду.

Старший помощник прокурора Кировского района г.Томска ШСА, в судебном заседании исковые требования прокурора Кировского района г.Томска поддержала по основаниям, указанным в иске с учетом его изменения и уточнения. Поясняла, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского района г. Томска с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, выявлено четыре навала мусора, располагающиеся вблизи (адрес), на территории ЗС сельского поселения. Мусор является бытовым. Отмечала, что действующим законодательством именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Выбор конкретного способа организации указанной деятельности является прерогативой ЗС сельского поселения.

Полагала, что в иске к Департаменту Лесного хозяйства Томской области должно быть отказано, поскольку мусор является бытовым, расстояние от навалов мусора до лесонасаждений составляет около 500 метров.

Представитель ответчика – Департамента Лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е., действующий на основании доверенности № ххххх, выданной на его имя начальником Департамента 12.01.2015, исковые требования прокурора Кировского района г. Томска не признал. Указал, что спорные свалки не располагаются на землях лесного фонда. Так, согласно таксационному описанию, выполненному ФГУП «Рослесинфорг» в 2014 году, которое не может противоречить данным кадастрового учета, в квартале (номер) Темерчинского участкового лесничества Тимирязевского лесничества имеются не покрытые лесом площади лишь в виде болота, лесохозяйственной грунтовой дороги и просек. Места, где обнаружены навалы мусора, указаны на схеме, выполненной кадастровым инженером, как сенокосы. Поскольку в таксационном описании не покрытые лесом земли в виде сенокосов отсутствуют, считал, что граница лесного фонда определена неверно.

Отмечал, что спорные навалы мусора располагаются на не покрытых лесом землях в охранной зоне ЛЭП. В связи с чем, лицом, ЗС ликвидировать свалки в указанном месте, является ОАО «Томская распределительная компания» - собственник ЛЭП, которая ЗС в соответствии с правилами пожарной безопасности содержать охранные зоны в пожаробезопасном состояниии. Просил в иске к Департаменту Лесного хозяйства (адрес) отказать.

Представитель ответчика – ЗС сельского поселения АВЕ, действующий на основании доверенности, выданной на его имя Главой поселения 12.01.2015, исковые требования прокурора (адрес) не признал. Полагал, что в иске должно быть отказано, при этом ссылался на следующие основания:

Навалы мусора находятся в охранных зонах ЛЭП, являющихся объектами повышенной опасности. В указанных охранных зонах установлены особые условия деятельности, и соответственно убирать свалки мусора в них должна сетевая организация. Кроме того, частично свалки находятся на землях лесного фонда.

Свалки образованы продуктами жизнедеятельности населения, а именно бытовой мусор. Свалки располагаются в непосредственной близости от (адрес), соответственно они образованы населением Кировского района г.Томска, и ЗС сельского поселения не должна их убирать.

Ветви деревьев не относятся к бытовому мусору.

Свалки не располагается на территории населенных пунктов ЗС сельского населения, соответственно их уборкой должен заниматься собственник земли.

Специалистов по уборкам свалок в А поселения нет, допусков к работе в охранной зоне ЛЭП нет, финансировать работы по уборке свалок за границами населенных пунктов запрещено действующим законодательством.

Надлежащее финансирование полномочий отсутствует.

Исковые требования прокурором заявлены не конкретно, а какие именно должны быть приняты меры, в иске не указано.

Свалки обнаружены летом 2014 года, однако в январе 2015 кадастровый инженер по просьбе А поселения выезжал на места, указанные в иске, и не нашел их. Предполагал, что свалки убраны и доказательств их наличия в настоящее время стороной истца не представлено.

Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – А (адрес) ГАА, действующая на основании доверенности № 2-16/595, выданной на её имя (адрес) 02.03.2015, полагала, что ЗС сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку свалки располагаются в охранной зоне ЛЭП. В связи с чем, ОАО «Томская распределительная компания», как сетевая организация, эксплуатирующая ЛЭП, должна убирать данные свалки, поскольку к работе в указанной зоне требуется специальный допуск. Доказательства наличия свалок отсутствуют.

Представитель третьего лица – ОАО «Томская распределительная компания» (далее ОАО «ТРК», Общество) БАМ, действующая на основании доверенности № 15, выданной на её имя 25.04.2013, полагала, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Не отрицала наличия в местах расположения свалок линий ЛЭП, эксплуатируемых Обществом и соответственно их охранных зон. В то же время отмечала, что ОАО «Томская распределительная компания» не является собственником либо владельцем земли в охранных зонах. Указанные зоны лишь налагают определенные ограничения на осуществление в них различных видов деятельности. Законодательством запрещено размещать свалки в охранных зонах ЛЭП. В то же время на сетевые организации возложены обязанности по содержанию просек в пожаробезопасном состоянии, что включает в себя заложенную в тариф деятельность по сносу деревьев и обрезания ветвей, но не сбор и вывоз свалок бытового мусора, что относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Поясняла, что при наличии соответствующего запроса, при необходимости, разрешение на осуществление работ по уборке свалок в охранной зоне ЛЭП будет выдано, а так же будет обеспечено присутствие специалиста ОАО «ТРК» при производстве этих работ.

Отмечала, что сотрудники ОАО «Томская распределительная компания» после получения искового заявления не смогли проехать к месту расположения свалок по причине глубокого снежного покрова. Поскольку ни ОАО «ТРК», ни ЗС сельского поселения, ни Департамента Лесного хозяйства (адрес) свалки не убирали, то они находятся под снегом.    

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковое требование прокурора (адрес) подлежащим частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации».

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что прокурор (адрес) является надлежащим истцом по делу.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов в границах населённых пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Из представленных суду Актов проверки соблюдения требований законодательства об охране лесов от пожаров в (адрес) от 08.07.2014, выполненного старшим помощником прокурора (адрес), Актов №(номер), выполненных (дата) Государственным инспектором (адрес) по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды (адрес), с приложением фото таблиц и карт - схем, следует, что в окрестностях (адрес) обнаружено четыре места несанкционированного размещения отходов (свалок), на участках с географическими координатами № (номер)", объемом 6 м3, 24 м3, 35 м3 и 5 м3; высота свалок от 0, 25 м до 1 м; площадь: 4м х3м, 8м х 3м, 7м х 5м, 5м х 4м. Состав свалок – твердые бытовые отходы в виде бытового мусора, полиэтиленовых пакетов, остатков досок, картона, пластмассы, боя стекла, опилок. Географические координаты свалок определены при помощи навигатора.

Суд, исходя из сведений, содержащихся в указанных Актах и приложенных к ним фото-таблиц, считает факт размещения свалок установленным.

При этом указания представителей ответчика – ЗС сельского поселения, третьего лица – Администрации Томского района об отсутствии доказательств наличия свалок на день рассмотрения иска, суд находит не состоятельными. Так, ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что «кадастровый инженер, выезжавший по просьбе ЗС сельского поселения на места размещения свалок, не обнаружил их», вовсе не свидетельствует о том, что свалки отсутствуют. Поскольку никаких доказательств как самого факта выезда кадастрового инженера, так и времени такого выезда суду не представлено. При этом суд учитывает пояснения представителя третьего лица - ОАО «ТРК», из которых следует, что свалки располагаются под снегом, поскольку сотрудники ОАО «ТРК» не смогли проехать к месту расположения свалок по причине глубокого снежного покрова.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона Томской области от 12.11.2004 года № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» и приложения к нему месторасположение указанной несанкционированной свалки находится в границах Зоркальцевского сельского поселения Томского района.

Согласно представленному суду заключению кадастрового инженера от 19.03.2015, выполненного ООО «Томземгео», навалы мусора расположены в границах ЗС сельского поселения.

В судебном заседании факт расположения навалов мусора, обнаруженных летом 2014 года, в граница ЗС сельского поселения, не оспаривался.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что навалы мусора бытовых отходов, расположенные на участках с географическими координатами № (номер)", в пределах границ ЗС сельского поселения, являются несанкционированными свалками.

В силу ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Уставу муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения и полномочиям Администрации поселения (ст. 4 и ст. 29 Устава).

Таким образом, суд считает установленным, что в соответствии с законодательством, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения относится к полномочиям органа местного самоуправления, т.е. Администрации Зоркальцевского сельского поселения. При этом наличие полномочий корреспондирует обязанность по их исполнению.

С учетом изложенного суд считает, что обязанность организовать сбор и вывоз обнаруженных несанкционированных навалов бытовых отходов и мусора, вне зависимости от того, находятся свалки в черте населенного пункта или нет, является обязанностью Администрации Зоркальцевского сельского поселения. При этом сам факт существования несанкционированных свалок бытовых отходов указывает на то обстоятельство, что со стороны поселения, как органа местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск прокурора о понуждении Администрации Зоркальцевского сельского поселения к принятию мер по организации сбора и вывоза свалок бытовых отходов подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд считает возможным согласиться с предложением прокурора об установлении срока совершения действий по принятию мер по организации сбора и вывоза свалок бытовых отходов – до 01.06.2015, находя его разумным и достаточным с учетом климатических особенностей и места расположения навалов мусора.

При этом суд считает несостоятельными доводы стороны ответчика - ЗС сельского поселения о том, что в удовлетворении иска должно быть отказано по причине расположения спорных навалов мусора не на территории населенных пунктов сельского поселения, а за их пределами, образования данных свалок населением (адрес), относящемуся к муниципальному образованию «(адрес)», отсутствием у поселения финансовых средств, соответствующих специалистов, наличия среди мусора ветвей деревьев, не относящихся к бытовому мусору. Поскольку указанные доводы противоречат положением действующего законодательства и не отменяют возложенной на органы местного самоуправления обязанности по реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора.

Суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что требования прокурора являются неконкретными. Поскольку заявленные прокурором требования основаны на положениях действующего законодательства, а кроме того, выбор конкретного способа реализации своих полномочий является прерогативой органа местного самоуправления.

Не состоятельными суд находит и утверждение представителей ответчиков, а так же третьего лица – А (адрес) о том, что организация сбора и вывоза спорных навалов мусора является обязанностью ОАО «ТРК». При этом суд исходит из следующего:

Согласно чертежу территории, засоренной свалками мусора, приложенной к заключению кадастрового инженера от 19.03.2015, а так же исходя из пояснений представителя третьего лица - ОАО «ТРК», действительно в местах расположения свалок проходят ЛЭП, имеющие свои охранные зоны.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила).

Согласно п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: г) размещать свалки.

Пункт 21 Правил предусматривает, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

В соответствии с п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек ЗС обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы: запрещено размещать свалки в охранных зонах электросетевого хозяйства, при этом сетевые организации должны содержать просеки в пожаробезопасном состоянии, в том числе осуществлять вырубку деревьев, кустарников, обрезать кроны деревьев.

Выше судом установлено, что спорные свалки являются свалками бытового мусора, образованы продуктами жизнедеятельности человека, а соответственно не связаны с деятельностью сетевой организации по вырубке кустарников, деревьев, обрезке их крон.

Кроме того, наличие у сетевой организации, к которым относится и ОАО «ТРК», обязанности содержать просеки в пожаробезопасном состоянии не освобождает ЗС сельского поселения от обязанности по осуществлению своих полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а соответственно, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении предъявленных к органу местного самоуправления исковых требований.

Разрешая вопрос о возложении обязанности по ликвидации спорных навалов мусора на Департамент Лесного хозяйства Томской области, суд исходит из следующего:     

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В силу ст. 55 Лесного кодекса РФ и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от (дата) № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Выше судом установлено, что несанкционированное размещение отходов представлено бытовым мусором, являющимся продуктом жизнедеятельности людей, и не связано с деятельностью по использованию и эксплуатации леса. По смыслу приведенных норм лесного законодательства сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным Правилами санитарной безопасности в лесах.

Указанное свидетельствует о том, что на Департамент Лесного хозяйства Томской области, как на орган, задачами которого в соответствии с Положениями является реализация прав пользования и распоряжения лесами, охрана, защита лесов и их воспроизводство, не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. Указанные полномочия относятся к полномочиям органа местного самоуправления.

Кроме того, суд учитывает и по обстоятельство, что навалы мусора в их большей части не располагаются на землях лесного фонда, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, а совокупности доказательств, достаточной для вывода о том, что меньшая часть навала располагается на землях лестного фонда, суду сторонами, в соответствии с положениями ст. 56 – 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении иска прокурора Кировского района г. Томска к Департаменту Лесного хозяйства Томской области о понуждении к принятию мер по организации сбора и вывоза свалки бытовых отходов должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд (адрес)

р е ш и л :

исковые требования прокурора Кировского района г. Томска, предъявленные к ЗС сельского поселения, Департаменту лесного хозяйства Томской области о понуждении к принятию мер по организации сбора и вывоза свалки бытовых отходов, - удовлетворить частично.

ЗС сельского поселения в срок до (дата) организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на земельных участках с географическими координатами: № (номер)".

В удовлетворении остальной части требований прокурору Кировского района г. Томска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда

Томской области      С.Н. Панфилов

2-159/2015 (2-1825/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кировского района г.Томска
Ответчики
Администрация Зоркальцевского сельского поселения
Департамент Лесного хозяйства Томской области
Другие
Ильмурадова Жанна Игоревна
Открытое акционерное общество "Томская распределительная компания"
Администрация Томского района Томской области
Асеев Валерий Анатольевич
Маткин Виталий Евгеньевич
Гриценко Анастасия Александровна
Бабаева Альфира Межмудиновна
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Панфилов Сергей Николаевич
Дело на странице суда
tomsky--tms.sudrf.ru
23.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.12.2014Передача материалов судье
12.01.2015Подготовка дела (собеседование)
23.01.2015Подготовка дела (собеседование)
23.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Подготовка дела (собеседование)
19.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Судебное заседание
24.03.2015Подготовка дела (собеседование)
24.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2015Дело оформлено
02.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее