ДЕЛО № 2-378-2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2015 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.
при секретаре ПАНКОВОЙ Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае к Митченко С.В. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.
На землях лесного фонда сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 29.12.2014г. собственником указанного земельного участка с 20.07.2011г. является Митченко С.В. Однако, на земельный участок лесного фонда №,в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого является ответчик, 27 декабря 2003г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Земельный участок лесного фонда поставлен на государственный кадастровый учет в установленном порядке. Регистрация права федеральной собственности была произведена на основании ст.19 Лесного кодекса РФ 1997г., в соответствии с которой лесной фонд находится в федеральной собственности.
Просит истребовать в пользу Российской Федерации из чужого незаконного владения Митченко С.В. земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с координатами границ области наложения на земли лесного фонда:
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
К участию в процессе в качестве 3-х лиц привлечены администрация МР «Читинский район», администрация СП «Смоленское», СНТ «Строитель» №50, Амбросимов Г.В.
24.03.2015г представитель истца Васильева Е.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила суд истребовать в пользу Российской Федерации из чужого незаконного владения ответчика часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 1385 кв.м., ( л.д. 126-127).
Администрация сельского поселения «Смоленское» в судебное заседание представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д. ).
Представители третьих лиц Государственной лесной службы Забайкальского края, администрации муниципального района «Читинский район», СНТ № 50 «Строитель», Амбросимов Г.В.
в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель истца Васильева Е.А. исковые требования поддержала, считает, что срок обращения в суд с данным иском не пропущен, поскольку о нарушении прав истцу стало известно только с момента обращения прокуратуры в суд с аналогичными исками в 2013 году.
Ответчик Митченко С.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на иск, считает, что истцом пропущен срок исковой давности, начало которого необходимо считать с момента, когда имущество выбыло из владения истца - с момента регистрации ответчиком права собственности и фактического владения земельном участком, на котором в июле 2011 года он начал строительство жилого дома, просил суд в иске отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» № 81 от 01.02.2011г. Абросимову Г.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,2945га (л.д.96), заключен договор купли-продажи данного участка (л.д.97-98), 07.06.2011г. осуществлена государственная регистрация права за Амбросимовым Г.В. (л.д. 95).
24.06.2011г между Митченко С.В. и Амбросимовым Г.В. заключен договор купли продажи спорного земельного участка, 20.07.2011г осуществлена государственная регистрация ( л.д.45-47).
Данный участок поставлен на кадастровый учет по результатам межевания, на участке имеется жилой дом площадью 120 кв.м., право собственности на который ответчик зарегистрировал 09.10.2013г ( л.д.65), ответчик и члены его проживают в доме постоянно и имеют по данному адресу регистрацию по месту пребывания, что подтверждается свидетельствами №№ 327,328,329.330 ( л.д. 66-67).
Факт владения ответчиком земельным участком и строительства жилого дома летом 2011г подтверждается договором заказа №6-2011г от 21.10.2011г, актом о выполнении работ от 30.11.2011г, фотографиями, скриншотами с Интернет-сайта, абонентской книжкой по электроснабжению ( первая оплата осуществлена в сентябре 2011г), а также показаниями свидетелей, оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
Судом установлено, что на основании ст. 19 Лесного кодекса РФ за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда – под лесами, общей площадью 3653170000 га. №, местоположение: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 13).
В качестве доказательств нахождения земельных участков на землях лесного фонда, истцом в материалы дела представлен, отчет об установлении границ земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7-12).
Из представленных доказательств следует, что истребуемый земельный участок находится на землях лесного фонда.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст.7 ЗК РФ).
Согласно п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 ст.84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67,69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Как следует их положений ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как указано выше в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, в отношении лесничеств, лесопарков осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства (п. 2, п. 4)Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006г N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. ст. 27,36 Земельного кодекса РФ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером 75:22:671701:55 находится на землях лесного фонда, а потому администрация муниципального района «Читинский район» не имела полномочий по его предоставлению физическим лицам в собственность.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 302 Кодекса если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, в том числе, когда оно выбыло из владения иным путем помимо воли собственника.
В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализуют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
В материалах дела не содержится доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность или во владение и пользование. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Следовательно, вышеуказанное постановление о предоставлении в собственность за плату земельного участка Амбросимову Г.М. принято администрацией Читинского района как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорным земельным участком, в отсутствие воли собственника, следовательно, оно является незаконным и не влекущим юридические последствия, в виде возникновения прав у гражданина на спорный участок.
Вместе с тем, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
К заявлению об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как отмечено в пункте 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность исчисляется с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение (прокурор, государственные и иные органы, уполномоченные обращаться в суд в защиту публичных интересов).
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, срок исковой давности по требованию об истребовании имущества из чужого незаконного владения подлежит исчислению с момента, когда о предполагаемом нарушении права собственности Российской Федерации стало или должно было быть известно органу, уполномоченному представлять интересы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Поскольку истцом по делу выступает орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью, находящегося в федеральной собственности имущества, следовательно, для надлежащего осуществления этих обязанностей истец должен был иметь возможность получить сведения о фактическом владении земельными участками.
По виндикационному требованию срок исковой давности начинает течь с момента, когда имущество выбыло из владения собственника, то есть поступило в фактическое владение иного лица.
Из пояснений ответчика следует, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, в котором он и члены его семьи постоянно проживают, также на участке возведены и иные хозяйственные постройки. Сруб и фундамент дома был поставлен летом 2011 года, строительство дома завершено в ноябре 2011 года (л.д. ).
Право собственности на жилой дом, расположенный по указанному адресу ответчиком зарегистрировано 09.10.2013г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 65).
Таким образом, спорный земельный участок поступил в фактическое владение владельца земельного участка Митченко С.В. не июля 2011г. с момента строительства жилого дома, построек на участке, при этом истец мог и должен был узнать о нарушении его прав с момента обнаружения строительства неизвестными лицами, то есть в 2011 году. В рассматриваемом случае истец обратился в суд с настоящим требованием только в январе 2015 г., то есть за пределами срока исковой давности.
Доводы представителя истца о том, что о нарушении прав собственника ему стало известно с мая 2013 года с момента поступления в Читинский районный суд Забайкальского края исков прокурора Читинского района о признании недействительными постановления администрации МР «Читинский район» о предоставлении в собственность земельных участков гражданам и истребовании этих участков в СНТ № 50 «Строитель», суд находит несостоятельными.
Согласно части 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд.
Судья: ЦОКТОЕВА О.В.