Дело № 2а-1757/20
25RS0002-01-2019-008932-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аранского Вадима Петровича к Управлению муниципальной собственности г Владивостока о признании решения незаконными, возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Аранский В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления муниципальной собственности г.Владивостока, оформленное письмом от дата №у и от дата об отказе в предоставлении в общую долевую собственность собственников боксов ГСК № № земельного участка с кадастровым номером № площадью 2985 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, ранее предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования, в порядке пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведении торгов, возложение на Управление муниципальной собственности г.Владивостока обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок с 7-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что дата представителем собственников гаражных боксов в ГСК № ФИО8. в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края было направлено заявление о переоформлении земельного участка с кадастровым номером № в общую долевую собственность собственников гаражных боксов. Административный истец Аранский В.П. является собственником гаражного бокса в данном кооперативе. Данное заявление было зарегистрировано в Департаменте дата вх.№. дата ФИО5 в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> в дополнение к заявке от дата № были сданы дополнительные документы: решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от дата и исполнительный лист, что подтверждается распиской от дата. Письмом от дата, подписанным и.о. директора департамента Железным А.В., представителю собственников гаражных боксов ГСК № сообщено о необходимости донести дополнительные документы: соглашение о распределении долей между собственниками нежилых помещений в здании ГСК №, а также сообщение о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров. дата указанные документы были поданы в департамент, что подтверждается распиской от дата. С дата полномочия по предоставлению земельных участков на территории Владивостокского городского округа были переданы органу местного самоуправления. Соответственно весь пакет документов собственников гаражных боксов ГСК № о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № был передан Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> в УМС <адрес>. Заявлением от дата вх. №у представитель собственников гаражных боксов ГСК № ФИО5 сообщила административному ответчику о необходимости соблюдения сроков по рассмотрению законных требований заявителей о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Заявлением от дата представитель заявителей ФИО5 сообщила административному ответчику о переходе права собственности на гаражный бокс № в ГСК № и необходимости учесть нового собственника в договоре купли-продажи. В связи с фактическим бездействием УМС администрации <адрес>, выразившемся в нерассмотрении заявлений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040004:214 в собственность собственников гаражных боксов ГСК №, дата Председатель кооператива ФИО6 совместно с представителем собственников ФИО5 обратились на личный прием к руководителю административного ответчика в лице начальника УМС <адрес>. На личном приеме у начальника УМС <адрес> представителям кооператива была вручена копия решения о рассмотрении обращения, датированная дата об отказе в предоставлении собственникам гаражных боксов в ГСК № земельного участка ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для строительства и дальнейшей эксплуатации» градостроительному регламенту территориальной зоны ОД 2, в которой находится испрашиваемый земельный участок; не предоставление сообщения о перечне строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке; не предоставление соглашения о разделении долей в праве собственности на ГСК №. Представителю административного ответчика в ходе личного приема было сообщено, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, который является ранее учтенным, соответствует указанному в акте постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный ГСК № дата. Также начальнику УМС г.Владивостока было сообщено о том, что отсутствующие в УМС <адрес> документы, поименованные в сообщении от дата, ранее были представлены в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, что подтверждается письменными доказательствами (письмом от дата, распиской от дата). Начальник УМС г.Владивостока, сообщил, что заявление будет пересмотрено и о результатах сообщено дополнительно. Письмлм УМС от дата заявителю. Сообщено о не возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку согласно реестрам переданных документов от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, в УМС г.Владивостока поступили обращения ГСК № от дата вх.№, от дата вх.№ с прилагаемым к ним пакетом документов, среди полученных УМС г.Владивостока документов не имелось сообщения о разделении долей в праве собственности ГСК № и сообщения о перечне зданий, строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Административный истец не согласен с вынесенными решениями, полагая, что данные отказы являются неправомерными, формальными, нарушающими права административного истца в области земельного права, а также фактическим уклонением органа местного самоуправления от выполнения функций, возложенных на него законом. Имеющиеся у административных истцов письменные доказательства подтверждают представление отсутствующих у административного ответчика документов в общий пакет документов, рассматриваемый уполномоченным органом в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:040004:214. Утеря данных документов (сообщение о строениях на испрашиваемом земельном участке, соглашение о распределении долей) уполномоченным органом не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в общую долевую собственность собственников гаражных боксов.
Административный истец Аранский В.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца Аранского В.П. по доверенности ФИО5 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Управления муниципальной собственности г Владивостока по доверенности Пе Е.П. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что заявителем не было представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, а также не было представлено соглашение о разделе долей в праве собственности ГСК №. Указала на пропуск срока для обращения в суд с требовании об оспаривании ответа от 19.08.2019г. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно материалам дела, дата представителем собственников гаражных боксов в ГСК № в Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> через МКУ МФЦ ВГО Отделение № подано заявление о переоформлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2985 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес>, ранее предоставленного ГСК № на праве постоянного бессрочного пользования, в общую долевую собственность собственников гаражных боксов в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов с приложением следующих документов: выписки ЕГРН, кадастрового паспорта, акта о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, решение № от дата, доверенность, свидетельство 25№, свидетельство 25№, свидетельство 25№, протокол от дата, выписка из ЕГРЮЛ от дата, технический паспорт от дата, свидетельство о государственной регистрации права, копии паспортов, выписка из ЕГРН, выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, свидетельство о постановке на учет физического лица, уведомление о постановке на учет физического лица, справка о присвоении ИНН физическому лицу, кадастровый паспорт, свидетельство о праве на наследство, что подтверждается распиской от дата.
дата через МКУ МФЦ ВГО в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в дополнение к заявке от дата № были сданы дополнительные документы: заявление от дата, решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от дата и исполнительный лист, что подтверждается распиской от дата.
Ответом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата, представителю собственников гаражных боксов ГСК № сообщалось о необходимости предоставления дополнительных документов: соглашения о распределении долей между собственниками нежилых помещений в здании ГСК №, а также сообщения о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров.
дата через МКУ МФЦ ВГО в Департамент были поданы соглашение о распределении долей между собственниками нежилых помещений в здании ГСК №, сообщение о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров, что подтверждается распиской от дата.
В соответствии с Законом Приморского края от дата №-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» с дата управлению муниципальной собственности г. Владивостока переданы полномочия по решению вопросов о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
дата представителем собственников гаражных боксов в ГСК № ФИО5 в УМС по г.Владивостоку было подано заявление о рассмотрении заявления представителя собственников гаражных боксов ГСК № от дата, ранее поданного в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, по существу и принять решение о предоставлении в общую долевую собственность заявителей земельный участок с кадастровым номером № (вх.№ от дата).
Решением УМС г.Владивостока №у от дата, заявителям отказано в предоставлении собственникам гаражных боксов в ГСК № земельного участка с кадастровым номером №. В обоснование отказа указано на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для строительства и дальнейшей эксплуатации» градостроительному регламенту территориальной зоны ОД 2, в которой находится испрашиваемый земельный участок; а также указано на не предоставление сообщения о перечне строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке и не предоставление соглашения о разделении долей в праве собственности на ГСК №.
Согласно карточке личного приема №-к от дата начальник УМС принял решение о рассмотрении обращения ГСК № от дата. повторно, запросить (поднять) все заявления, направленные из Департамента земельных и имущественных отношений.
Письмом УМС г.Владивостока от дата №-к заявителю сообщено, что согласно реестрам переданных документов от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в УМС г.Владивостока поступили обращения ГСК № (от дата вх.№, от дата вх.№) с прилагаемым к ним пакетом документов. Однако, в числе переданных документов сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке и соглашение о разделении долей в праве собственности на ГСК № отсутствуют.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пункт 10 статьи 39.20 ЗК РФ предусматривает, что размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата № утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от дата №, значатся документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, или на испрашиваемый земельный участок, если право на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
Основаниями для отказа в предоставлении собственникам гаражных боксов в ГСК № земельного участка с кадастровым номером 25:28:040004:214 явилось не представление сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, согласно пункта 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от дата №, а также соглашения о распределении долей между собственниками нежилых помещений в здании ГСК №.
Как следует из материалов дела, письмом № от дата Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, представителю собственников гаражных боксов ГСК № № сообщалось о необходимости предоставить сообщение о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, а также соглашение о распределении долей между собственниками нежилых помещений в здании ГСК №.
Согласно расписке МКУ МФЦ ВГО о получении документов от дата, соглашение о распределении долей и сообщение о строениях на земельном участке, были поданы представителем ГСК № ФИО5 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Вместе с тем, сведений о том, что при рассмотрении заявления от дата УМС по г.Владивостоку, в том числе после личного приема дата по результатам которого начальник УМС принял решение о запросе заявлений ГСК №, направленных в Департамент земельных и имущественных отношений, были истребованы указанные документы из Департамента земельных и имущественных отношений, в материалах дела не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Реестров с перечнем переданных документов из Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в УМС г.Владивостока также не представлено.
При таких обстоятельствах, решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока, оформленное письмом от дата №у, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 2985 кв.м, имеющего местоположение: <адрес>, в районе <адрес>, для дальнейшей эксплуатации гаражей, нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с требованием о признании незаконным решения от 19.08.2019г. является необоснованными, поскольку оспариваемый ответ получен административным истцом дата, в связи с чем процессуальный срок Аранским В.П. не пропущен.
Анализируя оспариваемое решение УМС от дата, суд приходит к выводу, что указанное письмо не является решением, принятым по заявлению административных истцов, не нарушает прав заявителей, не возлагает на них какую-либо обязанность, а носит информационный характер, сообщает о ранее принятом решении. В связи с чем, требование о признании данного решения незаконным удовлетворению не подлежит.
Кроме того, при принятии решения, в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 124 КАС РФ, требования истца об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия не может рассматриваться как способ восстановления нарушенного права истца, поскольку предоставление земельных участков в собственность является компетенцией УМС г.Владивостока, суд не подменяет собой орган государственного власти с учетом его полномочий и функций.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу положений ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является, в том числе восстановление прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В таком случае в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) указывается на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку при разрешении заявленных требований, суд пришел к выводу о незаконности решения УМС г.Владивостока от №., на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ГСК № от дата в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Аранского Вадима Петровича к Управлению муниципальной собственности г Владивостока о признании решения незаконным, возложение обязанности, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока, оформленное письмом от дата №у, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для дальнейшей эксплуатации гаражей.
Возложить на Управление муниципальной собственности г.Владивостока обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения их заявления от 27.05.2019г. в установленном порядке и в установленный законом срок.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 07.07.2020г.
Судья Н.А.Буланова