РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2014года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Антошкиной А.А.,
с участием адвоката Петрова А.В.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/14 по исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 3 по Самарской области к Воеводиной В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная Инспекция ФНС РФ № 3 по Самарской области (далее – ИФНС) обратилась в суд с иском к Воеводиной В.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу <данные изъяты>.
В обоснование иска истец ссылается на то, что ответчик имеет недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, начисленный за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с кадастровой стоимостью <данные изъяты>. Принадлежность указанного земельного участка ответчику на праве собственности подтверждена сведениями, представленными в ИФНС из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость. Ответчику было направлено налоговое уведомление, требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены без внимания. Выданный 24 февраля 2014 года мировым судьей судебного участка № 162 Самарской области судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу и пени ДД.ММ.ГГГГ, был отменен по заявлению Воеводиной В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель истца Гуленков И.Н. не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал. В ходе судебного разбирательства представитель истца дополнил доводы иска, пояснив, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст.391 НК РФ). Изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования применяются в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, не может изменяться в течение налогового периода. Оплата земельного налога, произведенная ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> без указания налогового периода, была занесена автоматически в счет погашения задолженности по земельному налогу за период ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Воеводиной В.Н.- адвокат Петров А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что истцом неправомерно произведен расчет налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> без учета изменения кадастровой стоимости земельного участка после изменения вида разрешенного использования. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>, исходя из которой Воеводина В.Н. оплатила налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Воеводина В.Н. оплатила земельный налог на основании квитанции (извещения) МРИ ФНС к требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, только самостоятельно рассчитав сумму налога. В банке она просила указать период, за который платит налог, но работник банка отказал ей в этом. Не оспаривает факт направления ответчику налогового уведомления и требования о погашении задолженности по земельному налогу.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование исковых требований.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании по общему правилу подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 290 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, за земельные участки, не используемые (и не предназначенные для использования) в предпринимательской деятельности, исчисляется налоговым органом.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, которым признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела, в частности, справки Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 16/64 от 06 июня 2014 года (л.д.71-73), судом установлено, что Воеводиной В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 19 123,90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> рубля согласно его разрешенного использования «под административным зданием, складским помещением и прилегающей территорией». В связи с изменением разрешенного использования земельного участка на «под производственной базой промышленного предприятия» кадастровая стоимость за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.
Решением Собрания представителей сельского поселения Шигоны м.р.Шигонский Самарской области «Об установлении земельного налога» № 39 от 04 октября 2011 года, налоговая ставка земельного налога в отношении выше указанного земельного участка установлена 1,5% от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым органом ответчику начислен земельный налог ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что Воеводиной В.Н. заказной почтой было направлено налоговое уведомление № с расчетом земельного налога (л.д.10), что не оспаривается ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ Воеводиной В.Н. направлено требование об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> и установлен срок для добровольной уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).
29 января 2014 года начальником ИФНС было вынесено решение № 1192 о взыскании с ответчика налога через суд (л.д. 8).
Выданный 24 февраля 2014 года мировым судьей судебного участка № 162 Самарской области судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу, был отменен по заявлению Воеводиной В.Н. 03 марта 2014 года ( л.д.26).
Согласно позиции налогового органа изменение вида разрешенного использования в течение налогового периода не является основанием для применения ставки земельного налога, соответствующей измененному виду разрешенного использования земельного участка.
Суд считает, что данная позиция не основана на законе.
Налоговая база является обязательным элементом налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, включая налоговую базу.
Налоговым законодательством не урегулирован вопрос о механизме начисления земельного налога в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, влекущего за собой изменение налоговой базы, которое имело место в течение налогового периода.
Вместе с тем, согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)(п. 7).
Кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» с учетом его разрешенного использования «под административным зданием, складскими помещениями и прилегающей территорией».
Поскольку постановлением администрации м.р.Шигонский № 699 от 08 августа 2012 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> изменен вид разрешенного использования земельного участка на - под производственной базой промышленного предприятия, 13 ноября 2012 года в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты>, исходя из 9-ой группы видов разрешенного использования в соответствии с вышеуказанным Постановлением № 473 от 10 декабря 2008 года.
В связи с этим расчет земельного налога по кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> за весь налоговый период после изменения вида разрешенного использования является необоснованным.
Доводы представителя истца, основанные на письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 13 марта 2013 года № 03-05-05-02/7507 и от 03 июля 2013 года № 03-05-04-02/20217, о том, что изменения кадастровой стоимости земельного участка в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования применяются в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, не могут быть приняты судом по вышеприведенным мотивам.
Суд учитывая, что налоговым законодательством не урегулирован вопрос о механизме начисления земельного налога в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, полагает возможным применить при расчете налога аналогию закона – ч.7 ст.396 НК РФ, согласно которой в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Исходя из вышеизложенного, ответчику за налоговый период <данные изъяты> надлежало уплатить земельный налог в размере <данные изъяты>
Судом установлено, что ответчиком произведена оплата земельного налога ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из кадастровой стоимости <данные изъяты>, что подтверждается чеком-ордером №50011327 Филиала № 6991/0412 Самарского отделения № 6991 от 29 октября 2013 года.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об исчислении земельного налога за весь налоговый период <данные изъяты> исходя из кадастровой стоимости <данные изъяты>, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости внесены в ГКН 13 ноября 2013 года.
Суд также не может согласиться с доводами представителя истца о зачислении указанного платежа в счет недоимки предшествующего периода по следующим основаниям. Согласно п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г N 106н (в ред. Приказа Минфина РФ от 01 октября 2009 г. N 102н), в котором отражено, что в поле 106 указывается показатель основания платежа, имеющий 2 знака, и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года, "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа; "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов). В случае проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Как следует из представленной суду квитанции ДД.ММ.ГГГГ, направленной налоговым органом ответчику для оплаты земельного налога вместе с налоговым уведомлением, в поле 106 стоит значение "ТП", т.е. платеж текущего года. Таким образом, поступившая по таким квитанциям денежная сумма не может быть отнесена к оплатам налога за предыдущие годы.
При этом размер земельного налога <данные изъяты> исчисленный самостоятельно ответчиком, оплачен по реквизитам платежного документа представленного налоговой инспекцией. Отдельное решение об отнесении оплаченной денежной суммы в качестве оплаты за предыдущие периоды налоговым органом не выносилось.
Судом также принимается во внимание выписка из лицевого счета ответчика (л.д.13-23) согласно которой уплаченный ответчиком налог в размере <данные изъяты> отнесен налоговой инспекцией к текущим платежам.
Таким образом, задолженность ответчика по уплате земельного налога ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ( ч.4).
Согласно Указанию Банка России от 13 сентября 2012 года № 2873-У ставка рефинансирования установлена в размере 8,25%.
Налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за просрочку уплаты платежа за период до ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Размер подлежащих взысканию с ответчика пени подлежит снижению с учетом суммы задолженности земельного налога ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Итого за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма пени составляет <данные изъяты>
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в доход муниципального района Шигонский в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 3 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Воеводиной В.Н. земельный налог ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Реквизиты на уплату налога:
ИНН 6325029638
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС РФ №3 по Самарской области)
Номер счета получателя платежа: 40101810200000010001
КПП 632501001
ОКАТО: 36250844000
БИК 043601001
Наименование платежа: земельный налог
Код бюджетной классификации: 18210606023101000110
Взыскать с Воеводиной В.Н. пени за неуплату земельного налога ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Реквизиты на уплату налога:
ИНН 6325029638
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области
Получатель: УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС РФ №3 по Самарской области)
Номер счета получателя платежа: 40101810200000010001
КПП 632501001
ОКАТО: 36250844000
БИК 043601001
Наименование платежа: земельный налог
Код бюджетной классификации: 18210606023102000110
Взыскать с Воеводиной В.Н. государственную пошлину в доход муниципального района Шигонский Самарской области в сумме <данные изъяты>.
Реквизиты для уплаты госпошлины:
Вид платежа: Госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
Код бюджетной классификации: 182 1 08 03010 01 1000 110
Получатель: УФК по Самарской области (МИ ФНС России №3 по Самарской области)
ИНН 6325029638
КПП 632501001
р/с 40101810200000010001
ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г.Самара
БИК 043601001
ОКАТО 36250844000
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение суда в окончательной форме составлено 16 июня 2014 года.
Председательствующий А.А.Антошкина