УИД: 63RS0044-01-2021-003642-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Пименовой Е.В.,
при секретаре Вариковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2243/21 по иску Черновой Елены Валентиновны к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж работы,
УСТАНОВИЛ:
Чернова Елена Валентиновна обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) с иском о включении периодов в специальный стаж работы в обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Решением Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано, ввиду отсутствия требуемого специального педагогического стажа не менее 25 лет. Из решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее специальный стаж составляет лишь 10 лет 05 месяцев 27 дней. В специальный педагогический стаж ответчиком в числе прочих не были засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.– в должности <данные изъяты> в <адрес> №»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ученические отпуска. Отказ в назначении досрочной пенсии считает незаконным и необоснованным.
Просит суд обязать в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) засчитать Черновой Елене Валентиновне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.– в должности <данные изъяты> в <адрес> №»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты> саду в Негосударственном <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения в ученических отпусках. Определить дату возникновения права на страховую пенсию по старости, на которую Черновой Еленой Валентиновной выработан необходимый педагогический стаж в размере 25 лет, - ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания истец и ее представитель - адвокат Вдовина О.П., действующая на основании ордера и доверенности поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) Растопшина Т.Д. действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в отзыве на исковое заявление Черновой Е.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального педагогического стажа не менее 25 лет.
Для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу в числе прочих периодов ответчиком не засчитаны в педагогический стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> в <адрес> №»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве воспитателя <данные изъяты> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ученические отпуска.
Документально подтвержденный специальный педагогический стаж Черновой Е.В. на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости составляет 10 лет 5 месяцев 27 дней.
В соответствии с пп. 19 п.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665
"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Вышеуказанными Списками в графе «Наименования должностей» предусмотрена должность: «воспитатель», в графе «Наименование учреждений» поименованы «Общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.
Согласно п. 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд считает возможным включить в педагогический стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <адрес> №».
Из трудовой книжки истца усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность воспитателя в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, пункт 3 ст. 77ТК РФ
В материалы дела представлена справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью № от 2019 г, выданная <адрес> №», из которой следует, что ФИО4 работала в <адрес> №» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В справке указаны основания выдачи: книги приказов за 2002-2006 гг, лицевые счета за 2002-2006 гг, тарификационные списки за 2002 -2006 гг. Справка подписана руководителем учреждения, заверена печатью.
Также имеется аналогичная справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью № от марта 2021 г, выданная <адрес> №», из которой следует, что Чернова (ФИО4) Е.В. работала в <адрес> вида №» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В справке указаны основания выдачи: книги приказов за 2002-2006 гг, лицевые счета за 2002-2006 гг, тарификация, Устав. Справка подписана руководителем учреждения, главным бухгалтером, заверена печатью.
По запросу суда <адрес> №» в материалы дела предоставлены выписки из книги приказов учреждения, где имеется следующая информация: Захарову Елену Валентиновну принять <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 – воспитателя уволить по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная информация согласуются со сведениями, содержащимися в трудовой книжке Черновой Е.В.
По запросу суда <адрес> №» также представлены выписки из книги приказов учреждения, издававшиеся в <адрес> №», в спорный период работы истца.
Так, из Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Постановлению Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Установить надбавки за сложность, напряженность и высокое качество следующим работникам: …Захаровой Е.В. – 200 руб.
Из Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается следующая информация: Захаровой Е.В. - <данные изъяты> разрешить совмещение 2 ставки 10-ДД.ММ.ГГГГ в связи с имеющейся вакансией.
Из Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Постановлению Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Установить надбавки за сложность, напряженность и высокое качество работы следующим работникам: …Захаровой Е.В. – 350 руб.
Из Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует: Захаровой Е.В. - воспитателю разрешить совмещение 2 ставки ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствие ФИО9
Судом учитывается, что из всего периода работы истца в качестве воспитателя в <адрес> №»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не зачтены только спорные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Остальной период работы в указанном детском саду: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зачтен ответчиком в специальный педагогический стаж, при этом функциональные обязанности истца не изменялись, она работала полный рабочий день при полной рабочей неделе.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в качестве воспитателя в <адрес> №» на полную ставку в течение полного рабочего дня, при полной рабочей недели, т.е. занималась педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в педагогический стаж.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика о невозможности включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы из-за отсутствия необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Cогласно п. 2.3 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учёта) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Нормы ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" именно на государственные органы возлагает обязанность по контролю за деятельностью работодателей в сфере пенсионных правоотношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанного периода.
На застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Чернова Е.В., не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодатель не сообщил необходимые сведения в Пенсионный фонд, так как само по себе факт отсутствие данных персонифицированного учета, при наличии совокупности доказательств, подтверждающих факт занятости истца в течение полного рабочего дня, при полной рабочей недели на работах с особыми условиями труда, не может служить основанием для лишения истца права на включение указанных периодов в специальный педагогический стаж.
Само по себе отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода условия досрочного назначения пенсии не может являться основанием для отказа во включении оспариваемых периодов в стаж, поскольку обязанность по внесению сведений персонифицированного учета возложена на работодателя в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При указанных обстоятельствах, учитывая, что совокупностью представленных доказательств подтверждается, что в спорные периоды истец работала на работах с особыми условиями труда, соответственно, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <адрес> №» подлежат включению в специальный стаж.
Суд считает также возможным включить в педагогический стаж Черновой Е.В. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве воспитателя в детском саду в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Из трудовой книжки Черновой Е.В. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята в <адрес>» на должность <данные изъяты> <данные изъяты> в Негосударственное <адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ Присвоена 1 квалификационная категория по должности «<данные изъяты>»; Негосударственное <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Частное <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Переведена <данные изъяты> в структурное подразделение «<данные изъяты>».
В материалы дела представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая занятость Черновой Е.В. в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, выданная <адрес>)». Из указанной справки следует, что Чернова Е.В. работает <данные изъяты> в структурном подразделении: <адрес>)» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на 1,0 ставку.
У суда не имеется оснований не доверять указанной справке, поскольку она содержит необходимые сведения о спорных периодах работы истца, сведения содержащиеся в указанной справке полностью согласуются со сведениями, содержащимися в трудовой книжке Черновой Е.В, справка подписана уполномоченными лицами, заверена печатью образовательного учреждения, в справке указаны основания ее выдачи.
В материалы дела представлена должностная инструкция <данные изъяты>, утвержденная директором <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, из п. 2.3. которой следует, что <данные изъяты> планирует и осуществляет <данные изъяты>-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими <данные изъяты> и специалистами <данные изъяты> Тщательно готовится к проведению занятий.
Аналогичные положения содержатся в должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной директором <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.
В дело также представлена должностная инструкция <данные изъяты> № <адрес>), утвержденная приказом директора <адрес>»№-од от ДД.ММ.ГГГГ, из п. 2.1 которой, следует, что <данные изъяты> осуществляет образовательную и оздоровительную работу с <данные изъяты> учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; текущее и перспективное планирование образовательной работы; подготовку к проведению занятий в соответствии с планом работы и т.д.
В дело также представлены карточки–справки, расчетные листки, информация о перечислении образовательным учреждением Черновой Е.В. заработной платы за спорные периоды работы истца в качестве воспитателя в <адрес>» (свет Авнера)».
В деле также имеется историческая справка от февраля 2021 г, выданная <адрес>» (<адрес>)», из которой усматривается, что за период существования <адрес> именовалось: с 2002 г. по ДД.ММ.ГГГГ <адрес>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (Основание: свидетельство ИМНС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой названия юридического лица»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <адрес>)» (Основание: Протокол ФИО12 учредителей № от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд не может принять во внимание довод ответчика о невозможности включить спорные периоды работы истца по причине отсутствия документов, подтверждающих наличие в учреждении структурного подразделения «детский сад» по следующим основаниям.
В силу пп. 5 п. 5 положений ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П установлено, что ни одна категория педагогических работников не должна ставиться действующим пенсионным законодательством в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу части 2 статьи 4 и частей 1 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (части 1 и 3 статьи 115 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 120 ГК РФ (в редакции, действующей
до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пп. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В соответствии с пп. 18 ст. 2 Федерального закона от 29 октября 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Статьей 23 Федерального закона от 29.10.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены типы образовательных организаций, в числе которых указана общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (пп. 2 п. 2 ст. 23).
В соответствии с ч. 4 ст. 10 ФЗ от 29.10.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 12 ФЗ от 29.10.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с п. 3 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966, Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
В Приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности содержится Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ в числе которых указаны: 1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования, 3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования, 4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений образовательное учреждение является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Также из правового анализа вышеуказанных норм следует, что общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
С учетом приведенных норм, работники негосударственных учреждений, в том числе педагогические работники школ и других образовательных учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.
Таким образом, пенсионное законодательство не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Факт осуществления истцом педагогической деятельности в учреждении для детей, независимо от их возраста, подтверждается учредительными документами образовательного учреждения.
Из п.1.1. Устава негосударственного образовательного учреждения «Школа среднего (полного) общего образования с этнокультурным еврейским компонентом образования Ор Авнер», утвержденного протоколом общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ Региональной общественной организации «Самарский еврейский общинный центр Хабад-Любавич Ор-Авнер», усматривается, что Негосударственное образовательное учреждение «Школа среднего (полного) общего образования с этнокультурным еврейским компонентом образования Ор Авнер», именуемое в дальнейшем «Школа», является некоммерческим образовательным учреждением…, осуществляющим образовательный процесс, реализующим образовательные программы и обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся.
В соответствии с п. 1.3. Устава Школа реализует основные и дополнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Согласно п. 2.1.2 Устава задачами дошкольного отделения Школы являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В соответствие с п. 2.2 Устава для достижения поставленных целей и реализации уставных задач Школа осуществляет следующие виды деятельности: обучение и воспитание детей; реализация образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительных образовательных программ и т.д.
Согласно п. 4.1. Устава Школа имеет следующую структуру: а) дошкольное отделение, б) общеобразовательное отделение; в) отделение дополнительного образования; г) центр психолого-медико-психологической поддержки детей, подростков, юношей и девушек (Центр поддержки детей – ЦПД).
В соответствии с п. 4.4.4 Устава дошкольное образование в Школе осуществляет воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление детей в возрасте от 3 до 6,5 лет и осуществляется в виде организации при Школе детского сада комбинированного вида в состав которого могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы.
Из п. 4.4.1 Устава следует, что Дошкольное отделение школы в соответствии со своими уставными целями и задачами вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).
В силу п.4.4. Устава содержание дошкольного образования определяется программой (программами), в т.ч. авторскими, разработанными в соответствии с государственным образовательным стандартом (примерными образовательными программами), утвержденной Учредителем.
Согласно п. 4.5.4. Устава содержание общего образование и организация образовательного процесса определяется образовательными программами, учебными планами, годовыми календарными учебными графиками, и расписаниями занятий, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и государственных примерных учебных планов программ, курсов, дисциплин.
В силу п. 5.1. Устава на дошкольное отделение принимаются дети в возрасте до 6 лет.
Согласно п. 5.1.2. Устава Нормативный срок освоения дошкольной образовательной программы – по достижения учащимися возраста до шести с половиной лет.
В п. 5.2 Устава указано, что Общеобразовательное отделение Школы реализует образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года); вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения – 5-6 лет); третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Аналогичные положения содержатся в Уставе <адрес> «<адрес> <адрес>», утвержденном Региональной общественной организацией «Самарский еврейский общинный центр Хабад-Любавич Ор-Авнер» Решение № от ДД.ММ.ГГГГ; Уставе <адрес>)», утвержденной протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ
В дело представлены лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Из лицензии Серии А №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Самарской области, усматривается, что «Негосударственное <адрес>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии. Лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ В Приложении № к указанной лицензии содержится перечень образовательных программ, в числе которых указаны образовательные программы: общеобразовательные основные (уровни: дошкольное образование 3 года, начальное общее образование 4 года, основное общее образование 5 лет, среднее (полное) общее образование 2 года.
Имеется также лицензия ФИО11 №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Министерством образования и науки Самарской области, из которой усматривается, что Негосударственное <адрес>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к лицензии. Лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ В Приложении № к Лицензии в числе прочей информации указаны уровни образовательных программ, осуществляемых Негосударственным образовательным учреждением «Школа среднего (полного) общего образования с этнокультурным <данные изъяты>»: дошкольное образование (4 года), начальное общее образование (4 года), основное общее образование (5 лет), среднее (полное) общее образование (2 года).
Из Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Самарской области, следует, что <адрес>» имеет право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложением (приложениями). В Приложении к лицензии указаны уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Из Лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Самарской области, усматривается, что <адрес>)» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии. В приложении № к указанной лицензии указаны уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Наличие лицензий свидетельствует о том, что «<адрес>» осуществляла реализацию образовательных программ, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в т.ч. по уровню: дошкольное образование.
Из анализа представленных суду документов следует, что <адрес>» (ранее «<адрес>) является общеобразовательным учреждением и осуществляет общеобразовательную деятельность, связанную с реализацией образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования, дополнительного образования детей.
Указанная общеобразовательная организация осуществляет лицензированную общеобразовательную деятельность по образовательным программам, соответствующим уровням общего образования в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 октября 2012 года N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в т.ч. соответствующим уровню дошкольное образование.
Довод ответчика о невозможности включения данных периодов работы истца в специальный педагогический стаж по причине отсутствия необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета суд находит несостоятельным, поскольку данное основание не влияет на право на назначение досрочной пенсии по старости.
Само по себе отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода условия досрочного назначения пенсии не может являться основанием для отказа во включении оспариваемых периодов, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истец работала в общеобразовательном учреждении, занимала должность, поименованную Списком N781 от 29 октября 2002 г, выполняла установленною норму педагогической/учебной нагрузки на 1 ставку, следовательно, ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по внесению сведений персонифицированного учета в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не может ущемлять пенсионные права Черновой Е.В.
Учитывая, что совокупностью вышеуказанных доказательств подтверждается, что истец в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для <данные изъяты>, независимо от их возраста, в образовательном учреждении на полную ставку, суд приходит к выводу, что периоды работы Черновой Е.В: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> в <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в <адрес>» подлежат включению в специальный педагогический стаж.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.173 ТК РФ Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
Аналогичные положения содержались в ст. 198 КЗоТ РФ, согласно которой студентам и учащимся, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней. Студентам и учащимся вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. Студентам вечерних и заочных высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) предоставляется отпуск продолжительностью в 4 месяца, а учащимся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений - 2 месяца. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Кроме того, по смыслу Рекомендаций Международной организации труда №418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений (п. 21).
При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Исходя из приведенных правовых норм, спорные периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж при назначении пенсии по старости.
Судом установлено, что в период нахождения истца в ученических отпусках за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что о периоды нахождения Черновой Е.В. в ученических отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в педагогический стаж.
Суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об определении даты возникновения права на страховую пенсию по старости, на которую Черновой Еленой Валентиновной выработан необходимый педагогический стаж в размере 25 лет, - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1.ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г. днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В Приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях"№400-ФЗ от 28.12.2013 г. указаны «Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), согласно которым в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 г. срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 г. срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости и т.д.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Т.е. с 01.01.2019 пенсия педагогическим работникам может быть назначена только через определенный период времени после дня возникновения права на страховую пенсию, а право на страховую пенсию у педагогических работников в силу положений с пп. 19 п.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г. возникает при наличии не менее 25 педагогического стажа.
15.12.2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Согласно решению ответчика документально подтвержденный специальный педагогический стаж Черновой Е.В. на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости составляет 10 лет 5 месяцев 27 дней
Поскольку с учетом включения спорных периодов на дату обращения с заявлением, т.е на ДД.ММ.ГГГГ, специальный педагогический стаж истца составляет более 25 лет, соответственно, требования истца об определении даты возникновения права на страховую пенсию по старости, на которую Черновой Еленой Валентиновной выработан необходимый педагогический стаж в размере 25 лет, - ДД.ММ.ГГГГ являются законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черновой Елены Валентиновны к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж работы удовлетворить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) включить в стаж Черновой Елены Валентиновны, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в календарном порядке периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> в <адрес> <адрес> №»;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> в Негосударственном <адрес>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды курсов повышения квалификации.
Установить, что на 15.12.2020 г. Черновой Еленой Валентиновной выработан 25 летний педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 20.08.2021 г.
Судья Е.В. Пименова