Дело № 2-238/2020
10RS0008-01-2020-000245-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.
при секретаре Жолудевой М.А.,
с участием истца Кондрашовой Т.А.,
представителя истца Шемякиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Медвежьегорске Медвежьегорского района Республики Карелия 06 июля 2020 года дело по иску Кондрашовой Татьяны Александровны к ООО «Автоспецтранс» о признании действий по не предоставлению коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с мая 2018 по март 2020 незаконными, обязании обеспечить предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов надлежащего качества, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в доме по адресу: <адрес> за период с мая 2018 по март 2020, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кондрашова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании действий по не предоставлению коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с мая 2018 по март 2020 незаконными, обязании обеспечить предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов надлежащего качества, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в доме по адресу: <адрес> за период с мая 2018 по март 2020, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб., указывая в обоснование своих требований, что с мая 2018 истцу приходят квитанции от ООО «ЕИРЦ Республики Карелия» на оплату услуг по вывозу ТКО, в то время как услуга не предоставляется. Контейнерных площадок, установленных в соответствии с п.2.2.3 п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от жилых домов в п.Октябрьский не оборудовано. Машина в установленное время не приезжает, сбор ТКО не производится. На письменные претензии и жалобы ответчик не реагирует. Истец считает, что ответчиком нарушаются ее права потребителя.
Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования.
В судебном заседании ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на иск указал на несогласие с заявленными требованиями.
Третьи лица администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» и АО «Единый расчетный центр» в судебное заседание своих представителей не направили, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав истца и его представителя, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В п. 98 указанных Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10.
Из положений данного раздела следует, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. По окончании проверки информации, содержащейся в заявлении потребителя, составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами. Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» даны разъяснения о том, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Как следует из материалов дела, что Кондрашова Т.А. является потребителем жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» как член семьи нанимателя жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
С мая 2018 по настоящее время истцу направляются счета-извещения для оплаты услуг по обращению с ТКО. Лицевой счет №010340010009885 открыт на Кондрашову Т.А.
Статус регионального оператора в Республике Карелия присвоен ООО «Автоспецтранс», который приступил к осуществлению деятельности с 01.05.2018. Для расчета с потребителями за оказанную региональным оператором коммунальную услугу последний привлек АО «ЕРЦ РК».
Как пояснил истец, услуга фактически не предоставляется, в пределах 100 метров от дома Кондрашовой Т.А. контейнерные площадки отсутствуют, что подтверждается письменными материалами дела.
Кондрашова Т.А. неоднократно обращалась с жалобами на ненадлежащее оказание услуг, с заявлениями о проведении перерасчета платы. Однако перерасчет платы по заявлению потребителя сделан не был, документы, свидетельствующие об устранении указанных потребителем недостатков в нарушение ст. 56 ГПК не представлены.
Из сообщения администрации Медвежьегорского городского поселения от 19.09.2019 следует, что имеется график вывоза ТКО региональным оператором ООО «Автоспецтранс», который должен производится по ул.Красногвардейская по вторникам и пятницам в 11:00 часов. Контейнерная площадка в районе дома № 1 по ул. Октябрьская на пересечении с ул.Красногвардейской будет устроена в 2020 (л.д. 9-10).
Из сообщения ООО «Автоспецтранс» от 01.03.2019 следует, что региональный оператор не обязан устанавливать и оборудовать места сбора и накопления ТКО, а также контейнерные площадки, предложив для складирования ТКО ближайшие контейнерные площадки, расположенные в г.Медвежьегорск на ул.Горького д.34, ул. 3-й пятилетки д.5.
Судом в качестве свидетелей опрошены ФИО4 и ФИО5, проживающие по адресам: <адрес> соответственно, которые являются соседями Кондрашовой Т.А. Свидетели пояснили, что предложенные региональным оператором контейнерные площадки по адресам: г.Медвежьегорск ул.Горького д.34, ул. 3-й пятилетки д.5, расположены на расстоянии свыше 500 метров от домов, в которых они проживают. С предложенным графиком вывоза мусора по вторникам и пятницам в 11:00 часов они были согласны, и к назначенному времени выходили на улицы с мусором, но машина для сбора ТКО ни разу не приехала, в связи с чем мусор они копят на своих участках, в гаражах, сараях. На неоднократные обращения и жалобы получают ответ, что возможно в 2020 будет оборудована площадка для контейнеров для мусора вблизи их домов на ул.Октябрьская, д. 1. До настоящего времени площадка не подготовлена, контейнеры не установлены, вывоз ТКО не производится. На месте предполагаемой контейнерной площадки образовалась несанкционированная свалка, в связи с чем по огородам бегают крысы, собаками и ветром разносится мусор по улицам, что нарушает права жильцов на безопасную среду обитания.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 23 указанного Федерального закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В соответствии с п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе, асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора и содержание их в чистоте.
Исходя из п.п. 2.2.1, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения; обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).
Таким образом, территории домовладений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства должны быть оборудованы контейнерными площадками.
Из материалов дела следует, что дом № по ул. Октябрьской в г. Медвежьегорске не оборудован контейнерной площадкой, ближайшие контейнерные площадки находится на расстоянии свыше 500 м у дома 34 по ул.Горького и у дома 5 по ул. 3-й пятилетки, что является нарушением п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, и прав потребителей, при этом факт пользования Кондрашовой Т.А. данной контейнерной площадкой ответчиком не доказан.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм доказательства, подтверждающие полное выполнение региональным оператором услуг по вывозу ТКО в п. Октябрьский г.Медвежьегорска в исковой период материалы дела не содержат.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, о том, что ежедневный вывоз ТКО осуществляется региональным оператором только с оборудованных мест (площадок) накопления ТКО, в то время как Правилами № 354 не урегулирован режим предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО при отсутствии мест накопления ТКО, суд не может принять как доказательства надлежащего исполнения ООО «Автоспецтранс» своих обязанностей по предоставлению услуг по вывозу ТКО.
Представленные ответчиком маршрутные журналы не свидетельствуют о фактическом предоставлении услуг по вывозу ТКО Кондрашовой Т.А., проживающей по адресу: <адрес>.
Общим принципом оплаты жилищно-коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц оплачивать коммунальные услуги, которые им не предоставлены.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истца о перерасчете за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в доме по адресу: <адрес> Республики Карелия за период с мая 2018 по март 2020, исключив оплату за услуги, которые не предоставлялись.
Согласно п. 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи; е) принимать в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; з) информировать потребителей в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 148(24) Правил определены права потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными: а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков.
На основании изложенного суд считает, что требования истца об обязании ответчика обеспечить предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО надлежащего качества подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая, что ответчиком не представлены доказательства отсутствия вины в нарушении прав потребителя Кондрашовой Т.А., суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Размер морального вреда оцененный истцом в 5000 руб. суд находит завышенным.
С ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в размере 300 руб., от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондрашовой Татьяны Александровны удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Автоспецтранс» по не предоставлению коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с мая 2018 по март 2020 по адресу: <адрес> незаконными.
Обязать ООО «Автоспецтранс» предоставлять коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> надлежащего качества.
Обязать произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> за период с мая 2018 по март 2020, исключив оплату за услуги, которые не предоставлялись.
Взыскать с ООО «Автоспецтранс» в пользу Кондрашовой Татьяны Александровны компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Взыскать с ООО «Автоспецтранс» в доход бюджета Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020.
Судья - Е.В. Рыжкова