дело № /2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего БОРС Х.З.
При секретаре Ачох А.Р.
С участием представителя истца Миш Ф.Д. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представителя ответчика УПФ РФ в Тахтамукайском районе по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Тлеуж С.Б.
Представителя третьего лица по доверенности Хруст Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жане Р. А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в <адрес> об установлении тождественности трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Жане Р.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в <адрес> об установлении тождественности трудовой деятельности.
В обоснование иска указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Данное обращение обусловлено тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он проходил военную службу по призыву в СА в составе войсковой части номер №, дислоцировавшейся на территории <адрес>, расположенном на территории Семипалатинского ядерного испытательного полигона, отнесенной к зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население в период проведения испытаний ядерного оружия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус участника подразделения особого риска.
Указанная часть включена в перечень воинских частей, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же воинских частей, в которых проводились испытания боевых радиоактивных веществ, который является приложением к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации № 321 от 9 июня 2008 года.
Удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ выданным ему Министерством обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2123-1.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся, в том числе и лица из числа военнослужащих Вооружённых Сил СССР непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> РА от ДД.ММ.ГГГГ за № ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12 2001 г. № 1 73 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» ввиду того, что названная норма не содержит положений о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста.
В связи с выше изложенным он вынужден обратиться в суд с иском об установлении, что его деятельность в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как непосредственного участника подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ тождественна трудовой деятельности дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1 на непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ распространялись отдельные положения Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Льготы, касающиеся пенсионного обеспечения гарантировались пунктом 2 части 2 статьи 30 указанного законоположения.
Несмотря на то, что данная норма с 1 января 2002 года утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 года № 112-ФЗ разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 года № 70 доведено, что за гражданами сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ действовавшего на момент приобретения права гражданами в том числе из подразделений особого риска.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15 января 2008 года № 156-0-0 указал, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашёнными в статье 7 Конституции Российской Федерации предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.11 ч. 1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр). гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Государственным учреждением «Отдела занятости и социальных программ <адрес>» он находился в зоне повышенного радиационного риска от 7 до 35 бэр. Согласно заключения лаборатории радиационной гематологии и цитогенетики ФГБУ государственного научного центра Российской Федерации, где он проходил обследование, установлено, что суммарная (накопленная) эффективная доза облучения, определенная по частоте транслокаций, составляет 32,5 бэр.
Пленум Верховного Суда РФ п.9 Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел. связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 названного Закона) периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учётом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.)
Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Государственным учреждением «Отдела занятости и социальных программ <адрес>» подтверждено, что он действительно проходил военную службу в войсковой части 25806., указанный факт также подтверждается записью в военном билете.
Таким образом, в период прохождения военной службы по призыву в районе населённых пунктов Молдары (Курчатов), который относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 Бэр за весь период испытаний он так же получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр). что исходя из принципа социального равенства с аналогичной категорией граждан даёт ему право на назначение пенсии с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости, предусмотренной п. 11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
Просит установить, что его деятельность в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как непосредственного участника подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ тождественна трудовой деятельности дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) по <адрес> не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что при установлении тождественности УПФ РФ назначит ему пенсию.
Представитель третьего лица Хруст Н.К. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.
Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсий (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1 на непосредственных участниках подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ распространялись отдельные положения Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Льготы, касающиеся пенсионного обеспечения, гарантировались пунктом 2 части 2 статьи 30 указанного законоположения.
Указанная норма с 1 января 2002 года утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 года №112-ФЗ, между тем в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 года №70 указано, что за гражданами сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права гражданами в том числе из подразделений особого риска.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15 января 2008 года № 156-О-О указал, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашёнными в статье 7 Конституции Российской Федерации предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.11 ч. 1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр) гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Пленум Верховного Суда РФ п.9 Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 названного Закона) периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учётом целей и задач, а так же направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.)
Как установлено в судебном заседании, Жане Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в СА в составе войсковой части №, дислоцировавшейся на территории <адрес>, в период проведения испытаний ядерного оружия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и он имеет статус участника подразделения особого риска.
Указанная часть включена в перечень воинских частей, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с ДД.ММ.ГГГГ год, а так же воинских частей, в которых проводились испытания боевых радиоактивных веществ, который является приложением к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации № 321 от 9 июня 2008 года.
Удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ выданным истцу Министерством обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.№2123-1.Эта норма отсылает к п.2 ч.2 ст. 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а также предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяется уполномоченными Правительством РФ.
В ДД.ММ.ГГГГ, по достижении 50 лет, истец обратился с заявлением в
УПФ РФ в Тахтамукайском районе РА о досрочном назначении пенсии по
старости, с уменьшением возраста в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17 12.01г. №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 11 ч.1 ст.2 ФЗ от 10.01.02г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне».
Указанный закон направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам РФ, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Однако, УПФ РФ в <адрес>, решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказал истцу в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста в связи с тем, что он не является инвалидом и на него не распространяются права на назначение пенсии.
Согласно цитогенетитческому анализу культуры лимфоцитов периферической крови от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенному ФГУ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, истец получил суммарную (накопленную) эффективную дозу радиации 32,5 бэр.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст.2 ФЗ №2 - ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» / далее ФЗ № 2 /, гражданам, получившим суммарную /накопленную/ эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв /Бэр гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Поскольку, факт службы истца в воинской части 25806, находившейся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения ядерных испытаний с 1949 года по 1989 гг., его непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, а также получение суммарной дозы радиации свыше 25 Бэр объективно подтверждается архивными и иными документами, суд полагает правильным и соответствующим закону установить тождественность деятельностей, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В силу изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жане Р. А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в <адрес> об установлении тождественности трудовой деятельности удовлетворить.
Установить, что деятельность Жане Р. А. в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как непосредственного участника подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ тождественна трудовой деятельности дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд РА через Тахтамукайский районный суд с момента его вынесения в окончательной форме. Решение вынесено в окончательной форме 17.01.2014 года.
Федеральный судья Борс Х.З.