Решение по делу № 2-1756/2020 ~ М-664/2020 от 04.02.2020

№ 2-1756/20

Решение

Именем Российской Федерации

г. Химки                                     8 июля 2020 года

Химкинский городской суд <адрес> в составе судьи С.В. Молчанова С.В., при секретаре О.С. Алифановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и <адрес> о включении периодов работы в специальный страховой стаж,

установил:

истец обратилась в суд с настоящим иском указав, что ей незаконно отказано во включении в специальный стаж периодов работы.

Истец в суд не явился, извещен.

Ответчик ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и М.О. в судебное заседание явился в лице представителя по доверенности, поддержал доводы, изложенные в решении об отказе в установлении пенсии.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно с. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходы из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочное назначение страховой пенсии по старости производится лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от <дата> г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с Постановлением от <дата> г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно–эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» правом на указанную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также согласно указанного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Постановлением Правительства РФ от <дата> г. № 1066 утверждены списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от <дата> г. № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Исходя из записей, трудовой книжки ФИО1 следует, что ФИО1 <дата> приказом <№ обезличен>-к принята на должность медсестры стоматологического кабинета Медсанчасть №<адрес>, уволена 19.06.1991г. приказом <№ обезличен>-к от 19.06.1991г., приказом № 01-к от <дата> была принята на должность медицинской сестры стоматологического отделения в Арендное предприятие МЧС № 12; 18.09.1996г. Арендное предприятие МЧС № 12 было реорганизовано в Государственное лечебно-профилактическое учреждение «Медико-санитарная часть <№ обезличен>» Управления здравоохранения Северного административного округа г.Москвы, 01.03.1999г. на основании приказа № 36-к от <дата> г. переведена на должность медицинской сестры здравпункта НИИ стали, <дата> г. Медико-санитарная часть <№ обезличен> реорганизована в Государственное учреждение – городская поликлиника № 78 Управления здравоохранения САО г.Москвы; приказом <№ обезличен>-к от 12.05.99г в связи с изменение штатного расписания считать работающей в должности медсестры ОАО НИИ стали, <дата> городская поликлиника <№ обезличен> преобразована в Диагностический центр № 6 САО г.Москвы; с <дата> в связи с преобразование городской поликлиники <№ обезличен> в Диагностический центр <№ обезличен> Северного АО г.Москвы и новым штатным расписанием считать работающей в должности медицинской сестры фельдшерского здравпункта ОАО НИИИ стали, 28.05.2002г. переведена на должность заведующей здравпунктом-медсестры ОАО НИИ стали, <дата> Диагностический центр № 6 переименован в Консультативно-диагностический центр № 6; приказом № 51-к от 01.03.2004г. в связи с изменением штатного расписания считать работающей в должности заведующей здравпунктом-медсестры ОАО «НИИ стали», 29.12.2006г. уволена в порядке перевода в ОАО «НИИ СТАЛИ», 09.01.2007г. приказом <№ обезличен>к от 10.01.2007г. принята в здравпункт на должность заведующей здравпунктом в порядке перевода из Государственного учреждения здравоохранения г.Москвы Консультативно-диагностического центра <№ обезличен>, где работает по настоящее время.

В зачет специального медицинского стажа Истицы ФИО1 Ответчиком не приняты периоды ее работы с <дата> по <дата> (00-04-24) в должности медицинской сестры, заведующей здравпунктом – медсестры арендного предприятия медико-санитарная часть <№ обезличен>, с 01.10.2003г по <дата> (03-02-01) в должности медицинской сестры в Консультативно-диагностическом центре <№ обезличен> Управления Здравоохранения <адрес> города Москвы, так как наименование учреждения не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Данные доводы Ответчика нельзя признать обоснованными.

Согласно справке от 02.08.2018г., выданной ГКУ «ЦАМД Москвы», в документах архивного фонда Медико-санитарной части <№ обезличен> Управления здравоохранения Исполкома Тимирязевского райсовета (с 09.01.1991г. – Арендное предприятие Медико-санитарная часть <№ обезличен> Управления здравоохранения Исполкома Тимирязевского райсовета, с 01.12.1994г. - Арендное предприятие медико-санитарная часть <№ обезличен> Медицинского управления Северного административного округа, с 07.09.1994г. - Арендное предприятие медико-санитарная часть <№ обезличен> Управления здравоохранения Северного административного округа, с 04.1996г. – Государственное лечебно-профилактическое учреждение медико-санитарная часть <№ обезличен> Управления здравоохранения Северного административного округа, с 01.01.1999г. – Городская поликлиника <№ обезличен> Управления здравоохранения Северного административного округа, с 01.12.2000г. -Диагностический центр № 6 УЗ Северного АО, с 18.07.2003г. - Консультативно-диагностический центр № 6 УЗ САО г. Москвы, имеются сведения о трудовом стаже ФИО1 с 16.08.1989г. по 29.12.2006г.:

- принята с 16.08.1989г. на должность медсестры стоматологического отделения (так в документе) (приказ № 80к от <дата> г.);

- уволена <дата> г, с должности медсестры стомат. отд. (так в документе) по ст. 33 п.1 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией учреждения на основании решения Исполкома Тимирязевского райсовет от 09.0l.1991 г. <№ обезличен> о регистрации Устава Арендного предприятия МСЧ <№ обезличен> (приказ № 43к от <дата> г.);

- принята с <дата> гона работу в Арендное предприятие МСЧ № 12 на должность медсестры стомат. отд.: (так в документе) во исполнении решения Исполкома Тимирязевского райсовета от <дата> г. № 1/34 (приказ <№ обезличен> от 20.06.1991г).

-переведена с 01.03.1999г. на должность медсестры з/п (так в документе) НИИ стали по спец.средствами ( приказ <№ обезличен> к от 26.02.1999г.);

- с 12.05.1999г. считать работающей в должности медсестры фельдшерского здравпункта (так в документе) ОАО НИИ стали (спец.средства) в связи с изменением штатного расписания (приказ <№ обезличен>к от 12.05.1999г.);

- с <дата> г. в связи с преобразованием Городской поликлиники <№ обезличен> в Диагностический центр <№ обезличен> и новым штатным расписанием считать работающей в должности медицинской сестры фельдшерского здравпункта ОАО НИИ стали (спец.средства) (приказ <№ обезличен>к от 01.12.2000г.);

- переведена с 28.05.2002г. на должность заведующей фельдшерским здравпунктом-медсестры ОАО НИИ стали (спец.средства) (приказ <№ обезличен>к от 27.05.2002г.);

- с 01.03.2004г. считать работающей в должности заведующей здравпунктом-медсестры ОАО «НИИ Стали» (так в документе) (приказ <№ обезличен>к от 01.02.2004г.)

- уволена 29.12.2006г с должности зав.здравпунктом-медсестры ОАО «НИИ СТАЛИ» (так в документе) в порядке служебного перевода в ОАО «НИИ СТАЛИ» (так в документе), п.5 ст. 77 ТК РФ ( приказ № 269к от 29.12.2006г);

Имеются сведения о направлении на курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы с сохранением средней заработной платы на цикл «Физиотерапия» с 24.09.2001г по 24.11.2001г. (приказ <№ обезличен>к от 18.09.2001г).

В соответствии с архивной справкой выданной АО «НИИ стали» от 29.08.2018г. № 29/12-122 ФИО1 с 09.01.2007г. по настоящее время работает в АО «НИИстали» в должности заведующей здравпунктом.

В период с 09.01.2007г. по настоящее время имеются сведения о направлении на курсы повышения квалификации: с <дата> по 16.03.2017г., с <дата> по 22.04.2017г.

В соответствии с должностной инструкцией фельдшера здравпункта Диагностического центра № 6 Департамента здравоохранения САО г.Москвы в обязанности ФИО1 входит прием сотрудников по обращаемости и оказание первой и неотложной медицинской помощи; выполнение назначений врача: перевязка, инъекции, инстилляции в нос и глаза, орошение зева; ежедневный медицинский осмотр водителей перед выездом на линию и тд;

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В соответствии с п. 3.4. Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…» «в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39».

При рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, ключевым вопросом при определении права работника здравоохранения на включение периода его работы в специальный трудовой стаж, является его профессиональная деятельность по охране здоровья населения в должностях, предусмотренных списками, не зависимо от наименования и ведомственной принадлежности учреждения, в котором он осуществляет эту деятельность, поскольку ведомственная принадлежность учреждения сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной лечебной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.

В пункте 10 Постановления от <дата> г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от <дата> № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55(часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, согласно ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дата> г. N 5487-1 к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Следовательно, единственно верным является вывод о том, что понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы, а позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ о том, что утвержденные Правительством РФ Списки, определяющие применительно к пенсионному обеспечению понятие «учреждения здравоохранения», позволяют отнести к данным учреждениям и коммерческие организации здравоохранения.

Исходя из указанного, суд полагает, что юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемые периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. ФИО1 работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> г. № 781.

Таким образом, в рассматриваемые периоды трудовая деятельность ФИО1 с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры, заведующей здравпунктом – медсестры Арендного предприятия медико-санитарная часть <№ обезличен>, с 01.10.2003г по <дата> в должности медицинской сестры в Консультативно-диагностическом центре <№ обезличен> Управления Здравоохранения <адрес> города Москвы,, была непосредственно связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При таких данных, вышеуказанные периоды работы ФИО1 подлежат зачету в специальный страховой стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

С <дата> по <дата> (00-02-01), с <дата> по <дата> (00-00-15), С <дата> по <дата> (00-00-27)- Истец, работая в должности медицинской сестры, направлялась руководством лечебного учреждения на курсы повышения квалификации. В данный период времени ФИО1 продолжала занимать должность, находящуюся в штатном расписании организации, за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить соответствующие отчисления страховых взносов в пенсионный фонд. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе среднего медицинского персонала, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

признать решение ГУ-ГУПАФР № 5 по г. Москве и МО от <дата> № 190000004009/2386142/18 в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с <дата> по <дата> (00-04-24) в должности медицинской сестры, заведующей здравпунктом – медсестры арендного предприятия медико-санитарная часть <№ обезличен>, с 01.10.2003г по <дата> (03-02-01) в должности медицинской сестры в Консультативно-диагностическом центре <№ обезличен> Управления Здравоохранения <адрес> города Москвы, с <дата> по <дата> (00-02-01), с <дата> по <дата> (00-00-15), с<дата> по <дата> (00-00-27) курсы повышения квалификации незаконным.

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и <адрес> включить ФИО1 в стаж, на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды: с <дата> по <дата> (00-04-24) в должности медицинской сестры, заведующей здравпунктом – медсестры арендного предприятия медико-санитарная часть <№ обезличен>, с 01.10.2003г по <дата> (03-02-01) в должности медицинской сестры в Консультативно-диагностическом центре <№ обезличен> Управления Здравоохранения <адрес> города Москвы, с <дата> по <дата> (00-02-01), с <дата> по <дата> (00-00-15), с<дата> по <дата> (00-00-27) курсы повышения квалификации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья С.В. Молчанов

2-1756/2020 ~ М-664/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грибанова Татьяна Александровна
Ответчики
ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и МО
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Молчанов Сергей Валерьевич
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2020Подготовка дела (собеседование)
06.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
07.07.2020Производство по делу возобновлено
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее