Дело 2-1435/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2015 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Мизгерт О.В.,
при секретаре Судникович В.Ю.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № о признании незаконным бездействия по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района Красноярского края обратился в суд в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № о признании бездействия по не обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида незаконными, обязании обеспечить инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации: кресло-стул с санитарным оснащением согласно индивидуальной программы реабилитации.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Представитель ответчика ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – филиал № Юдина К.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в виду отсутствия финансирования, техническое средство реабилитации – кресло-стул с санитарным оснащением не предоставлено, однако это связано не с бездействием ответчика, а с отсутствие финансирования. Просила в иске отказать.
Суд, полагает, что дело возможно рассмотреть в отсутствие не явившегося истца, не ходатайствовавшего об отложении рассмотрения дела, с согласия сторон, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.4, 5 Правил в исполнительный орган ФСС по месту жительства инвалида подается заявление. Уполномоченный орган, в данном случае государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования. Российской Федерации в лице филиала № должен в пятнадцатидневный срок рассмотреть данное заявление, уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, одновременно с уведомлением о постановке на учет выслать (выдать) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в установленном законодательством порядке организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2347-р, кресло-стул с санитарным оснащением относится к техническим средствам реабилитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В соответствии со ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ получатель бюджетных средств вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования является Фонд социального страхования РФ.
Таким образом, обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов на определенной территории возложена на региональный исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. На основании изложенного, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования, как органа, осуществляющего финансирование указанных расходов. В Красноярском крае таким исполнительным органом является ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является инвалидом первой группы, что подтверждается копией справки МСЭ (л.д. 8 оборот)
Согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 необходимы технические средства реабилитации в виде кресло-стул с санитарным оснащением: 1 шт. на 4 года бессрочно (л.д.7-8).
ФИО1 в лице представителя Агапова А.В. ДД.ММ.ГГГГ обращался в ГУ Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ в лице филиал № с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации – кресло-стул с санитарным оснащением, что не оспаривалось сторонами в процессе рассмотрения дела.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд считает, что, исходя из требований вышеприведенных нормативных актов, филиал № Красноярского регионального отделения ФСС РФ обязан был обеспечить инвалида ФИО1 необходимыми техническими средствами реабилитации, но не сделал этого.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалида техническим средством реабилитации лежит на ответчике, то бездействие ответчика по необеспечению техническим средством реабилитации является незаконным.
В суде представителем ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации и ему не было выдано техническое средство реабилитации из-за отсутствия достаточного финансирования.
Таким образом, невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий, препятствующее реализации индивидуальной программы реабилитации истца, следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а бездействие исполнительного органа Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации – незаконным.
При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вышеуказанные Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности по обеспечению инвалидов недостаточное финансирование расходов на приобретение данных средств. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № о признании незаконным бездействия по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации- удовлетворить.
Признать бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиал № 5, выраженное в не обеспечении ФИО1 техническим средством реабилитации – кресло-стул с санитарным оснащением, незаконным и нарушающим права последнего.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиал № обеспечить инвалида ФИО1 техническим средством реабилитации в виде кресла-стула с санитарным оснащением, согласно индивидуальной программы реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья Мизгерт О.В.