Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2019 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вердияна Г.В.,
при секретаре Сорокине Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-423/2019 по административному исковому заявлению Козлова С. В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Козлов С.В. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами 50:34:0000000:1096 и <данные изъяты>, расположенного в городе Коломна Московской области, равной его рыночной стоимости.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что увеличивает налоговое бремя и, соответственно, нарушает его (истца) право плательщика налога на имущество физических лиц.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенного в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости данных объектов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, их действительной рыночной стоимости (т.1 л.д. 100-101).
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных объектов недвижимости была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости, определенного в отчете об оценке.
Представитель административного истца – Овсеевич Я.Я. в судебном заседании уточнил заявленные требования своего доверителя, просит суд установить кадастровую стоимость нежилых зданий равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 августа 2015 года в заключении эксперта, а именно: нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 16752775 рублей, нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 25904971 рубль (т.2 л.д. 70-72).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство полагает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость достоверной (т.2 л.д. 73).
При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушал представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с названной нормой одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра физическими лицами кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости и при условии, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база для данного налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.
Законом Московской области от 18 октября 2014 года № 136/2014-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2015 года.
Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, несоответствие внесенной в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости квартиры ее рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного объекта недвижимости.
Судом установлено, что Козлов С. В. является собственником двух зданий: 1) здания с кадастровым номером 50:34:0000000:1096, наименование: овощехранилище (секция 9-10), назначение – нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 2939,1 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; 2) здания с кадастровым номером 50:34:0000000:1087, наименование: овощехранилище (секция 3, 4, 5), назначение – нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 4558,6 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 9-10, 12-13).
Судом также установлено, что на территории <данные изъяты> в 2015 года была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1998. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определялась по состоянию на <данные изъяты> – дату формирования перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего кадастровой оценке.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорных зданий с кадастровыми номерами <данные изъяты> составляет 16899384,14 рублей и 26315156,70 рублей соответственно (т.1 л.д. 8, 11).
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от <данные изъяты> ООО «Независимый центр оценки и экспертизы» Бушкова А.Ю., которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, оценщиком при составлении отчета об оценке были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным заключением эксперта, рыночная стоимость зданий с кадастровыми номерами <данные изъяты> определена по состоянию на <данные изъяты> в размерах 16752775 рублей и 25904971 рубль, соответственно (т.2 л.д. 2-64).
Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.
Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Бушков А.Ю. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, требования Козлова С. В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Козлова С. В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, наименование: овощехранилище (секция 9-10), назначение – нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 2939,1 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 августа 2015 года в размере 16752775 (шестнадцать миллионов семьсот пятьдесят две тысячи семьсот семьдесят пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, наименование: овощехранилище (секция 3, 4, 5), назначение – нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, общей площадью 4558,6 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 августа 2015 года в размере 25904971 (двадцать пять миллионов девятьсот четыре тысячи девятьсот семьдесят один) рубль.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи Козлова С. В. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в Московский областной суд – 7 декабря 2018 года.
Сведения о кадастровой стоимости зданий, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Вердиян Г.В.