РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Дело № 2-10006/13
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Столяровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы администрации <адрес> о признании незаконным предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта <адрес> области,
У С Т А Н О В И Л:
Глава администрации <адрес> обратился в суд с заявлением о признании недействительным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений по акту контроля за соблюдение органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявления указывается, что ДД.ММ.ГГГГ № в администрацию <адрес> поступили акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № и предписание № об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства <адрес> области.
В соответствии с пунктом 1.9 постановления Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства строительства Ульяновской области.
Вышеуказанные акт контроля и предписание указывают на несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» Генеральному плану <адрес> в части указания зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки по 2 пер.Ярославского, № 6, 7, 9, 10, 11, 12 по генплану, а также на то обстоятельство, что при выборе данных земельных участков не была учтена санитарно-защитная зона производственной базы, расположенной по <адрес>
Администрации <адрес> предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
определить границу санитарно-защитной зоны производственной базы, расположенной по <адрес>;
определить месторасположение земельных участков по <адрес> по генплану относительно санитарно-защитной зоны производственной базы по <адрес>В;
внести изменения в градостроительный план земельного участка по <адрес> (участок № по генплану) в части указания санитарно-защитной зоны производственной базы по <адрес>
в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» Генеральному плану <адрес>.
С вышеуказанными актом и предписанием не согласны по следующим основаниям.
В соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расчет санитарно-защитной зоны осуществляется на основании проекта санитарно-защитной зоны с необходимыми расчетами.
Расчет санитарно-защитной зоны производственной базы по <адрес>В, ООО «Сервис-Монтаж-Наладка», являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, в администрацию <адрес> не предоставлялся.
В связи с тем, что администрация <адрес> не располагает сведениями о санитарной классификации объекта по <адрес> и документами по расчету санитарно-защитной зоны, определить границу санитарно-защитной зоны не представляется возможным.
Кроме того, главой IV СанПиН установлен порядок установления размеров санитарно-защитных зон. Установление, изменение размера санитарно-защитных зон осуществляется на основании Постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. К полномочиям администрации городам <адрес> установление санитарно-защитных зон не относится.
В связи с этим считает необоснованными требования Министерства об определении границ санитарно-защитной зоны и определения местоположения земельных участков относительно санитарно-защитной зоны (пункты 1, 2 предписания).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выдан градостроительный план земельного участка на индивидуальный жилой дом по <адрес> участок № по генплану под индивидуальный жилой дом №.
Градостроительный план является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструированным в границах земельного участка, каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
В соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», земельный участок № по генплану по 2 пер.Ярославского находится в территориальной зоне Ц2 - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, где индивидуальные жилые дома относятся к основному виду разрешенного использования. В связи с этим, указание в градостроительном плане земельного участка на санитарно-защитную зону должно иметь место при наличии сведений о вхождении земельного участка, на который выдается градостроительный план земельного участка в данную зону. В связи с этим, пункт 3 предписания является необоснованным.
Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, земельные участки <адрес> расположены на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями), вышеуказанные земельные участки расположены в территориальной зоне Ц2 - зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Согласно градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны, индивидуальные жилые дома относятся к основному виду использования земельных участков. К территориальной зоне П1 вышеуказанные земельные участки не относятся. В указанной части Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» соответствуют Генеральному плану <адрес>, в силу чего пункт 4 предписания является необоснованным.
К делу в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя и КУГИЗ администрации <адрес> Трифонова О.В. поддержала доводы заявления.
Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта <адрес> просила в удовлетворении заявления отказать. Относительно заявления привела следующие возражения. По обращению директора ООО «Сервис-Монтаж, Наладка» о незаконном предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство вблизи производственной базы, расположенной по <адрес>, Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта <адрес> области проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе проверки установлено, что 6 земельных участков по <адрес>, западнее жилого <адрес> в <адрес> (участок №№ № по Генплану) предоставлены администрацией <адрес> в аренду физическим лицам.
На земельный участок по 2 пер. Ярославского, западнее жилого <адрес> в <адрес> (участок № по Генплану) по заявлению физического лица администрацией <адрес> подготовлен градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома.
В разделе «Информация о разрешённом использовании земельного участка» градостроительного плана земельного участка указано, что земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки в <адрес> расположен в зоне Ц2 - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в которой индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешённого использования.
В Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утверждённые Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 90, с момента их утверждения четырежды вносились изменения:
Согласно Генеральному плану <адрес>, утверждённому Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № земельные участки по <адрес> по генплану предусмотрены как территория общественной застройки: общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.
На основном чертеже Генерального плана <адрес> отображена граница санитарно-защитных зон производственных объектов. Вышеуказанные земельные участки находятся в пределах границ данных зон.
Согласно Правилам землепользования и застройки в <адрес>, (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ года) вышеуказанные земельные участки расположены в зоне П1- зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности, в разрешённых видах использования земельных участков которой отсутствуют индивидуальные жилые дома.
В ходе проведения проверки выявлено несоответствие Правил землепользования и застройки <адрес> и Генерального плана <адрес> в части указания зонирования территории, в границах которой расположены вышеуказанные земельные участки.
В соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района.
При выборе земельных участков по <адрес> по генплану для индивидуального жилищного строительства не была учтена санитарно-защитная зона, во-первых, отражённая на Генеральном плане <адрес>, во-вторых, санитарно-защитная зона производственной базы, расположенной по <адрес> которой непосредственно примыкают земельные участки <адрес> (№ и № по генплану).
В градостроительном плане земельного участка по <адрес>, западнее жилого <адрес> в <адрес> (участок 3 10 по Генплану) не указана санитарно-защитная зона производственной базы по <адрес>
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства <адрес> области был составлен акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № из которого следует, что согласно Генеральному плану <адрес> земельные участки по <адрес> по генплану предусмотрены как территория общественной застройки; общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске (действующих на момент принятия решения о предоставлении земельных участков) вышеуказанные земельные участки расположены в зоне Ц-2 – зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в которой индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (в редакции решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №) вышеуказанные земельные участки расположены в зоне П1- зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности, в разрешенных видах использования земельных участков которой отсутствуют индивидуальные жилые дома.
В ходе проведения проверки выявлено несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» и Генерального плана <адрес> в части указания зонирования территории, в границах которой расположены вышеуказанные земельные участки.
При выборе земельных участков по <адрес> по генплану для индивидуального жилищного строительства не была учтена санитарно-защитная зона производственной базы, расположенной по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации муниципального образования «<адрес>» С.С. Панчину вынесено предписание № об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, предложено:
до ДД.ММ.ГГГГ определить границу санитарно-защитной зоны производственной базы, расположенной по <адрес>; до ДД.ММ.ГГГГ определить месторасположение земельных участков по <адрес> по генплану относительно санитарно-защитной зоны производственной базы по <адрес>
до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в градостроительный план земельного участка по <адрес> (участок № по генплану) в части указания санитарно-защитной зоны производственной базы по <адрес>
до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» Генеральному плану <адрес>.
Указанные Акт и предписание были направлены в адрес Главы администрации муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № 451-пр «О реорганизации Министерства строительства Ульяновской области» Министерство строительства <адрес> области реорганизовано в форме присоединения к нему Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> области и Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, переименовав Министерство строительства <адрес> области в Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта <адрес> области.
В соответствии с Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта <адрес> области является исполнительным органом государственной власти <адрес> области, осуществляющим управление в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и изделий, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, а также контроль и надзор в области долевого строительства на территории Ульяновской области.
Осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> области законодательства о градостроительной деятельности (п.2.17.34 Положения).
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования «<адрес>» глава администрации города: принимает решение о подготовке проекта генерального плана <адрес>, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план <адрес> изменений; принимает решение о направлении проекта генерального плана <адрес> в Городскую Думу или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку; принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки <адрес>, утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, обеспечивает опубликование в установленном порядке сообщения о принятии такого решения; принимает решение о направлении проекта правил землепользования и застройки <адрес> в <адрес> или об отклонении проекта правил землепользования и застройки <адрес> и о направлении его на доработку.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН). Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции ДД.ММ.ГГГГ № и опубликовано в «Российской газете» 09.02.2008.
СанПиН устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (пункт 1.4).
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта 4.1).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.)
Поскольку установление границы санитарно-защитной зоны для конкретных промышленных объектов не входит в компетенцию администрации <адрес>, суд приходит к выводу, что пункты 1, 2 и 3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ не основаны на требованиях законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 2, 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, Правила изложены в новой редакции.
Решениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 66, от ДД.ММ.ГГГГ № в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» внесены изменения, глава 4 картографическое изображение (карта) ст.18 изложена в новой редакции.
В соответствии со ст. 21.2 Правил землепользования и застройки в городе <адрес> зона делового, общественного и коммерческого назначения. К основным видам использования относятся жилые дома, в том числе индивидуальные.
На представленном заявителем фрагменте основного чертежа Генерального плана <адрес> земельные участки № № по <адрес> расположены в зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, на фрагменте карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (ст. 18) указанные земельные участки расположены в зоне Ц2 – зона делового, общественного и коммерческого назначения в существующей застройке.
Доказательства того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» вышеуказанные земельные участки расположены в зоне П1 – зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области суду не представлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Главы администрации <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Главы администрации <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным предписание Министерства строительства <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова