Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-5300/2021 ~ М-4759/2021 от 31.05.2021

УИД №72RS0014-01-2021-008896-49

Дело №2-5300/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                    16 сентября 2021 года

Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Крошухиной О.В.,

при ведении протокола секретарем Баржак С.С., Леоновой И.А.

с участием помощника прокурора Ленинского административного округа г.Тюмени Доденковой Е.О.

представителя истца Скорикова Ю.Г.,

ответчика Камшиловой И.В., представителя ответчика Вандышевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Тюменской области к Камшиловой Ирине Владимировне, Камшилову Вадиму Юрьевичу о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МЧС России по Тюменской области обратилось к Камшиловой Ирине Владимировне о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении, мотивируя свои требования тем, что истцу на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное <адрес>, которое включает в себя жилые помещения, являющиеся служебными. В ходе проведенной проверки установлено, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Камшилова И.Ю. и совершеннолетний сын Камшилов В.Ю. В трудовых отношениях с истцом указанные лица не состоят. Просит признать Камшилову И.В. утратившей право пользования служебным жилым помещением и выселить из него.

ДД.ММ.ГГГГ требования искового заявления увеличены, ГУ МЧС России по Тюменской области просит признать утратившими право пользования жилым помещением Камшилову И.В. и Камшилова В.Ю. и выселить их из жилого помещения (л.д. 65-68).

ДД.ММ.ГГГГ от Камшиловой И.В. поступило встречное исковое заявление о признании за Камшиловой И.В. и Камшиловым В.Ю. право пользования жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что Исполкомом Тюменского городского Совета депутатов трудящихся спорное жилое помещение на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ -Е было включено в число служебных. На жилое помещение был оформлен служебный ордер от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления на жилое помещение было признано за Федеральным автономным учреждением «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по Тюменской области.» На основании приказа МЧС России от 26 сентября 2019 г. № 522 «О ликвидации некоторых учреждений находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе Федеральное автономное учреждение «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по Тюменской области» как самостоятельное юридическое лицо было ликвидировано, а право оперативного управления на жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано за Главным Управлением МЧС России по Тюменской области. Спорное жилое помещение было предоставлено Камшилову Юрию Владимировичу, который ДД.ММ.ГГГГ был принять на работу на аттестованную должность в Управление пожарной охраны УВД Тюменского облисполкома, откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ, отработав в ОВД 10 лет 9 мес. ДД.ММ.ГГГГ семье ответчика по ордеру была предоставлена <адрес> то время <адрес>, состоящая из 2-х комнат, на состав семьи из трех человек его самого, его супруги, ответчика по настоящему делу, сына Владимира. Камшиловы зарегистрировались в квартире ДД.ММ.ГГГГ Ответчик по настоящему делу, Камшилов Вадим Юрьевич родился ДД.ММ.ГГГГ и проживал в спорном жилом помещении с рождения. Владимир и Вадим зарегистрировались после получения паспортов, соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ дом Приказом Управления государственной пожарной службы УВД Тюменской области был передан с баланса Управления пожарной охраны УВД Тюменской области на баланс Производственно-технического Центра пожарной охраны, ДД.ММ.ГГГГ Производственно–технический Центр пожарной охраны с Камшиловым Ю.В. заключил Договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда. Согласно п. 1 указанного договора Камшилову Ю.В. и членам его семьи спорное жилое помещение передано в бессрочное пользование, Камшилов Ю.В. умер ДД.ММ.ГГГГ Просит признать за Камшиловой И.В., Камшиловым В.Ю. право пользования жилым помещением, расположенным <адрес>

Представитель истца в судебном заседании настаивал на требованиях искового заявления по основаниям, изложенным в нем.

Камшилова И.В. и ее представитель против удовлетворения первоначального искового заявления возражали по основаниям, изложенным во встречном иске.

Ответчик Камшилов В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 93).

Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего требования искового заявления подлежащими удовлетворению, а встречного не подлежащего удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что здание, расположенное <адрес>, является федеральной собственностью и передано на праве оперативного управления ГУ МЧС России по Тюменской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л. д. 125-135).

Квартира, расположенная <адрес>, на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ передана ПТЦ УПО УМВД (л.д.12).

В дальнейшем адрес жилого <адрес> изменен <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Производственно-техническим центром пожарной охраны и Камшиловым Ю.В. заключен типовой договор найма жилого помещения, на основании которого последнему и членам его семьи в бессрочное пользование передано жилое помещение <адрес> (л.д.85-86).

Из трудовой книжки Камшилова Ю.В. следует, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прослужил в органах внутренних дел, в общей сложности 10 лет 09 месяцев (л.д. 81-84).

Согласно свидетельству о смерти Камшилов Ю.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88).

Как следует из поквартирной карточки в спорном жилом помещении зарегистрированы члены семьи умершего: супруга Камшилова И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сын Камшилов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 14).

В силу пункта 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общежития относятся к специализированному жилому фонду.

Согласно статье 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы.

Как видно из дела, статус общежития со спорного жилого помещения не снят, оно продолжает использоваться в качестве общежития для работников ГУ МЧС России по Тюменской области.

Сведений об обратном материалы дела не содержат.

Кроме того, из выписки ЕГРН следует, что здание, расположенное <адрес>, в котором находится спорное помещение, поименован как общежитие (л. д. 125-135).

Частью 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи и ч. 2 ст. 102 Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления им другого жилья.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с п. 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Пунктом 10 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 Кодекса, не могут быть выселены члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение. Аналогичное положение установлено п. 3 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005). В этом случае положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 данного Кодекса категории граждан, являющиеся малоимущими.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Между тем документы, подтверждающие право ответчиков состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, малоимущими в установленном законом порядке они не признаны.

Из информации, представленной Департаментом имущественных отношений Администрации г.Тюмени, следует, что Камшилова И.В. и Камшилов В.Ю. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, малоимущими не признаны (л.д. 102).

Сведений о том, что Камшилов Ю.В. состоял на очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах МВД материалы дела не содержат (л.д. 101).

Более того, установлено, что Камшилову В.Ю. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное <адрес> (л.д. 121).

Уведомлением Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ Камшиловой И.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек по договорам социального найма по категории «малоимущие» (л.д. 122).

С учетом добытых доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования о признании Камшиловой И.В., Камшилова В.Ю. утратившими право пользования жилым помещением в общежитии, расположенном <адрес>, и выселении их из указанного помещения, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что здание <адрес>, не является общежитием, спорное жилое помещение не относятся к специализированному жилищному фонду, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм права.

Так, в соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.

На основании статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, общежития использовались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы.

Согласно положениям статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы.

При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Как было указано выше, из ЕГРН следует, что здание, расположенное <адрес>, в котором находится спорное помещение, поименован как общежитие. До настоящего времени статус общежития не изменялся, поскольку на кадастровом учете жилой дом состоит как общежитие.

Исходя из смысла жилищного законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, решений о включении общежитий и входящих в его состав жилых помещений, в специализированный жилищный фонд не требовалось. Соответственно, жилые помещения, расположенные в общежитии <адрес>, являются специализированным жилым фондом.

Отсутствие регистрации права собственности в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества.

Так, в соответствии со статьей 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из положений статьи 304 ГК РФ следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

При этом в силу требований статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

При таких обстоятельствах, поскольку истец владеет общежитием, расположенным <адрес>, на праве оперативного управления, он может требовать устранения всякого нарушения его права, что прямо предусмотрено статьей 304 ГК РФ.

Также суд приходит к выводу, что требования встречного искового заявления о признании права пользования за Камшиловой И.В., Камшиловым В.Ю. жилым помещением, расположенным <адрес>, не подлежат удовлетворению.

Так, в силу положений действующего жилищного законодательства граждане могут проживать в жилых помещениях на основании договора социального найма жилого помещения или найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Несмотря на разъяснение судом представителю истца и истцу по встречному иску права на уточнение требований искового заявления, указав какое право они просят признать за истцом (право пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма или найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, иное право), Камшиловой И.В. и ее представителем встречные исковые требования не уточнили, в связи с чем суд рассматривает дело по основаниям в пределах заявленных требований.

Так, заявляя встречное исковое заявление истцом представлен в материалы дела типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, форма которого утверждена постановлением Совета Министра РСФСР от 25.09.1985 года №415.

Вместе с тем, из представленных в деле ордера выписки из ЕГРН и пояснений сторон с очевидностью усматривается, что здание по указанному адресу в период вселения ответчиков являлось общежитием и находилось в государственной собственности.

Сведений о том, что спорное жилое помещение предоставлено Камшилову Ю.В. по договору социального найма, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, в соответствии с положениями статей 28,29,33, 37, 36 ЖК РСФСР в деле не содержится.

Аналогичные положения содержались и в пункте 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года N 328.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Также не представлено доказательств того, что у него имелись основания для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотренные положениями статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Учитывая, что сведений об изменении правового режима спорного жилого помещения в общежитии в деле не имеется, т.е. спорное жилое помещение относится к помещению специализированного жилищного фонда, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность, не представлено, как и доказательств принятия уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма, у суда оснований для удовлетворения встречного искового заявления не имеется.

В силу ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчиков в равных долях в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Главного управления МЧС России по Тюменской области к Камшиловой Ирине Владимировне, Камшилову Вадиму Юрьевичу о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении удовлетворить.

Признать Камшилову Ирину Владимировну, Камшилова Вадима Юрьевича утратившими право пользования жилым помещением, расположенным <адрес>

Выселить Камшилову Ирину Владимировну, Камшилова Вадима Юрьевича из жилого помещения, расположенного <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

В удовлетворении встречного искового заявления Камшиловой Ирины Владимировны, Камшилова Вадима Юрьевича о признании права пользования жилым помещением, расположенным <адрес>, отказать.

Взыскать с Камшиловой Ирины Владимировны, Камшилова Вадима Юрьевича государственную пошлину в доход муниципального образования г.Тюмень в размере <данные изъяты> рублей в равных долях.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г.Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий судья    (подпись)               Крошухина О. В.

Мотивированное решение составлено и подписано 22.09.2021.

Председательствующий судья    (подпись)               Крошухина О. В.

2-5300/2021 ~ М-4759/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского АО г. Тюмени
ГУ МЧС России по Тюменской области
Ответчики
Камшилов Вадим Юрьевич
Камшилова Ирина Владимировна
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Крошухина Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Подготовка дела (собеседование)
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее