Дело № 2-5224/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 28 мая 2015 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Курятниковой О. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № №-№ недействительным, о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 002873-VIP01127 недействительным, о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений отца –
ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что
ДД.ММ.ГГГГ умер её отец, последний был застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем открыт его индивидуальный лицевой счет. В специальной части данного лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Шестимесячный срок обращения пропущен в связи с тем, что не знала о наличии накоплений, о наличии права на получение накоплений узнала после получения решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № №-№ ее матерью, из которого узнала, что средства были распределены между ее мамой ФИО6 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Такое решения является незаконным, нарушает права правопреемника – истицы.
Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещён о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9, пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке его родственникам, к числу которых, в том числе, относятся правопреемники первой очереди - его супруг, дети, родители.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1 –
ФИО5, последний был застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем открыт его индивидуальный лицевой счет.
В специальной части данного лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии, - 147 289,30 руб.
Пенсионные накопления, учтенные в специальной части лицевого счета, не являются собственностью ФИО5, поскольку согласно ст. 5 указанного выше Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ средства пенсионных накоплений застрахованных лиц являются собственностью государства - Российской Федерации и поэтому не могут быть предметом наследования.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и пункту 9 раздела 2 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2007 года N 741, обращение правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в любой территориальный орган Пенсионного фонда РФ по выбору правопреемника соответствующего заявления.
Этой же нормой предусмотрена возможность в судебном порядке восстановить срок такого обращения по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
В соответствии со ст. 36.21 ФЗ-75 от 07 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных накоплениях», в случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, подлежит выплате в порядке, установленном частями 7 и 8 статьи 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (часть 2). Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке (часть 3). В случае отсутствия обращений правопреемников в течение срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования) учитываются в составе резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию (часть 4).
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил выплаты пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» № 741 от 03 ноября 2007 года обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или N 3 к настоящим Правилам.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым этого пункта (абзац второй ч. 3 ст. 38 Федерального закона N 111-ФЗ от 24 июля 2002 г.).
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом. Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года, рассмотрение заявления правопреемника о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации производится судом независимо от наличия спора между этим лицом и другими правопреемниками, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от наличия или отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность, такими причинами являются, кроме прочего: болезнь, длительная командировка, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Бремя доказывания данных обстоятельств в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации возлагается на истца. Однако в ходе рассмотрения дела в суде уважительные причины для пропуска истцом срока не установлены и в решении суда не указаны.
В исковом заявлении в качестве уважительных причин указаны неграмотность истца и не извещение о возможности получения пенсионных накоплений; ФИО1 ссылалась, что пропустила срок, потому что не знала о сроках обращений. Доказательств того, что неграмотность истца повлекла невозможность ее обращения в Пенсионный фонд в установленный законом срок, в материалах дела не имеется. Судом отмечено, что информация о правах на получение средств пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица носит общедоступный характер, официально опубликована, поэтому истец, имея среднее образование и обладая необходимой степенью грамотности, могла беспрепятственно узнать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений.
Неосведомленность истца о порядке обращения за пенсионными накоплениями умерших застрахованных лиц также не может служить основанием для восстановления пропущенного срока. При этом истица указывала, что о наличии права на получение накоплений узнала после получения решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ № №-№ ее матерью, из которого узнала, что средства были распределены между ее мамой ФИО6 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В суд представлено Уведомление правопреемника ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснена необходимость извещения иных правопреемников о наличии накоплений.
В отзыве истицы на возражения ответчика указано, что маму истицы – ФИО6 убедили сотрудники Пенсионного фонда в том, что ФИО1 не следует обращаться в Пенсионный фонд.
О наличии правопреемников отца ФИО5 - ФИО6 и ФИО4 было известно ФИО1, что следует из ее отзыва на возражения ответчиков.
При рассмотрении дела истцом не представлено в суд доказательств наличия каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих ей обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего отца в шестимесячный срок с момента его смерти, о которой ей было достоверно известно, что не оспаривалось.
Довод об обязанности пенсионного органа по уведомлению правопреемников умершего о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, подлежат отклонению в связи с правовой несостоятельностью. Исходя из смысла положений пункта 8 Правил выплат пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года N 741, обязанность пенсионного органа извещать правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений возникает лишь при условии, что застрахованное лицо подавало при жизни заявление о наличии таких правопреемников. Материалами дела подтверждается, что отец истицы не воспользовался при жизни правом распределения средств пенсионных накоплений, с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда не обращался, в связи с чем обязанность по извещению его правопреемников у ответчика не возникла.
Поскольку истцом не доказано и судом не добыто доказательств наличия уважительных причин, препятствующих обращению с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего в установленный законом срок, оснований для восстановления этого срока не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении иска о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, а также производных требований о признании решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ № №-№ недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ
№ 002873-VIP01127 недействительным, о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан