Дело №2-2143/1-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2015 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Чеглаковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Картунова А. В. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Картунов А.В. обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ по решению уполномоченной комиссии органа местного самоуправления его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». ДД.ММ.ГГГГ истцом заключен кредитный договор с <данные изъяты> на предоставление денежных средств для приобретения жилого помещения (<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ решением уполномоченной комиссии органа местного самоуправления в связи с улучшением жилищных условий истец и его семья были исключены из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в суд. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Петрозаводского городского округа была возложена обязанность восстановить истца и его семью в составе участников подпрограммы. В соответствии с уведомлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец представил в орган местного самоуправления заявление о предоставлении социальной выплаты как участнику подпрограммы и необходимый пакет документов. Однако решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты ввиду непредоставления необходимого пакета документов, в частности кредитного договора на приобретение жилья, заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С указанным решением истец не согласен, указывает на то, что постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575, было предоставлено право использования социальной выплаты для погашения основного долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, однако его семья стала участником подпрограммы до принятия соответствующего постановления, поэтому оснований для отказа в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты у администрации Петрозаводского городского округа не имелось. По изложенным в иске основаниям, ссылаясь на положения ст.4 Гражданского кодекса РФ, истец просит признать незаконными действия администрации Петрозаводского городского округа по отказу в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы; обязать администрацию Петрозаводского городского округа выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику подпрограммы.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Картунова Н.А., процессуальное положение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по ходатайству истца с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изменено на соответчика.
Изменив исковые требования, окончательно истец просил: признать незаконными действия администрации Петрозаводского городского округа по отказу в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы; обязать администрацию Петрозаводского городского округа выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику подпрограммы; признать незаконным действия Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по отказу вносить изменения в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты; обязать министерство включить семью истца в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Картунов А.В. и Картунова Н.А., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Ранее, в судебном заседании, представитель администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Согласно отзыву, представленному в материалы дела, ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия с иском не согласно, указывая на отсутствие правовых оснований для предоставления социальной выплаты семье истца, поскольку действующая с 2011 года программа, не предоставляет возможности направления средств социальной выплаты в погашение ипотечного кредита.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что семья Картунова А.В. была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы на заседании городской жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ супругами Картуновыми был заключен кредитный договор № с <данные изъяты> на предоставление «Жилищного кредита» в сумме <данные изъяты> на приобретение недвижимого имущества – квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи супругами приобретено упомянутое жилое помещение в общую долевую собственность (по <данные изъяты> доле в праве), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись.
В связи с приобретением в собственность жилого помещения семья истца была исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на заседании городской жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по результатам рассмотрения гражданского дела по искуКартунова А.В. к администрации Петрозаводского городского округа, требования истца были удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации Петрозаводского городского округа по исключению семьи Картунова А.В. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, обязал администрацию Петрозаводского городского округа восстановить семью Картунова А.В. в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года под прежним номером.
Однако Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, которое в силу полномочий, возложенных на него постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №№, выступает в качестве государственного заказчика подпрограммы на территории Республики Карелия и осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия на соответствующие цели, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ №№, адресованном администрации Петрозаводского городского округа, отказало во включении семьи истца в сводный список участников подпрограммы.
Решением жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ввиду непредоставления им в составе пакета документов копии кредитного договора, заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не соглашаясь с указанным решением и позицией Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, истец обратился в суд с настоящим иском.
Правиламипредоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285, установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которые могли направляться в том числе на уплату как первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, так и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (п.1).
Таким образом, в момент включения истца в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы правовая возможность направления средств, выделяемых в рамках подпрограммы, на погашение основной суммы долга по ипотечному кредиту, присутствовала.
Ввиду истечения срока действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в структуру которой вновь была включена подпрограмма «Обеспечением жильем молодых семей».
В соответствии с п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение №3 к подпрограмме) социальные выплаты могли быть направлены: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 было опубликовано в «Собрании законодательства РФ» 31 января 2011 года (№5), в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763, начало действия указанного документа – 08 февраля 2011 года.
Упомянутый документ не предусматривал правовой возможности направления средств, предоставляемых в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», на погашение основного долга по ипотечному кредиту.
Однако постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575, п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение №3 к подпрограмме), был дополнен подпунктом «е», в соответствии с которым была предоставлена правовая возможность направления социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.
Изложенное свидетельствует, что при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы социальная выплата может быть направлена лишь на погашение основного долга по ипотечному кредиту, полученному до 01 января 2011 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в своем определении от 29.01.2015 №122-О, Правительство РФ вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство РФ вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации.
Подвергнув анализу установленные обстоятельства и положения приведенных законодательных и нормативных правовых актов суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, поскольку решение жилищной комиссии от 23 октября 2014 года обосновано положениями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Соответственно отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия во включении семьи истца в сводный список участников подпрограммы, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, также требованиям нормативных правовых актов соответствует, поэтому не может быть признан незаконным.
Ссылка истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть положена в основу для удовлетворения требований истца, поскольку упомянутое решение преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Картунова А. В. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2015 года.