Дело № 2-321/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Неверкино
Пензенской области
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Игошиной Л.В.,
с участием заместителя прокурора Неверкинского района Пензенской области Ариткина В.А.,
при секретаре Бибарсовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Неверкино Неверкинского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Неверкинского района Пензенской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Неверкинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алеевского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование своих требований прокурор <адрес> указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории Алеевского сельсовета <адрес> было установлено, что администрацией Алеевского сельсовета <адрес> допущены нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования.
На территории администрации Алеевского сельсовета <адрес> имеются газовые сети, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, газопроводы низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты> - надземная прокладка, что подтверждается справкой прокуратуры района о проверке исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории администрации Алеевского сельсовета <адрес>, а также уведомлением Кузнецкого отдела Управления Росреестра по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления.
В настоящее время указанные газовые сети являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят.
Бездействие со стороны администрации по обеспечению безопасности газовых сетей может вызвать наступление тяжелых последствий: разрушение газовых сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
Просит признать незаконным бездействие администрации Алеевского сельсовета <адрес>, выразившиеся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет газопроводов низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты>мм. - надземная прокладка.
Обязать администрацию Алеевского сельсовета <адрес> принять меры по получению технических паспортов на газопроводы низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты> - надземная прокладка и постановке их на учет в регистрирующем органе.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Ариткин В.А. заявление поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, и в дополнение просил установить срок исполнения указанной обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ, и опубликовать решение суда в информационном бюллетене органа местного самоуправления.
Представитель администрации Алеевского сельсовета <адрес> о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом и своевременно. От главы администрации Абубекерова Ф.К., действующего на основании Устава, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав, что требования прокурора признают в полном объеме, содержание и последствия признания иска понятны.
Суд, выслушав заместителя прокурора <адрес> Ариткина В.А., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статьи 4 вышеуказанного Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно подпункту 23 п. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится в том числе правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из статьи 130 Гражданского кодекса РФ следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Нормы статьи 225 Гражданского Кодекса РФ предусматривают, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку поводом спора является газопровод как источник повышенной опасности, то при разрешении данного спора применяются помимо общих норм о бесхозяйном недвижимом имуществе, специальные нормы.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В судебном заседании установлено, что на территории администрации Алеевского сельсовета <адрес> имеются газовые сети, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, газопроводы низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты>мм. - надземная прокладка.
Таким образом, судом установлено, что газопровод, прочно связанный с землей, являясь недвижимостью и опасным производственным объектом, не имеет собственника и балансодержателя.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: справкой о результатах проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории администрации Алеевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), уведомлением Управления Росреестра по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Кроме того, данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Обращение органа местного самоуправления в соответствующий орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе и потенциально опасного, предусмотрено нормами Гражданского кодекса РФ. Правовое регулирование судьбы бесхозяйного имущества нормами ст. 225 ГК РФ полностью соответствует нормам статьи 5 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которых к полномочиям федеральных органов государственной власти относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Из смысла норм ст. 225 ГК РФ вытекает, что постановка на учет бесхозяйного имущества специальным органом производится по заявлению органа местного самоуправления, причем указанные нормы обязательны для органа местного самоуправления и никак не нарушают общие принципы организации местного самоуправления в РФ. Обращение в суд о признании бесхозяйного имущества муниципальной собственностью предусмотрено как право муниципального органа и нормы ст. 225 ГК РФ не обязывают к такому действию.
Таким образом, учитывая, что дальнейшее бездействие администрации Алеевского сельсовета <адрес> может вызвать наступление тяжелых последствий - аварии на газопроводе, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание ответчиком – администрацией Алеевского сельсовета <адрес> требований прокурора, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенность круга лиц и обращение соответственно прокурора <адрес> в суд за защитой прав такого круга, по оценке суда, достаточна ясна, поскольку круг жителей соответствующего поселения носит непостоянный, неопределенный, меняющийся характер (смены места жительства). Таким образом, прокурором <адрес> заявление подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Алеевского сельсовета <адрес>
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение о возложении на администрацию Алеевского сельсовета <адрес> обязанности совершить действия по получению технических паспортов на газопроводы, суд приходит к выводу о том, что для исполнения указанной обязанности органу местного самоуправления следует предоставить разумный срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь положениями п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», учитывая, что бездействие администрации Алеевского сельсовета <адрес> существенно нарушило права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей названного поселения, а настоящее решение суда направлено на защиту нарушенных прав указанных граждан, суд считает необходимым определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица, права и свободы которого могли быть нарушены бездействием администрации, обязав администрацию Алеевского сельсовета <адрес> опубликовать настоящее решение суда в информационном бюллетене органа местного самоуправления в течение десяти дней со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199, 206 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:Заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Алеевского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Алеевского сельсовета <адрес>, выразившиеся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет газопроводов низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты>. - надземная прокладка.
Обязать администрацию Алеевского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по получению технических паспортов на газопроводы низкого давления к жилым домам по <адрес> протяженностью <данные изъяты> - надземная прокладка и постановке их на учет в регистрирующем органе.
Обязать администрацию Алеевского сельсовета <адрес> опубликовать настоящее решение суда в информационном бюллетене органа местного самоуправления в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Л.В.Игошина