РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2308/2020 по административному исковому заявлению Ишкина Анатолия Васильевича, Тонких Елены Владимировны к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Ишкин А.В., Тонких Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указано, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. 07.05.2020 административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Распоряжением от 10.06.2020 №РД-648 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на том основании, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта. Данное обстоятельство не соответствует действительности, опровергается письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.04.2020 № 27-04-01/8114, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится вне пределов береговых полос, вне водоохранных зон водных объектов, на участке отсутствуют поверхностные водные объекты.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просят признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары от 10.06.2020 № РД-648 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав путём принятия решения по их заявлению №СП-9/1568 от 12.05.2020 о предварительном согласовании земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Определением суда от 23.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности – Брюхов Р.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности – Горшков М.А. просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представителя в судебное заседание не направило, причины неявки не сообщило, извещено надлежаще, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями; 2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; 3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 828 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: занимаемый под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д.20-23).
12.05.2020 административные истцы обратились в адрес Главы г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 471 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.11-16).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2020 №РД-648 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта (л.д.25-27).
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговые полосы водных объектов общего пользования являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок площадью 471 кв.м полностью расположен в границах водоохранной зоны водного объекта (ручья) и частично расположен в границах береговой полосы ручья, что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о.Самара, представленной по запросу суда (л.д. 77-78, 81-82).
Вместе с тем, согласно информации, предоставленной на запрос суда Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохранной зоны водных объектов (л.д. 46).
Аналогичные сведения были предоставлены административным истцам на их обращение. Из письма Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.04.2020 № 27-04-01/8114 следует, что земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов, на участке отсутствуют поверхностные водные объекты (л.д.24).
Таким образом, имеются противоречия между сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и сведениями, которыми располагает Министерство.
Согласно части 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется в том числе органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных ч. 4 ст. 56 Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Из приведенных положений следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах, материалах, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Административным ответчиком не предоставлена информация о первичных документах, на основании которых в ИСОГД внесены данные о расположении земельного участка в пределах береговой полосы, не представлены доказательства соответствия содержащихся в ИСОГД сведений таким документам.
Напротив, по данным уполномоченного органа, испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N528, осуществляет управление в области использования и охраны водных объектов, расположенных на территории Самарской области (п.2.1 Положения). В том числе, к ведению Министерства относится установление местоположения береговой линии всех водных объектов на территории Самарской области, за исключением Саратовского и Куйбышевского водохранилищ (п.5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377). Следовательно, информация Министерства о наличии или отсутствии береговых полос водных объектов носит преимущественный характер.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному основанию не соответствует закону, вследствие чего требование административного истца о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2020 № РД-648 незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2020 №РД-648 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Ишкина Анатолия Васильевича, Тонких Елены Владимировны №СП-9/1568 от 12.05.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья