Гражданское дело № 33-34989/2023 |
в суде 1-ой инстанции № 2-1023/2022 |
УИД 77RS0004-02-2022-015346-82 |
Судья суда 1-ой инстанции: Шестаков Д.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В.,
при помощнике судьи Ипатове С.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Тарабрина А.И. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тарабрина А.И. к УСЗН ЮЗАО гор. Москвы о признании незаконным нарушение сроков рассмотрения обращения, признании незаконным решения, обязании, компенсации морального вреда - отказать;
установила:
Тарабрин А.И. обратился в суд с иском к УСЗН ЮЗАО города Москвы, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным нарушение срока УСЗН ЮЗАО гор. Москвы принятия решение – не более 10 дней в 2021 году предоставления Тарабрину А.И. государственной услуги «Постановка отдельных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки в соответствии с нормативно-правовыми актами города Москвы», указанного в п. 29 «Положения предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»; считать Тарабрина А.И. поставленным на учет для получения государственной услуги «Постановка отдельных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки в соответствии с нормативно-правовыми актами города Москвы» с даты подачи им первичного заявления о постановке на учет то есть с 14.01.2021; признать незаконным непредоставление в 2021 и 2022 годах Тарабрину А.И. за 2021, 2022 года – бесплатных санаторно-курортных путевой, бесплатного проезда до места лечения и обратно, как ветерану боевых действий, нуждающемуся в санаторно-курортном лечении; взыскать с ответчика денежную компенсацию за непредставленные путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение в связи с медицинскими показаниями в пользу ветерана боевых действий Тарабрина А.И. за 2021, 2022 г.г.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей;
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном боевых действий, 14.01.2021 обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги – постановки на учет, как ветерана боевых действий, нуждающегося в санаторно-курортном лечении, для получения бесплатной санаторно-курортной путевки, однако решением от 19.01.2021 в предоставлении услуги было отказано со ссылкой на то, что истец относится к федеральной категории граждан. В 2022 году истца попросили принести новую справку для получения бесплатной санаторно-курортной путевке, однако путевку истцу вновь не предоставили. Незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Тарабрин А.И.
Истец Тарабрин А.И., представитель ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииоснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Тарабрин А.И., 10.03.1966 года рождения, в соответствии с п.1 статьи 16 Федерального закона № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах» относится к льготной категории граждан со статусом «ветеран боевых действий» и включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением и бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
14.01.2021 Тарабриным А.И. через Цент Госуслуг «Мои документы» района Теплый Стан было подано заявление на постановку на санаторно-курортное лечение «Постановка отдельных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы». Отделом по данному обращению было вынесено отказное решение в связи с несоответствием услуги.
19.01.2021 Тарабриным А.И. повторно было подано заявление «Постановка федеральных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки» данное заявление было решено положительно.
22.06.2022 Тарабрин А.И. обратился на Портале мос.ру с заявлением на «Постановку федеральных льготных категорий граждан, нуждающихся в санаторно- курортном лечении, на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки», прикрепив справку 70/у-04 от 21.06.2022, для сохранения права на получение санаторно-курортной путевки от первичной даты постановки на учет (19.01.2021). По указанному обращению принято положительное решение по сроку действия справки (по 21.06.2023 включительно).
В 2022 г. Тарабрину А.И. были предложены санаторно-курортные путевки согласно действующей справки 70/у-04 и медицинских показаний в следующие санатории, что подтверждено актом об отказе: санатории «Горный родник» Кавказские Минеральные воды, сроком заезда с 16.11.2022; санаторий «Крымское Приморье» Республика Крым, сроком заезда с 29.11.2022; санаторий «Зеленый городок» г.Иваново, Средняя полоса России, сроком заезда с 13.12.2022.
В 2023 году Тарабрину А.И. была предложена санаторно-курортная путевка в санаторий «им. Анджиевского», сроком заезда с 08.02.2023- 25.02.2023, однако в адрес Отдела поступил отказ на данное предложение, что подтверждается актом об отказе.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных Тарабриным А.И. исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП, исходил из того, что в соответствии с действующим правовым регулированием путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение предоставляются с учетом последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, при этом судом установлено, что заявление истца принято, он поставлен на очередь на получение путевки, обстоятельств, свидетельствующих о бездействии ответчика в вопросе обеспечения истца путевкой на санаторно-курортное лечение, не установлено, учитывая, что от предложенных путевок в 2022 году он отказался.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В городе Москве меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», которым определены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, а также формы реализации мер социальной поддержки. К категориям лиц, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, которым предоставляются меры социальной поддержки указанным законом, отнесены, в частности, ветераны боевых действий (пп. 6 п. 2 ст. 3).
В силу п. 4.4 Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП, решение о выдаче бесплатных санаторно-курортных путевок принимается УСЗН города Москвы с учетом имеющейся очередности на получение лечения в санаторно-курортной организации соответствующего профиля.
Пунктом 21 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года, предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 23 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальный орган Фонда либо уполномоченный орган не позднее 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 29 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года).
Санаторно-курортная путевка предоставляется при наличии действующей медицинской справки и в соответствии с датой подачи гражданином заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки (пункт 30 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года).
Таким образом, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в их взаимосвязи и пришел к обоснованному выводу о том, что не представление в течение календарного года ответчиком истцу бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение при наличии очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи, при этом бесплатные санаторно-курортные путевки были предложены Тарабрину А.И. органами социальной защиты населения согласно действующей справке 70\у-04 и исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, в связи с чем суд обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку права истца как получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, отсутствуют основания для защиты его права в виде признания действий незаконными, взыскания компенсации стоимости путевки, компенсации морального вреда.
С учетом приведенных выше обстоятельств судебная коллегия находит решение суда законным, соответствующим нормам материального права, а доводы апелляционной жалобы основанными на ошибочном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы апелляционной жалобы не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарабрина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: