УИД №
Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Соликамск 17 апреля 2020 года
Судья Соликамского городского суда Пермского края Новикова О.В. (Пермский край, город Соликамск, улица 20-летия Победы, 155),
с участием
лица, в отношении которого ведется производство по делу, Белкиной Т.Е.,
рассмотрев в помещении Соликамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
индивидуального предпринимателя БЕЛКИНОЙ ТЕ, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 10.04.2020 года главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ГЖГ, ИП Белкина Т.Е., осуществляющая деятельность в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <...>, допустила в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемических мероприятий, Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 6.2 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 24.01.2020 года «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», п. 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 31.01.2020 года «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», п.п. 1.3, 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 9 от 30.03.2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», п.п. 2.2, 3.2, 3.6, 4.2, 4.5, 6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 3 от 03.02.2020 года «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», а именно: 04.04.2020 года с 14.55 до 14.20 при осмотре в магазине установлено, что
1. внутренний документ организации, регламентирующий проведение мероприятий на период распространения заболеваемости, индивидуальным предпринимателем не разработан в нарушение требований ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13,
2. регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений внутренними документами организации не предусмотрена в нарушение требований ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 9.8, 9.9, 12.12 СП 3.1.2.3117-13,
3. регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений не установлена в нарушение требований п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13, п.п. 2.2, 3.6, 4.5, 6.2 Постановления № 3 от 03.02.2020 года,
4. регулярность проветривания помещений внутренними документами организации не предусмотрена в нарушение требований ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 7.5, 7.8, 9.8, 9.9, 12.12 СП 3.1.2.3117-13,
5. средства индивидуальной защиты персоналом не используются, находятся на рабочих местах без масок, перчаток в нарушение требований п. 6.1 Постановления № 3 от 03.02.2020 года,
6. контроль допуска персонала к работе (измерение температуры, фиксация в журнале и т.д.) не проводится (документация не представлена),
7. контроль соблюдения расстояния (социального дистанцирования) между персоналом, посетителями не осуществляется в нарушение требований п. 6 Постановления № 9 от 30.03.2020 года.
Указанные действия ИП Белкиной Т.Е. квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела ИП Белкина Т.Е. с протоколом об административном правонарушении согласилась, вину признала частично и пояснила, что на момент проведения проверки у неё действительно отсутствовал приказ, регламентирующий проведение мероприятий на период распространения заболеваемости, регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) и проветривания помещений, однако текущая дезинфекция и проветривание помещений магазина проводятся каждые 2-3 часа. В момент проведения проверки продавец только приняла смену, находилась на рабочем месте в средствах индивидуальной защиты. Контроль температуры у персонала перед началом смены осуществлялся, однако соответствующего журнала на момент проверки не велось. О необходимости издания и ведения указанных документов она не знала, сотрудники Роспотребнадзора никаких разъяснений по данному вопросу не давали. В помещении магазина отсутствует возможность обеспечить соблюдение требуемого расстояния между персоналом и посетителями.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
На основании ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу положений ч. 2 указанной правовой нормы производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 года № 63 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (далее по тексту - СП 3.1.2.3117-13), которые согласно п. 1.2 устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (пункт 1.3 СП 3.1.2.3117-13).
На основании п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
В силу п. 9.9 СП 3.1.2.3117-13 организациями обеспечивается:
- проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период;
- выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
Согласно п.п. 12.2 и 12.12 СП 3.1.2.3117-13 неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ включает в себя, в том числе, санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия, которые предусматривают: формирование здорового образа жизни, закаливающие процедуры, физическое воспитание, оздоровление условий труда и быта и другие.
В качестве мероприятий в отношении лиц, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, п. 7.5 СП 3.1.2.3117-13 предусмотрена организация в очагах гриппозной инфекции и ОРВИ комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающего обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края» указано руководителям организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям Пермского края применять средства индивидуальной защиты органов дыхания, неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, общественного транспорта и сферы обслуживания населения) (п. 6.1); увеличить кратность проведения проветривания и влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств в помещениях постоянного пребывания сотрудников и посетителей (п. 6.2).
Согласно п. 6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» граждане должны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В ходе рассмотрения дела судьей установлено, что Белкина Т.Е. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2011 года, в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <...> осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле продуктами питания и напитками.
08.04.2020 года с 14.55 часов до 15.20 часов должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю была проведена проверка ИП Белкиной Т.Е., осуществляющей деятельность в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <...>, в ходе которой было выявлено, что в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ИП Белкиной Т.Е. допущено невыполнение противоэпидемических мероприятий, а именно:
1. внутренний документ организации, регламентирующий проведение мероприятий на период распространения заболеваемости, индивидуальным предпринимателем не разработан,
2. регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений внутренними документами организации не предусмотрена,
3. регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений не установлена,
4. регулярность проветривания помещений внутренними документами организации не предусмотрена,
5. средства индивидуальной защиты персоналом не используются, находятся на рабочих местах без масок, перчаток,
6. контроль допуска персонала к работе (измерение температуры, фиксация в журнале и т.д.) не проводится (документация не представлена),
7. контроль соблюдения расстояния (социального дистанцирования) между персоналом, посетителями не осуществляется.
Указанными бездействиями ИП Белкиной Т.Е. нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: требования ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 7.5, 9.8, 9.9, 12.12 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», п.п. 6.1, 6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края».
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии в действиях (бездействиях) ИП Белкиной Т.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение ИП Белкиной Т.Е. нижеприведенных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нельзя признать обоснованным, поскольку
- выполнение требования п. 7.8 СП 3.1.2.3117-13 является обязательным для медицинских организаций, детских образовательных и оздоровительных организаций, организаций социального обеспечения,
- выполнение требования п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», является обязательным для руководителей медицинских организаций Пермского края,
- выполнение требований п.п. 3.2, 3.6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей в дошкольных организациях и организациях, осуществляющих присмотр и уход в Пермском крае,
- выполнение требований п.п. 4.2, 4.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального образования Пермского края,
тогда как ИП Белкиной Т.Е. указанные виды деятельности не осуществляются;
- п. 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 года № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и п. 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» являются обязательными для исполнения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации),
- п. 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» является обязательным для исполнения руководителями территориальных органов Роспотребнадзора,
тогда как Белкина Т.Е. указанные должности не занимает.
Таким образом, нарушение данных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подлежит исключению из обвинения ИП Белкиной Т.Е.
Факт совершения ИП Белкиной Т.Е. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и её виновность подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами:
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.04.2020 года,
- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.04.2020 года,
- видеозаписями,
- протоколом об административном правонарушении.
Вышеприведенные доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными и в своей совокупности являются достаточными для принятия решения по делу.
Указание в протоколе об административном правонарушении даты и времени совершения административного правонарушения «04.04.2020 года с 14.55 до 14.20» с учетом объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также совокупности изученных в ходе рассмотрения дела доказательств, признаю технической ошибкой, которая не является существенным недостатком протокола об административном правонарушении и не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Белкиной Т.Е. состава административного правонарушения.
Довод ИП Белкиной Т.Е. о том, что продавец магазина находилась на рабочем месте в маске, опровергается просмотренной судьей видеозаписью.
Довод ИП Белкиной Т.Е. о том, что она не знала о необходимости письменного закрепления регулярности проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) и проветривания, а также фиксации в журнале показателей измерения температуры, не свидетельствует об отсутствии в её действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, поскольку незнание требований законодательства не освобождает лицо от ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер деятельности индивидуального предпринимателя, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, устранение допущенных нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и считает целесообразным для достижения целей, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ, назначить ИП Белкиной Т.Е. административное наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер и последствия совершенного ИП Белкиной Т.Е. правонарушения, имущественное положение последней, прихожу к выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов ИП Белкиной Т.Е., а потому полагаю возможным применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ИП Белкиной Т.Е. наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом требований ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать индивидуального предпринимателя БЕЛКИНУ ТАТЬЯНУ ЕВГЕНЬЕВНУ виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, подлежащего уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Дата изготовления мотивированного постановления <дата>.
Судья О.В. Новикова