ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-9930/2019
22 мая 2019 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Александровой Н.А., Куловой Г.Р.
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Наумова В.В. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., объяснения Наумова В.В., представителя администрации СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ Абдулгазизовой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Наумов В.В. обратился в суд с административным иском к администрации СП Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указано, что истец 18 октября 2018 года обратился с заявлением в администрацию СП Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ о постановке его и сына ФИО3, дата р., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как единственным жильем является баня 2,5х2,5 м и пристрой к ней 2,5х2,5 м, где проживать с несовершеннолетним ребенком не возможно.
23 октября 2018 года администрация отказала истцу в постановке на учет, ссылаясь на ст. 54 ЖК РФ: «не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя».
Истец считает данный отказ незаконным и просил отменить его, обязать поставить его и сына ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 января 2019 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Наумов В.В. не соглашается с решением суда, просит отменить по основаниям, указанным в иске, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указал также, что 23 октября 2018 года выезжала комиссия по месту жительства, которая установила, что в нежилом помещении жить с несовершеннолетним ребенком невозможно. Представил копии решений суда о расторжении брака, об определении места жительства ребенка с Наумовым В.В.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 18 октября 2018 года Наумов В.В. обратился с заявлением в администрацию СП Авдонскиий сельсовет муниципального района Уфимский район РБ о постановке его и сына ФИО3, дата р., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как единственным жильем является баня 2,5х2,5 м и пристрой к ней 2,5х2,5 м, где проживать с несовершеннолетним ребенком не возможно.
22 октября 2018 года комиссия по жилищным вопросам СП Авдонский сельсовет отказала истцу в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из заявления Наумова В.В. следует, что к нему были приложены копии паспортов Наумова В.В. и его сына ФИО3, справка ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» об отсутствии сведений о праве собственности Наумова В.В.. ФИО3 на объекты недвижимости на территории Уфимского района, справка администрации МР Уфимский район РБ о том, что Наумовым В.В., ФИО3 право на предоставление земельного участка однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории МР Уфимский район РБ не реализовано.
Из приложенной копии паспорта Наумова В.В. видно, что он состоит в браке, ФИО3 зарегистрирован по адресу: адрес.
Администрацией самостоятельно истребованы сведения Росреестра по РБ об отсутствии у Наумова В.В. и ФИО3 объектов недвижимости.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51, 52, 53, 54, 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 15 Закона Республики Башкортостан «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан от 02 декабря 2005 года №250-з, пришел к обоснованному выводу, что, поскольку истцом в администрацию не были представлены все документы, предусмотренные ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ, ответчиком обоснованно отказано в постановке на учет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должны отвечать жилые помещения, а также порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47.
Принятие на учет граждан регулируется нормами ст.52 Жилищного кодекса РФ, согласно которым состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основания (ч.2 статьи).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии (ч.3 статьи).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициатив (ч.4 статьи).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года N 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» регулирует правоотношения в сфере предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным малоимущими.
В силу ст.12 данного закона жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан могут быть предоставлены иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом, указом Президента РФ, законом Республики Башкортостан
В соответствии с ч.1 ст.15 указанного закона с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся: 1) копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина-заявителя малоимущим либо документы, подтверждающие его право быть принятым на учет как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом Республики Башкортостан категории; 2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя; 3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи; 4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности; 6) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди).
В обоснование права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истец сослался на то, что проживает с сыном в нежилом помещении, непригодном для проживания, что было установлено 23 октября 2018 года комиссией. Однако не были представлены и документы на супругу Наумова В.В., либо документы о расторжении брака, а также документы о месте жительства несовершеннолетнего ФИО3 при том, что согласно представленным истцом в администрацию документам, Наумов В.В. состоит в браке, ФИО3 прописан в другом регионе.
Указанные документы не относятся к документам, самостоятельно запрашиваемым органом, осуществляющим постановку на учет. В связи с чем ответчиком обоснованно отказано в постановке истца на учет.
Документов, подтверждающих признание истца малоимущим, также не представлено.
В суд первой инстанции решения суда о расторжении брака и об определении места жительства ребенка с Наумовым В.В. представлены не были, были приложены лишь к апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наумова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Н.А. Александрова
Г.Р. Кулова
Справка: судья Кузнецов А.В.