Судья – Кобзев А.В. Дело № 33-20149/21 (2-361/21)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Гриценко И.В.,
судей Першиной Н.В., Поповой С.К.,,
по докладу судьи краевого суда Поповой С.К.,
с участием прокурора Пшидаток В.А.
при ведении протокола помощником судьи Трудовой В.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Лагеревой Т.И., Лагерева К.М. на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 10 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Степанова Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Лагереву К.М., Лагеревой Т.И. о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование иска указано, что Лагерев К.М., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью Степановой Н.С.
В результате столкновений автомобилей истцу были причинены телесные повреждение в виде вколоченного перелома головки и шейки правой плечевой кости со смещением отломков.
Вышеуказанный вколоченный перелом головки и шейки правой плечевой кости со смещением отломков причинил тяжкий вред здоровью истца, как вызывающий значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть (свыше 30%), с которым она <Дата ...> была доставлена в ГБУЗ «Приморско-Ахтарская ЦРБ им. Кравченко Н.Г., расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.
Суд признал Лагерева К.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, и назначил ему наказание - 1 (один) год 6 (шесть) месяцев ограничения свободы.
В материалах уголовного дела имеется экспертное заключение о степени причинения вреда здоровью истца, также данный факт подтверждается выпиской из амбулаторной карты <№...> от 01.10.2019г. и выписным эпикризом ЦРБ из мед.карты стационарного больного <№...>.
На основании изложенного просила суд взыскать с Лагеревой Т.И. и Лагерева К.М. в ее пользу в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 700 000 рублей.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда от 10 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в части. Взыскана в солидарном порядке с Лагерева К.М. и Лагеревой Т.И. в пользу Степановой Н.С. компенсация морального вреда в размере 250 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Лагерева Т.И. просит изменить указанное решение суда в части суммы компенсации морального вреда, снизив ее до 100000 рублей.
В апелляционной жалобе Лагерев К.М. просит изменить указанное решение суда в части суммы компенсации морального вреда, снизив ее до 100000 рублей.
В возражениях на апелляционные жалобы Степанова Н.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобах, возражениях, выслушав ответчика, представителя истца, прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Положениями п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 данного кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Положениями п. 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ определены правила, применяемые в случае причинения вреда в результате взаимодействия источников повышенной опасности третьим лицам.
Нормами абз. 1 п. 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ установлено, что владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 этой статьи.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
При рассмотрении гражданского дела о правовых последствиях совершенного лицом преступления не подлежат доказыванию два факта: имело ли место определенное действие (преступление) и совершено ли оно данным лицом.
Из материалов дела следует, что приговором Приморско-Ахтарского районного суда от <Дата ...>, вступившим в законную силу <Дата ...>, Лагерев К.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ ему и назначено наказание 1 год 6 месяцев ограничения свободы.
Вышеуказанным приговором установлено, что результате столкновения автомобиля «ВАЗ 21140 Лада Самара», государственный регистрационный знак <№...>, которым управлял Лагерев К.М. с автомобилем «УАЗ - Патриот», государственный регистрационный знак <№...>, которым управлял Степанов В.В., с последующим их съездом в кювет и опрокидыванием, пассажиру автомобиля марки «УАЗ - Патриот», Степановой Н.С., было причинено телесное повреждение в виде вколоченного перелома головки и шейки правой плечевой кости со смещение отломков.
Вышеуказанный вколоченный перелом головки и шейки правой плечевой кости со смещение отломков у Степановой Н.С. причинил тяжкий вред здоровью, как вызывающий значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть (свыше 30%) независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи (согласно п. 6.11.1 приложения к приказу Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»), с которым она <Дата ...> была доставлена в ГБУЗ «Приморско-Ахтарска ЦРБ им. Кравченко Н.Г., расположенное по адресу: <Адрес...>
Допущенные водителем Лагеревым К.М. нарушения требований п. 1.5, п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, находятся в прямой причиннойсвязи с наступившими вредными последствиями, повлекшими по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью Степановой Н.С.
В судебном заседании по уголовному делу <№...> подсудимый Лагерев К.М. полностью признал себя виновным в инкриминируемом ему деянии, согласился с предъявленным ему обвинением.
Собственником автомобиля является Лагерева Т.И.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Поскольку противоправными действиями Лагерева К.М., выразившимися в причинении телесных повреждений Степановой Н.С., был причинен моральный вред, физические и нравственные страдания, требования Степановой Н.С. о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчиков, судом приняты во внимание конкретные обстоятельства совершенного преступления, степень физических и нравственных страданий истца, и с учетом данных обстоятельств дела суд первой инстанции взыскал с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, решение следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморско-Ахтарского районного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Лагеревой Т.И., Лагерева К.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>