16 ноября 2012 г. г. Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Неволин В.В.
При секретаре Бурмистровой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Пермского района Форсюка Р.А.,
правонарушителя Шадрина В.В.,
защитника Шадрина В.В.- адвоката Гореева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края протест прокурора Пермского района на постановление мирового судьи судебного участка №112 Пермского района Пермского края от 23 октября 2012г. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка №112 Пермского района Пермского края от 23.10.2012 года Шадрин В.В. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ и в силу малозначительности совершенного правонарушения он был освобожден от административной ответственности и ему было объявлено устное замечание.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное постановление подан протест прокурора Пермского района, в котором он не оспаривая обоснованных выводов суда о виновности главы <данные изъяты> сельского поселения Шадрина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, полагает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактически установленным обстоятельствам дела.
Так принимая решение о необходимости применения ст. 2.9 КоАП РФ суд указал, что совершенное главой <данные изъяты> сельского поселения Шадрина В.В., хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, то, что в настоящее время заявление ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, рассмотрены по существу, заявления ФИО20 ФИО21 ФИО22 переадресованы в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение постановленного в обращении вопроса, граждане информированы о переадресации, нарушение срока связано с необходимостью подготовки документов, выездом на земельные участки, отсутствие карточек приема граждан установлено, подтверждено, но при этом ведется журнал регистрации и контроля обращений граждан по личным вопросам, размер вреда и тяжесть наступающих последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, административное правонарушение является малозначительным.
Указанные судом обстоятельства обуславливающие, по мнению суда, малозначительность административного правонарушения не соответствуют действительности и не могут служить в качестве оправдывающих ответственность должностного лица обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что при проведении прокурорской проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также прав граждан при рассмотрении их заявлений должностными лицами администрации Савинского сельского поселения. Выявлены факты нарушения 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также факты не направления письменных ответов на обращения.
Конституция Российской Федерации в ст. 33 гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти принять заявление гражданина и направить ответ на него. Конституционная возможность апеллировать к власти является концептуальной основой содержания рассматриваемого права и развивается применительно к специфике регулирования конкретных общественных отношений в отраслевом законодательстве.
Виды обращений, порядок их внесения, рассмотрения органами государственной власти и местного самоуправления и иные вопросы урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.1, 3 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.ч.1, 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Таким образом, должностные лица администрации <данные изъяты> сельского поселения Пермского муниципального района обязаны полно, объективно и всесторонне рассмотреть, поступившее к ним после регистрации обращение гражданина и направить письменный ответ по существу поставленных вопросов. Не направление письменных ответов на обращения граждан является незаконным.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства РФ письменный ответ по существу, поставленных вопросов граждан, обратившихся в администрацию <данные изъяты> сельского поселения, не направлялся, либо направлялся, но с нарушением срока.
Так, в ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации <данные изъяты> сельского поселения не направлен, либо направлен с нарушением 30-дневного срока ответ на обращение:
1. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №. Письменный ответ заявительнице не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует.
2. ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № - Письменный ответ заявителю не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует.
3. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № - Письменный ответ заявителю не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует.
4. ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок предоставления ответа
ДД.ММ.ГГГГ. Ответ направлен ДД.ММ.ГГГГ (с нарушением в 35 календарных дней).
В нарушение ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 59-ФЗ администрацией <данные изъяты> сельского поселения письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию администрации <данные изъяты> сельского поселения, направлялись с нарушением семидневного срока со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения:
1. ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № - обращение направлено для разрешения в администрацию Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ по истечению 13 календарных дней, ответ заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
2. ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № - обращение направлено для разрешения
в администрацию Пермского муниципального района (комитет имущественных
отношений) ДД.ММ.ГГГГ по истечению 14 календарных дней, ответ заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
3. ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № - обращение направлено для
разрешения в администрацию Пермского муниципального района (комитет
имущественных отношений) ДД.ММ.ГГГГ по истечению 14 календарных дней, ответ
заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 59-ФЗ при личном приеме Главой <данные изъяты> сельского поселения не ведутся карточки личного приема граждан.
Также следует отметить, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> уже проводилась проверка соблюдения законодательства о рассмотрении обращений граждан, по выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, но, несмотря на это, должностные лица администрации <данные изъяты> сельского поселения Пермского муниципального района продолжают нарушать права граждан на объективное, полное и всестороннее рассмотрение обращений и получение ответов на обращения в установленный законом срок.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.15 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении норм действующего законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан главой <данные изъяты> сельского поселения Шадриным В.В., а также о бездействии по даче письменных ответов заявителям.
Кроме того, выводы суда о том, что по обращениям ФИО23, ФИО24 получены ответы, цель обращений заявителей достигнута, истребуемые документы получены, обращения ФИО25, ФИО26, ФИО27 направлялись в компетентные органы с нарушением 7-дневного срока, по объективным причинам: выезд на земельный участок, подготовка документов являются несостоятельными. Так как, исходя из смысла действующего законодательства, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, нарушение порядка рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления посягает на конституционно закрепленное право граждан и на охраняемые общественные правоотношения, в связи с чем, по своей сути, не может являться малозначительным. Данный вывод основывается на положениях статей Конституции РФ, провозглашающих, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, реализуемая, в том числе по средствам судебной защиты.
Поэтому выводы суда о малозначительности совершенного административного правонарушения не соответствуют обстоятельствам, установленным при рассмотрении административного дела.
Помощник прокурора доводы протеста поддержал просит постановление мирового судьи отменить и направит дело на новое рассмотрение.
Шадрин В.В. и его защитник Гореев В.В. не согласны с протестом прокурора, просят постановление мирового судьи оставить без изменения.
Суд, исследовав письменные материалы дела и изучив доводы протеста, мнение участников, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 02 мая 2006года N 59-ФЗ (в редакции федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. При этом согласно ст. ст. 14-15 названного закона, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.8 п.3 данного Закона Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно ст.13 указанного закона личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами, содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Шадрин В.В. избран главой <данные изъяты> сельского поселения на основании решения Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об избрании главы <данные изъяты> сельского поселения», в соответствии в соответствии с положениями Устава <данные изъяты> сельского поселения (п.п.18, 19 п.3 ст.31) обеспечивает исполнение на территории муниципального образования Конституции Российской Федерации, федерального и краевого законодательства, осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом, в соответствии со ст. 14, ст. 15 сельского поселения не направлен, либо направлен с нарушением 30-дневного срока ответ на обращение. Из представленных материалов дела следует, что на обращение ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за № письменный ответ не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует; на обращение ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (за №)
письменный ответ не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует; на обращение ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (за №) письменный ответ заявителю не направлен, регистрация в журнале исходящей корреспонденции отсутствует; на обращение ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (за №) ответ направлен ДД.ММ.ГГГГ (с нарушением в 35 календарных дней), срок предоставления ответа ДД.ММ.ГГГГ.
Также в ходе проверки установлено, что письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию администрации <данные изъяты> сельского поселения, направлялись с нарушением семидневного срока со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Из представленных материалов дела следует, что обращение ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № направлено для разрешения в администрацию Пермского муниципального района (комитет имущественных отношений) ДД.ММ.ГГГГ по истечению 14 календарных дней, ответ заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ; обращение ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № направлено для разрешения в администрацию <данные изъяты> муниципального района (комитет имущественных отношений) ДД.ММ.ГГГГ по истечению 14 календарных дней, ответ заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ; обращение ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № направлено для разрешения в администрацию <данные изъяты> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ по истечению 13 календарных дней, ответ заявителю также подготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Также в ходе проверки установлено, что при личном приеме Главой <данные изъяты> сельского поселения Шадриным В.В. не ведутся карточки личного приема граждан.
По нарушению Шадриным В.В. 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан в силу ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" из материалов дела следует, что;
1. по заявлению ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день истек срок давности привлечения к административной ответственности (срок предоставления ответа - до ДД.ММ.ГГГГ), но ответ направлен ДД.ММ.ГГГГ после получения ответа из администрации <адрес> (л. д. 145);
2. По обращениям ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № в деле имеются сведения о получении заявителями ответов: ФИО28 получил ДД.ММ.ГГГГ (л.д.134), ФИО29: получен ответ лицом по доверенности - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), таким образом, цель обращений заявителей в администрацию достигнута, истребуемые документы получены;
3. По заявлению ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №: ответ получен заявителем лично ДД.ММ.ГГГГ, длительное исполнение запроса связано с обращением в компетентные органы. Сроки предоставления ответа на запрос нарушены, но ФИО30 давались промежуточные ответы, что предусмотрено законом.
По нарушению ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 59-ФЗ о направлении письменных обращений, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию администрации <данные изъяты> сельского поселения в нарушение семидневного срока со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения из материалов дела
По нарушению ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 59-ФЗ о ведении при личном приеме Главой <данные изъяты> сельского поселения карточки личного приема граждан из материалов дела и пояснений Шадрина В.В., его представителя следует, что карточки приема действительно не ведутся, при этом ведется Журнал регистрации и контроля обращений граждан по личным вопросам (л.д.150). Согласно указанной нормы содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина, в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Таким образом, отсутствие карточек приема граждан влечет за собой нарушение права гражданина на всестороннее и своевременное рассмотрение его обращения.
Обстоятельства совершения правонарушения и вина главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Шадрина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена доказательствами, имеющимися в материалах дела: копиями решения Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об избрании главы <данные изъяты> сельского поселения» (л.д.19), Уставом <данные изъяты> сельского поселения (л.д.21-83), объяснениями специалистов и.о.главы <данные изъяты> с/поселения ФИО31. (л.д.8), консультанта администрации ФИО11 (л.д.9), ведущего специалиста ФИО12 (л.д.10), копиями заявлений ФИО4 (л.д.11), ФИО6 (л.д.1б) с отметками о регистрации в администрации <данные изъяты> с/поселения, копиями ответов специалистами с/поселения на сообщение ФИО5 (л.д.12,15), копией сообщения из комитета имущественных отношений (л.д.13).
Обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют о том, что Шадрин В.В. как глава администрации <данные изъяты> сельского поселения не организовал должного порядка рассмотрения обращений граждан и не осуществил контроль за исполнением. Порядок предоставления ответа на поступившее письменное заявление установлен законом и не может ставиться в зависимость от желания получить письменный ответ или от возможности явки за ответом лично.
Мировым судьей правильно квалифицированы действия Шадрина В.В.по ст. 5.59 КоАП РФ, как нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, установленных в ходе судебного заседания, суд считает, что данное правонарушение может быть признано малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формальнои содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».
При таких данных и учитывая, что совершенное главой <данные изъяты> сельского поселения Шадриным В.В., хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, по настоящее время ответы по заявлениям ФИО32, ФИО6, ФИО4, ФИО5 администрацией <данные изъяты> сельского поселения выданы, заявления ФИО8, ФИО9, ФИО13 переадресованы в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса, граждане информированы о переадресации, нарушение срока связано с необходимостью подготовки документов, выездом на земельные участки, отсутствие карточек приема граждан установлено, подтверждено, но при этом ведется Журнал регистрации и контроля обращений граждан по личным вопросам, размер и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, административное правонарушение является малозначительным.
Поэтому протест прокурора Пермского района удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7. ч.1 п.3 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 112 Пермского района Пермского края от 23.10.2012 года в отношении Шадрина В.В.– оставить без изменения, протест прокурора Пермского района без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья В.В. Неволин