ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 февраля 2021 г. п. Одоев Тульской области
Судья Одоевского районного суда Тульской области Романова И.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
должностного лица Степановой Марины Анатольевны, 06.05.1962 года рождения, уроженки г. Москва, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. Заводская д. 2, проживающей по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 18а, кв.9, работающей в должности и.о. главного врача Государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Одоевская центральная районная больница им. П.П. Белоусова», место осуществления деятельности: Тульская область, п. Одоев, ул. Дачная, д. 2, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
Степанова М.А., являясь и.о. главного врача ГУЗ «Одоевская ЦРБ им. П.П. Белоусова», нарушила действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнив санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, новой коронавирусной инфекции (COVID 19), в период осуществления на территории Тульской области ограничительных мероприятий, при следующих обстоятельствах.
В ходе проверки, проведенной Щекинским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Роспотребнадзора по Тульской области, 04.02.2021 с 11 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Дачная д. 2, выявлено, что и.о. главного врача ГУЗ ТО «Одоевская ЦРБ им. П.П. Белоусова» Степановой М.А. не обеспечен в полном объеме контроль за соблюдением требований санитарного законодательства, санитарно – противоэпидемического и дезинфекционного режимов: не организовано четкое разделение пациентов с симптомами, сходными с коронавирусной инфекцией от остальных пациентов при проведении рентгенологического исследования, медицинский персонал не обеспечен рабочей одеждой (не менее 3-х комплектов сменной одежды – халаты, шапочки), снижен контроль за соблюдением требований к сбору медицинских отходов: нарушается кратность смены одноразовых пакетов для сбора отходов класса Б (1 раз в смену), в технологическом журнале медицинских отходов класса Б регистратуры отсутствуют сведения о структуре и количестве образующихся отходов, сдача отходов класса Б проводится 1 раз в неделю (14.01.2021, 12.01.2021, 28.01.2021, 04.02.2021), в технологическом журнале учета медицинских отходов имеется запись о сдаче медицинских отходов класса Б из регистратуры только за 04.02.2021, одноразовые емкости (пакеты) не промаркированы надписью «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов, лица, сотрудники регистратуры, проводящие термометрию на входе в поликлинику, не обеспечены комплектами защитной одежды в зависимости от характера работ и категории профессионального риска
Установленные нарушения не соответствуют требованиям ст. 10, п.п. 1, 3 ст. 29 Федерального Закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; п. 15.15 разд. 1 СанПиН 2.1.3.2360-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п. 3.7, п.4.11, п.4.14, п.6.1, п.8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; п. 19.2 СП 3.1./3.2.3126-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п. 4.1 МР 3.1.0209-20 «Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)»; приложения 1 МР 3.1.0229-21 «Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях».
Зам. начальника Щекинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Роспотребнадзора по Тульской области ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Степановой М.А. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Степанова М.А., не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена телефонограммой.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судья приходит к выводу о надлежащем извещении Степановой М.А. о дате, времени и месте судебного разбирательства, и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, что согласуется с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В Российской Федерации обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.10 вышеуказанного Федерального закона, граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании п.п. 1,2,3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно п. 15.15 разд. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего.
Согласно п. 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» в схеме обращения с медицинскими отходами указываются: качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; порядок сбора медицинских отходов; порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
Отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. Для сбора органических, жидких отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия. В случае применения аппаратных методов обеззараживания в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, на рабочих местах допускается сбор отходов класса Б в общие емкости (контейнеры, пакеты) использованных шприцев в неразобранном виде с предварительным отделением игл (для отделения игл необходимо использовать иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели), перчаток, перевязочного материала и так далее (п.4.11).
При окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица (п.4.14).
Сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены. При использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток (п.6.1).
Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы: технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов; технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз; документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов; технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка (п. 8.2).
В соответствии с п. 19.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13» в медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Согласно п. 4.1 «МР 3.1.0209-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Методические рекомендации» в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, отделяют поток пациентов с признаками ОРИ от потока остальных пациентов. Для этого проводится информирование пациентов по телефону, с помощью сети Интернет, информационных печатных материалов о необходимости вызова врача на дом при симптомах ОРИ. При записи пациентов на прием собирается эпидемиологический анамнез (нахождение в карантине по случаю заболевания COVID-19, а также по контакту с больными COVID-19) и проводится опрос на наличие респираторных симптомов.
Главным государственным санитарным врачом РФ 18.01.2021 утверждены «МР 3.1.0229-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях. Методические рекомендации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (подп. «б» п. 3 Правил).
Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) подлежат, в том числе, должностные лица, допустившие нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вина и.о. главного врача ГУЗ «Одоевская ЦРБ им. П.П. Белоусова» Степановой М.А.. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, а именно:
-протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом – зам. начальника Щекинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Роспотребнадзора по Тульской области ФИО4 04.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в котором отражены место, время, обстоятельства совершения правонарушения, а также письменное объяснение Степановой М.А. о ее согласии с протоколом;
-копией обращения ФИО5 в адрес Государственной инспекции труда в Тульской области;
- протоколом осмотра помещений от 04.02.2021, составленным зам. начальника Щекинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Роспотребнадзора по Тульской области ФИО4, в присутствии понятых, в котором перечислены выявленные нарушения;
-копией технологического журнала учета медицинских отходов класса «Б», в соответствии с которым сдача упаковок с отходами класса Б проводится 1 раз в неделю – 14.01.2021, 12.01.2021, 28.01.2021, 04.02.2021;
- копией перечня спецодежды, спецобуви и защитных средств, выдаваемых сотрудникам;
-копией личной карточки учета выдачи СИЗ ФИО6, в соответствии с которой ей 20.03.2017, 13.11.2019, 03.02.2021 выдавались халаты в качестве СИЗ;
- копией приказа №860-М от 30.11.2018 о возложении обязанностей главного врача ГУЗ «Одоевская Центральная районная больница им. П.П. Белоусова» на Степанову М.А. с 01.12.2018 с предоставлением права первой подписи;
-фотоматериалом.
Протокол об административном правонарушении не содержит существенных и невосполнимых недостатков, по форме и содержанию соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, поскольку составлен должностным лицом, в силу ст.28.3 КоАП РФ, уполномоченным его составлять.
Приведенные доказательства получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, сомнений в своей достоверности не вызывают, и в своей совокупности подтверждают вину Степановой М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводов и доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, не представлено.
Совокупность собранных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о том, что должностное лицо Степанова М.А. нарушила действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнив санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на территории Тульской области ограничительных мероприятий, таким образом, ее действия судья квалифицирует по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При этом административное правонарушение совершено в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, квалифицировано должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ст. 1.5 КоАП РФ, могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
При назначении Степановой М.А. административного наказания, судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, данные о личности виновной, ее имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Назначение административного наказания основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления лица и предупреждения новых правонарушений, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая изложенное, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его имущественное положение, факт привлечения к административной ответственности впервые, судья приходит к выводу о назначении должностному лицу Степановой М.А. наказания в виде административного штрафа, в соответствии с принципом индивидуализации административной ответственности.
Поскольку в ходе рассмотрения дела исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, не установлено, размер штрафа назначается с учетом материального положения виновной и в пределах санкции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать должностное лицо Степанову Марину Анатольевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, которые перечислить по реквизитам: ГРКЦ ГУ Банк России по Тульской области г. Тула УФК по Тульской области (Управление Роспотребнадзора по Тульской области) КБК 141 1 16 0106101 0003 140 р/счет 40101810700000010107 БИК 047003001 ИНН 7107087889 КПП 710701001 ОКТМО МО г. Тула 70701000.
На основании ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предупредить Степанову М.А., что согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Одоевский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья