№2-118/2021 (№2-4464/2020)
УИД: 50RS0036-01-2020-005516-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» апреля 2021 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при ведении протоколов судебных заседаний: секретарем судебного заседания Коробовой А.Д., помощником судьи Зимневой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеевой Людмилы Алексеевны к ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» о признании действий незаконными, обязании выполнить действия,
установил:
Фадеева Л.А. обратилась в суд с требованиями признать действия управляющей организации ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» в д.20 по ул.Островского г.Пушкино Московской области по излишнему начислению стоимости услуги «Отопление» по квартире №223 незаконными, обязать ответчика начислять и предъявлять стоимость этой услуги в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, обязать ответчика произвести перерасчет стоимости услуги за период 2018 г., 2019 г., январь-август 2020 г., на сумму 53 821,97 руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 300 000 руб.
В обоснование иска указано, что истица является собственником квартиры №223 по адресу: МО г.Пушкино ул.Островского д.20, управляющей компанией которого является ответчик. В этом многоквартирном жилом доме установлен и находится в эксплуатации общедомовой прибор учета на отопление в составе приборов: тепловычислитель ВКТ 7, заводской номер 181278; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской номер 428156; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской номер 425712; комплект термосопротивлений РТ 100, заводской номер 39485. Истец не согласна с порядком начисления стоимости услуги по отоплению многоквартирного жилого дома и, в частности, по ее квартире, о чем она неоднократно обращалась к ответчику, однако во внесудебном порядке окончательно разрешить спор не представилось возможным. в связи с чем последовало обращение в суд.
В ходе рассмотрения дела представители истца по доверенностям Фадеев А.Ю., Морозова Л.А. требования иска поддержали в полном объеме, полагая их подтвержденными всеми представленными суду доказательствами, в том числе экспертным заключением. При этом поясняли, что применяемые управляющей организацией данные о показаниях общедомового учета по количеству потребленной тепловой энергии на отопление жилого дома не соответствуют фактическим показаниям прибора учета, предъявлены к оплате за услугу по отоплению в 1,5 раза больше фактически оказанной. К своему расчету оплаты этой услуги ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не представляет соответствующие показания прибора учета за спорный период, подтверждающие правильность определения стоимости услуги по отоплению. В расчете управляющая организация указывает сведения о показаниях ОДПУ по отоплению, которые не соответствуют данным снятия показаний ни за один календарный месяц расчета - суммарное фактическое показание ОДПУ за 2018 год составляет 1639,806 Гкал, управляющая организация в расчете приводит сведения о сумме 2234,32 Гкал (в том числе за май, июнь, июль, август 2018 года – в период, когда отопление МКД не осуществлялось). За 2019 год на отопление МКД фактически израсходовано 1288,823 Гкал по показаниям ОДПУ, управляющая организация в расчете указывает сумму Гкал на отопление 1854,1 Гкал (в том числе за май, июнь, июль, август 2019 года). Также по данным ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» имеются показания ОДПУ в июне, июле, августе 2020 года, что не может иметь место в период, когда отопление не осуществляется. За январь-октябрь 2020 года фактические показания ОДПУ составили 677,459 Гкал, по сведениям управляющей организации этот показатель - 1255,32 Гкал (в том числе за июнь, июль, август 2020 года). В «Справке о порядке начисления коммунальной услуги «Отопление» за период с 01.11.2017 по 31.10.2020 г. указаны нормативы, применяемые ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» при расчете стоимости отопления не по фактическим показаниям общедомового прибора учета. Так, в 2019 году при равномерном предъявлении платы за отопление следовало применять норматив 0,0102 Гкал/кв. м (по показаниям ОДПУ за 2018 год), в 2020 году - 0,0080 Гкал/кв. м (по показаниям ОДПУ за 2019 год). Независимо от применяемого способа оплаты услуги по отоплению (равномерно в течение календарного года или по показаниям ОДПУ в отопительный период) собственники и пользователи помещений жилого дома оплачивают стоимость услуги по отоплению по фактическим показаниям общедомового прибора учета, только в разный период времени: в течение года равномерно по показаниям ОДПУ за предыдущий год с перерасчетом по фактическому расходу тепловой энергии, или в течение отопительного периода по показаниям ОДПУ. Общая стоимость тепловой энергии на отопление за календарный год для собственника помещения от выбора способа оплаты никак не зависит. Ответчик предоставляет недостоверную информацию об использовании способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года собственниками многоквартирного дома г. Пушкино, ул. Островского, дом 20. С ноября 2017 года ответчик перестал использовать показания общедомового прибора учета при расчете стоимости услуги по отоплению и незаконно изменил способ оплаты услуги по отоплению. Представленные суду документы свидетельствуют, что управляющая организация ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» применяет недостоверные сведения по показаниям общедомового прибора учета и предъявляет к оплате стоимость услуги отопление в 2018 году больше фактической в 1,36 раз, в 2019 году больше 1,44 раз, в 2020 году больше в 1,86 раз. По вопросу площади отапливаемых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, дом 20 установлено, что в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию RU 50522107-04-Ю от 18.03.2013 площадь нежилых помещений составила 1112,1 кв. м; общая площадь жилых помещений (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) 12239,7 кв. м. Всего площадь отапливаемых помещений жилого дома 13351,8 кв. м. В квитанциях управляющей организации за период с января 2018 года по август 2019 года указано 13349,8 кв. м. Таким образом, ответчик весь период неправильно применял показатель площади отапливаемых помещений для определения стоимости услуги по отоплению. Излишне начисленная стоимость услуги по отоплению с 01.01.2018 по 31.08.2020, исходя из площади жилого дома 13351,8 кв. м, составила с учетом расчетов экспертов 53834,86 рублей. За спорный период истец не оплачивала только излишне предъявленную стоимость услуги по отоплению, о конкретных суммах перечисляемых денежных средств с разбивкой по видам услуг она сообщала в своих заявлениях, адресованных генеральному директору организации ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ». Все доказательства по делу подтвердили доводы иска в полном объеме.
Представитель ответчика Мамонова Е.В. в ходе рассмотрения дела против иска возражала по доводам, изложенным в письменном виде, с выводами экспертов не согласилась, при этом пояснила, что в силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Во исполнение Постановления правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и недопущения роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области было выпущено распоряжение от 13.09.2012 № 33 «О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории Московской области», которым регламентировано применение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, действующую по состоянию на 30.06.2012, то есть равномерно в течение календарного года. Данное Распоряжение утратило силу на основании Распоряжения Министерства ЖКХ Московской области от 19.12.2016 № 262-РВ. Согласно Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг», до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной области субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер оплаты за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного Постановления. На дату вступления в силу Постановления от 29.06.2016 № 603, еще действовало Постановление № 33 от 13.09.2012 г., которое утратило силу только в декабре 2016 г. Таким образом, управляющая компания не имела права игнорировать требования законодательства и была обязана производить начисления, исходя из расчета 1/12, то есть равномерно в течение года. Согласно Постановления правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги зависит от наличия или отсутствия индивидуальных и общедомовых приборов учета за конкретную услугу. В зависимости от наличия или отсутствия приборов учета, подлежат применению разные формулы расчета. Объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты данной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течении календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой ни на отопление в многоквартирном доме но показаниям коллективного домового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. В первом квартале года, следующего за отчетным, производится перерасчет платы за отопление, исходя из фактического показания приборов учета. Ни собственники жилых и нежилых помещений, ни управляющая организация не вправе самовольно изменять способ оплаты коммунальной услуги «отопление», который устанавливается субъектом РФ, а не Правилами № 354. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года был принят Администрацией Пушкинского муниципального района и является обязательным для исполнения управляющими организациями до принятия иного порядка расчетов. Все остальные доводы возражений на иск и на экспертное заключение так же поддержала в полном объеме.
Представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Московской области в суд не явился, о слушании дела извещены в порядке ст.113 ГПК РФ, суду представлено заключение на иск, где приведен установленный порядок расчетов по услуге «Отопление» в МКД (л.д.156-157 т.1).
Выслушав представителей сторон, опросив эксперта Багрову А.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями.
По смыслу ч. ч. 6.2 ст. 155, ч. ч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании частей 1, 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен VI Разделом Правил № 354.
Правилами № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом и нежилом помещениях, а также за коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Также определен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в жилом доме (домовладении).
Приложениями Правил № 354 утверждены методики расчета размера платы за отопление, холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также указаны требования к качеству коммунальных услуг.
Согласно пункту 67 Правил № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов…
Содержание платежного документа приведено в пункте 69 Правил № 354.
В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, в случае, установленном абзацем вторым пункта 40 Правил плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» утверждена примерная форма платежного документа.
Согласно п. 40 Правил № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В соответствии п. 42(1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2009 № 3475 «Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района» (далее – Постановление № 3475) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для граждан Пушкинского муниципального района.
Пунктом 42(1) Правил № 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
В соответствии с пунктами 45, 46 Правил № 354 плата за коммунальные услуги, предоставленными на общедомовые нужды не начисляется, если объем указанных услуг составит ноль, а также подлежит уменьшению, в случае если показания по общедомовому прибору учета коммунального ресурса за расчетный период меньше, чем сумма объемов, начисленных в жилых и нежилых помещениях (по показаниям индивидуальных приборов учета, норматива потребления или расчетного объема).
Исполнитель коммунальных услуг обязан уменьшить размер платы, начисленной в жилом помещении (квартире) на образовавшуюся разницу для отопления и газоснабжения, предоставленного на нужды отопления, пропорционально занимаемой потребителем общей площади помещения, пропорционально количеству проживающих граждан в жилом помещении для холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газоснабжения, предоставленного для приготовления пищи.
Уменьшение размера платы, начисленного в жилом помещении, может быть произведено вплоть до нуля. Излишки коммунальных ресурсов, в этом случае на следующий расчетный период не переносятся и не учитываются.
Порядок и случаи расчета размера платы с применением среднемесячных объемов показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета определен пунктами 59-60(1) Правил.
Согласно подпункту е) пункта 4 Правил № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Так, в соответствии с пунктом 42(1) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа (пункт 42(2) Правил N 354). В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. Пунктом 3 постановления N 603 было установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу данного постановления. Согласно пунктам 2.2 и 2.3 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления", с 01.01.2015 до введения в действие Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (нормативы на подогрев воды, нормативы тепловой энергии на приготовление горячей воды, нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды).
Установлено, что истица является собственником квартиры №223 по адресу: МО г.Пушкино ул.Островского д.20.
Управляющей организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по указанному адресу является Общество с ограниченной ответственностью «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» ИНН: 5038097390, КПП: 503801001, ОГРН: 11350038002263 (адрес местонахождения 141282, Московская область, г. Ивантеевка, ул. Новоселки-Слободка, дом 5, офис 46.
В указанном многоквартирном жилом доме установлен и эксплуатируется общедомовой прибор учета на отопление в составе приборов: тепловычислитель ВКТ 7, заводской номер 181278; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской номер 428156; преобразователь расхода ПРЭМ 80, заводской номер 425712; комплект термосопротивлений РТ 100, заводской номер 39485.
Настоящий судебный спор заявлен в связи с разногласиями собственника и управляющей организацией ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по вопросу порядка и обоснованности начисления стоимости услуги по отоплению.
В обоснование своих требований и возражений сторонами представлены суду:
разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU50522107-04-Ю от 18.03.2013 корпуса 1 многоэтажного жилого комплекса, инженерных сетей, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20 (л.д.9-11 т.2);
платежные документы ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по квартире 223 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20, за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 (л.д.52-84, 162-165 т.1);
платежные документы ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по квартире 223 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20, за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (л.д.12-71 т.2 );
- отчеты тепловычислителя ВКТ7 сет.№1 (заводской номер 181278) о суточных параметрах теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20, за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 (л.д.97-136 т.1);
- заявления Фадеевой Л.А. с расчетами фактической стоимости услуги «Отопление» от 16.05.2019 (вх. № 311 от 17.05.2019); от 02.07.2019 (вх. № 130 от 02.07.2019), от 06.08.2019 (вх. № 157 от 08.08.2019), от 04.09.2019 (вх. 188 от 04.09.2019), от 07.10.2019 (вх. № 213 от 07.10.2019), от 05.11.2019 (вх. № 225 от 05.11.2019), от 09.12.2019 (вх. № 239 от 10.12.2019),10.01.2020 (вх. № 01 от 10.01.2020), от 12.02.2020 (вх. № 22 от 12.02.2020), от 10.03.2020 (вх. № 41 от 11.03.2020), от 07.04.2020, от 05.05.2020 (л.д.11-33,49 т.1);
- ответ ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» (исх. № 66 от 12.05.2020) на обращения Фадеевой Л.А. (л.д.34-35 т.1);
- ответ ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» (исх. № 5 от 10.04.2019) на заявление Фадеевой Л.А. (л.д.50-51 т.1).
- расчет ответчика по отоплению по квартире № 223 Островского 20», справка ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» без № и даты «О порядке начисления коммунальной услуги «отопление» за период с 01.11.2017 по 31.10.2020 по квартире истца, сальдовая ведомость за период с ноября 2017 по октябрь 2020 (л.д.158-161 т.1).
В ходе рассмотрения дела представителями истца было заявлено о проведении по делу судебной бухгалтерской экспертизы (ходатайство в письменном виде приобщено к материалам дела), против чего представитель ответчика не возражала.
В силу ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, заключение экспертов является одним из доказательств, на основании которых суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела.
Во исполнение определения суда от 19.01.2021 экспертами АНО «Экспертно-правовой центр «Финансовые расследования и судебные экспертизы» представлено суду экспертное заключение, выводы которого были поддержаны в полном объеме экспертом Багровой А.Б. при опросе в судебном заседании.
Экспертное заключение выполнено группой экспертов:
Ефимов Сергей Владимирович, имеющий высшее экономическое образование, окончивший в 2002 году Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации по специальности «Финансы и кредит» (диплом ДВС 1021809, рег. № 139-с, от 26.06.2002); имеющий степень кандидата экономических наук (диплом серии ДКН № 151106, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2011 № 64/нк-5, диссертация на тему «Применение механизмов финансовых расследований в деятельности правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов»); являющийся соавтором учебного пособия для вузов «Судебно-экономическая экспертиза в уголовном процессе» (издательство «Юрайт», 2020 год); имеющий свидетельство на право самостоятельного производства финансово-аналитических экспертиз (подтверждено 23.10.2017, свидетельство № 101348, выдано ЦЭКК МВД России); имеющий сертификаты соответствия, выданные РФЦСЭ при Минюсте России № 7/2209 от 11.12.2020 «Исследование записей бухгалтерского учета», № 7/2210 от 11.12.2020 «Исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта»; имеющий стаж экспертной деятельности свыше 18 лет, в том числе в качестве заместителя начальника Управления экономических и строительно-технических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России (2011-2018 годы);
Багрова Анна Борисовна, имеющая высшее экономическое (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2002 г.), высшее юридическое образование (Международный институт экономики и права (г. Москва) 1998 г.), а также специализированное высшее образование в области антимонопольного и тарифного регулирования (ФГБОУВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (г. Москва) 2020 г., уровень подготовки – магистр, диплом с отличием по специальности «менеджмент», направление подготовки - «Управление в сфере антимонопольного и тарифного регулирования», член Союза судебных экспертов «Экспертный совет» (рег. № 97 от 25.01.2021), стаж судебно-экспертной деятельности свыше 10 лет;
Ушаков Виталий Игоревич, имеющий высшее экономическое, строительно-техническое и юридическое образование; окончивший в 2006 г. Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации по специальности «Финансы и кредит», в 2006 г. БГТУ им. В.Г. Шухова по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», в 2006 г. МИГУИП по специальности «Юриспруденция»; прошедший дополнительные курсы по повышению квалификации: Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертиза объектов недвижимости (МГСУ), Учет, анализ и налогообложение в кредитных организациях (МБШ ЦБ РФ), Управление государственными и муниципальными заказами (Финансовая академия при Правительстве РФ); имеющий стаж экспертной деятельности свыше 13 лет.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Совпадают ли фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: 141206, Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д. 20, кв. 223, с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с 01.01.2018 по 31.08.2020?
2. Определить, в каком порядке относительно правил, установленных действующим законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, управляющей организацией осуществляется начисление стоимости по услуге «отопление» по квартире истца.
3. Соответствует ли применяемый управляющей организацией порядок начисления стоимости по услуге «отопление» установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, способам оплаты этой услуги - по показаниям общедомового прибора учета или равномерно в течение календарного года?
4. Имеется ли в представленных управляющей компанией документах по расчету услуги «Отопление» изменение норматива, применяемого для расчета стоимости отопления в течение календарного года?
5. Соответствует ли производимый управляющей компанией перерасчет стоимости отопления, в том числе, по периодам перерасчета в квартире истца, способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим на территории города Пушкино в рассматриваемый период?
6. Произвести перерасчет платы за услугу «отопление» управляющей организацией по квартире истца (при наличии на то оснований).
В соответствии с ч.2 ст.86 ГПК РФ, если эксперты при проведении экспертизы установят имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых судом не были поставлены вопросы, судом предоставлено право включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
По итогам экспертных исследований эксперты пришли к следующим выводам.
По первому вопросу: представленные в материалах гражданского дела № 2-118/2021 фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, расположенного по адресу: 141206, Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20, кв.223 не совпадают с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с 01.01.2018 по 31.08.2020. Во всех платежных документах ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по квартире №223 за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 отсутствуют как фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, так и объемы тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам (пользователям) указанного жилого помещения, что противоречит требованиям пункта 69 Правил № 354.
По второму вопросу: ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» производит начисление стоимости по услуге «отопление» по квартире №223, исходя из фактических (не соответствующих показаниям прибора учета тепловой энергии, кроме тепловычислителя ВКТ7 сет.№1 (заводской номер 181278)) показаний прибора учета тепловой энергии за текущий календарный год, при этом к показаниям прибора учета тепловой энергии по услуге «отопление» за текущий календарный год ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» суммирует объемы тепловой энергии по услуге «ГВС» (подогрев холодной воды с целью обеспечения горячего водоснабжения), исходя из неподтвержденных данных.
По третьему вопросу: применяемый ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» порядок начисления стоимости по услуге «отопление» не соответствует установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, способам оплаты этой услуги – по показаниям общедомового прибора учета или равномерно в течение календарного года.
По четвертому вопросу: в представленных ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» документах по расчету услуги «Отопление» имеется изменение норматива, применяемого для расчета стоимости отопления в течение календарного года. Применяемый норматив ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не соответствует установленным Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2009 № 3475 «Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района» (в редакциях на момент выставления ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» платежных документов по квартире №223).
По пятому вопросу: производимый управляющей компанией перерасчет стоимости отопления, в том числе, по периодам перерасчета в квартире истца, не соответствует способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим на территории города Пушкино в рассматриваемый период, так как для расчета стоимости отопления в течение календарного года в квартире №223 за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» одновременно был применен принцип «по показаниям общедомового прибора учета», что исключает само по себе одновременное применение принципа «равномерно в течение календарного года» (т.е. с учетом равномерного распределения в течение календарного года объемов поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года).
По шестому вопросу: перерасчет платы за услугу «отопление» ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по квартире №223 многоквартирного дома составляет 53 834,86 рубля 86 копеек.
Экспертное заключение принято судом как допустимое, достоверное и достаточное доказательство по делу, которое согласуется с иными представленными суду доказательствами, выполнено экспертами, имеющими необходимую специальность и достаточный опыт экспертной работы, их заключение является достаточно и понятно мотивированным, обоснованным, имеет ссылки на примененные в ходе исследования методики, экспертиза выполнена при соблюдении требований, установленных гл.6 ГПК РФ.
Оснований для проведения по делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы, о чем ходатайствовала в итоговом судебном заседании представитель ответчика, судом не установлено. Все доводы ходатайства фактически направлены на иную оценку установленных в ходе экспертных исследований обстоятельств, однако ставить под сомнение столь мотивированные и обоснованные выводы проведенной по делу судебной экспертизы у суда оснований не имеется, при этом на все поставленные в судебном заседании перед экспертом Багровой А.Б. вопросы эксперт дала исчерпывающие мотивированные ответы, а так же пояснения об ошибочности доводов возражений, изложенных в письменном виде представителем ответчика.
Оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности требований иска по признании действий ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по порядку начисления стоимости услуг «Отопление» по квартире №223 в д.20 по ул.Островского г.Пушкино Московской области незаконными. При этом доводы возражений представителя ответчика на иск опровергаются всеми представленными суду доказательствами.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено и следует из объяснений сторон, что ответчиком учитывается принцип оплаты услуги «Отопление» за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Из изложенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не может учитываться при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует.
Как указано выше, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20, учет тепловой энергии, используемой для оказания услуги «Отопление», осуществляет прибор учета тепловой энергии - тепловычислитель ВКТ7 сет.№1 (заводской номер 181278), что подтверждено в том числе представленными ответчиком отчетами тепловычислителя о суточных параметрах теплоснабжения (л.д.97-136 т.1), где указан расход тепловой энергии только на отопление многоквартирного дома.
Отдельный прибор учета тепловой энергии, используемой для услуги «горячее водоснабжение» многоквартирного дома, отсутствует, то есть объем тепловой энергии, распределяемой на отопление и подогрев воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, фиксируется общедомовым прибором учета в целом, раздельного учета тепловой энергии, использованной на нужды отопления и для приготовления горячей воды, в данном случае не ведется. Это следует и из объяснений представителя ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ», что ответчик производит начисление стоимости по услуге «отопление» по квартире №223, применяя при этом принцип равномерного распределения в течение календарного года объемов поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года, что подтверждено представленным стороной ответчика расчетом отопления по квартире № 223 (л.д.159 т.1), при этом учитываются показания одного прибора учета тепловой энергии как за тепловую энергию, так и за горячее водоснабжение.
Представленные в материалах гражданского дела фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома не совпадают с объемами тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 с учетом того. Порядка, который установлен приведенными выше нормами права.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» производит начисление стоимости по услуге «Отопление» по квартире №223 за текущий календарный год в размере показаний, не соответствующих учтенным показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. Фактически к показаниям прибора учета тепловой энергии - тепловычислителя ВКТ7 сет.№1 (заводской номер 181278) - по услуге «отопление» за текущий календарный год ответчиком суммируются показания по услуге «ГВС» (подогрев холодной воды с целью обеспечения горячего водоснабжения) по правилам учета фактических показаний, однако такие сведения в материалах дела отсутствуют, подтверждения этим показаниям (по услуге «ГВС») в деле нет.
Фактически для расчета стоимости отопления в течение календарного года ответчиком был применен принцип «по показаниям общедомового прибора учета», что исключает само по себе одновременное применение принципа «равномерно в течение календарного года», т.е. с учетом равномерного распределения в течение календарного года объемов поставленной тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с последующим пересчетом по фактическим показаниям прибора учета в первом квартале следующего за отчетным года.
Такой порядок не соответствует способам, установленным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и правилам, действующим в рассматриваемый период времени на территории города Пушкино.
Во всех платежных документах ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по квартире истца за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 отсутствуют как фактические показания общедомового прибора учета на отопление многоквартирного дома, так и объемы тепловой энергии на отопление, которые предъявляются к оплате управляющей организацией собственникам (пользователям) указанного жилого помещения.
Такие действия ответчика свидетельствуют и о нарушении требований приведенных выше п.69 Правил № 354 и Приказа № 43/пр к обязательному объему информации, содержащейся в платежном документе.
Управляющая компания вправе претендовать на возмещение расходов на оплату поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии в межотопительный период), отсутствие норматива потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды для МКД не является основанием для запрета начисления платы за фактическое использование горячего водоснабжения на общедомовые нужды, но в таком случае это должно соответствовать объему затрат, который можно определить по показаниям общедомового прибора учета.
В рассматриваемой ситуации данные правила ответчиком не соблюдены.
Кроме того, в ходе проведенных исследований экспертами установлено, что в представленных ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» документах по расчету услуги «Отопление» имеется изменение норматива, применяемого для расчета стоимости отопления в течение календарного года, применяемый норматив ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» не соответствует установленным Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03.12.2009 № 3475 «Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района».
Суд отклоняет возражения представителя ответчика в той части, что эксперты не учли изменения в указанном Постановлении, поскольку из исследовательской части судебного заключения с очевидностью следует учет экспертами разных редакций этого постановления на момент выставления ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» платежных документов по квартире №223 за рассматриваемый спорный период, о чем так же поясняла эксперт Багрова А.Б. при опросе судом.
Относительно требований иска об обязании ответчика начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по квартире №223 в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета суд приходит следующим выводам.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", начисление платы за отопление на территории Московской области в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, производится в течение отопительного периода.
Этим Постановлением пункт 42 (1) Правил был изложен в новой редакции, согласно которой оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по фактическому потреблению коммунального ресурса, а предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Таким образом, установленный новый порядок определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядок его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) подлежит применению только при условии принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Между тем, в рассматриваемом случае компетентным органом государственной власти Московской области - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не было принято решение об изменении на территории Московской области способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Суд не может согласиться с заключением ГУ ГЖИ МО о распространении на рассматриваемые правоотношения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течении календарного года, поскольку до момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации (на что ссылается в своем заключении инспектор) были наделены полномочиями принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, но исключительно в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 857).
Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 11.12.2012 N 3777 "О внесении изменений в постановление Администрации Пушкинского муниципального района от 03.12.2009 N 3475 "Об утверждении и введении в действие размера платы за содержание и ремонт жилых помещений гражданами городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района" установлено, что на территории городских и сельских поселении Пушкинского муниципального района при расчетах с абонентами и потребителями коммунальной услуги - теплоснабжения, действуют тарифы и нормативы, исходя из способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (примечание N 4 к нормативам потребления коммунальных услуг для граждан Пушкинского муниципального района).
Необходимо учитывать, что полномочиями устанавливать способы осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) располагает исключительно орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
Как указано выше, в рассматриваемом случае компетентным органом государственной власти Московской области не было принято решения об осуществлении на территории г. Пушкино способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг". Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 11.12.2012 года N 3777 были утверждены нормативы, которые обязаны применять управляющие компании, ТСЖ, ЖСК для расчета размера платы за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения при отсутствии приборов учета, а не установлен способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению.
Ссылка представителя ответчика и инспектора ГУ ГЖИ МО на порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, установленный Распоряжением Минстройжилкомхоза МО от 13.09.2012 года N 33 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории МО", несостоятельна, поскольку данное распоряжение утратило силу в связи с принятием распоряжения Министерства ЖКХ МО от19.12.2016 №262-РВ.
При изложенных обстоятельствах требования иска об обязании ответчика начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по квартире №223 в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета так же подлежат удовлетворению.
По итогам рассмотрения дела суд так же соглашается с правильностью заявленной истцом к перерасчету денежной суммы, определенной экспертами в размере 53 834,86 руб., в обоснование чего приведен подробный расчет, признанный судом правильным (приложение к экспертному заключению).
При этом суд учитывает следующие юридически значимые обстоятельства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №RU50522107-04-Ю от 18.03.2013 корпуса 1 многоэтажного жилого комплекса, инженерных сетей, расположенного по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Островского, д.20 (л.д.9-11 т.2) общая площадь жилых помещений, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, составляет 12239,7 кв.м., площадь нежилых помещений – 1112,1 кв.м, что в общей сложности составляет 13351,8 кв.м (12239,7 кв.м+ 1112,1 кв.м).
В платежных документах ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг по квартире №223 за период с 01.01.2018 по 31.08.2020 (л.д.52-84, 162-165 т.1) в графе «площадь жилых помещений дома» указано не 12239,7 кв.м, а иная площадь (чаще всего 13349 кв.м), при этом в графе «площадь нежилых помещений дома» площадь нежилых помещений указана одинаково в соответствии с разрешительной документацией - 1112,1 кв.м.
Допустимых доказательств изменения размера общей жилой площади МЖД ответчиком суду представлено не было.
Площадь квартиры истца за период с 01.01.2018 по 31.08.2020, исходя из представленных документов, не изменялась, что не оспаривалось сторонами.
При расчете экспертами были применены утвержденные Комитетом по ценам и тарифам Московской области тарифы.
На 2018 год:
- с 01.01.2018 по 30.06.2018 ОАО «Пушкинская теплосеть» в размере 2457,59 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 303-Р от 19.12.2017, приложение № 2 пункт 247);
- с 01.07.2018 по 31.12.2018 ОАО «Пушкинская теплосеть» в размере 2544,44 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 303-Р от 19.12.2017, приложение № 2 пункт 247).
На 2019 год:
- с 01.01.2019 по 30.06.2019 ОАО «Пушкинская теплосеть» в размере 2554,44 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 369-Р от 19.12.2018, приложение № 2 пункт 237);
- с 01.07.2019 по 31.07.2019 ОАО «Пушкинская теплосеть» в размере 2623,92 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 369-Р от 19.12.2018, приложение № 2 пункт 237);
- с 01.08.2019 по 31.12.2019 ООО «Газпром теплоэнерго МО» в размере 2763,96 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 169-Р от 19.07.2019, пункт 4).
На 2020 год:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 ООО «Газпром теплоэнерго МО» в размере 2763,96 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 169-Р от 19.07.2019, пункт 4);
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 ООО «Газпром теплоэнерго МО» в размере 2976,78 руб./Гкал (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области № 383-Р от 18.12.2019).
При этом экспертами отмечено, что все тарифы были правильно использованы ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» при расчете платы за услугу «отопление» и верно указаны в платежных документах, за исключением тарифа на июль 2019 года (2554,44 руб./Гкал вместо 2623,92 руб./Гкал), ошибка в применении которого объясняется тем, что до июля 2019 года в городском округе Пушкино поставщиком услуги «тепловая энергия» являлось ОАО «Пушкинская теплосеть», расчет платы производился в соответствии с тарифом, утвержденным для ОАО «Пушкинская теплосеть», а с июля 2019 года поставщиком услуг для жителей Пушкино стало ООО «Газпром теплоэнерго МО», для которой распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области № 169-Р от 19.07.2019 был утвержден новый тариф, применяемый после 29 июля 2019 года (по истечение 10 календарных дней с момента его опубликования). Однако ответчиком начисления по услуге «отопление» за июль 2019 года производились по тарифу, утвержденному с 1 июля 2019 года для ОАО «Пушкинская теплосеть» - 2 623,92 руб,/Гкал. согласно действующему распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об установлении тарифов на горячую воду на 2019 год» от 19.12.2018 года № 374-Р.
При изложенных обстоятельствах требования иска об обязании ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» произвести истцу перерасчет стоимости услуги «Отопление» за заявленный период с исключением излишние начисленной суммы в размере 53 834,86 руб. так же подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
При разрешении вопроса о компенсации морального вреда суд учитывает, что достаточным условием для удовлетворения такого иска является установленный в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком прав истца, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, определяя ее размер, исходя из фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, в сумме 30 000 руб.
Оснований для взыскании заявленного размера компенсации в сумме 300 000 руб. суд не усматривает.
При этом суд так же соглашается с доводами представителей истца о принятии ко вниманию при определении степени моральных страданий истицы недобросовестное поведение ответчика, который в период рассмотрения настоящего судебного спора инициировал процедуру ограничения истца в предоставлении коммунальных услуг, мотивируя эти действия наличием долга на заявленную по иску сумму перерасчета.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Действия ответчика, который в период рассмотрения настоящего судебного спора инициировал процедуру ограничения истца в предоставлении коммунальных услуг с указанием на оспариваемую по делу сумму долга нельзя признать добросовестными.
В связи с отказом ответчика в добровольном порядке выполнить требования потребителя, руководствуясь положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 15 000 руб., оснований для применения положения ст.333 ГК РФ при установленных по делу фактических обстоятельств спора не имеется.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Пушкинского городского округа Московской области пропорционально удовлетворенным требованиям (имущественного и неимущественного характера) в общей сумме 2415,05 руб. (1815,05 руб. + 300 руб. + 300 руб.).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Фадеевой Людмилы Алексеевны к ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» о признании действий незаконными, обязании выполнить действия удовлетворить частично.
Признать действия ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» по порядку начисления стоимости услуги «Отопление» по квартире №223 в д.20 по ул.Островского г.Пушкино Московской области незаконными.
Обязать ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» начислять и предъявлять стоимость услуги «Отопление» по квартире №223 в д.20 по ул.Островского г.Пушкино Московской области в отопительный период на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии впредь до изменения юридически значимых обстоятельств, влияющих на данный порядок и обязательных для исполнения сторонами спора.
Обязать ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» произвести перерасчет стоимости услуги «Отопление» по квартире №223 в д.20 по ул.Островского г.Пушкино Московской области за период 2018 год, 2019 год, январь-август 2020 года с исключением излишние начисленной суммы в размере 53 834,86 рубля.
Взыскать с ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» в пользу Фадеевой Людмилы Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф 15 000 руб.
Во взыскании компенсации морального вреда в размере, превышающем установленный судом, - отказать.
Взыскать с ООО «ГРАД УПРАВЛЕНИЕ» государственную пошлину в доход бюджета Пушкинского городского округа Московской области пропорционально удовлетворенным требованиям (имущественного и неимущественного характера) в общей сумме 2415,05 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 19.04.2021.
Судья