Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года Кировский районный суд г.Самары в составе:
Председательствующего судьи Андриановой О.Н.,
При секретаре Бузыкиной Д.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1400/20 по иску Ищенко Р.В. к ООО «Газпром межрегион Самара», ОАО «Самарагаз» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Ищенко Р.В. обратилась в суд к ООО «Газпром межрегион Самара» о защите прав потребителя, мотивировав свои требования тем, что она проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Организацией, выставляющей счета на оплату жилищных услуг за газоснабжение является ООО «Газпром межрегионгаз Самара». В соответствии со ст.8 закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать необходимую информацию об услугах. Общая сумма задолженности, которая числится за истцом по платежным документам ответчика, по состоянию на декабрь 2019 года значится в размере 88 191 рубль 50 копеек. Однако у истца отсутствует задолженность перед ответчиком, поскольку истец оплачивает услуги за газоснабжение в полном объеме согласно показаниям прибора учета, что подтверждается чеками об оплате. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении сверки расчетов о задолженности. Однако ответчик акт сверки расчетов не предоставил. ДД.ММ.ГГГГ истцом от ответчика был получен ответ, в котором указано, что начисление платы за газ происходит по тарифу, так как истец якобы не допустил в свое помещение должностных лиц ОАО «Самарагаз» для проверки показаний счетчика. Ответчик ООО «Газпром межрегион Самара» действовал недобросовестно, так как выставлял плату за фактически не оказываемые услуги. Просит суд признать задолженность Ищенко Р.В. в размере 88 191 рубль 50 копеек перед ООО «Газпром межрегион Самара» по состоянию на декабрь 2019 года за газоснабжение отсутствующей.
В ходе судебного разбирательства к участию в дело в качестве соответчика было привлечено ОАО «Самарагаз», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Ищенко А.В.
В судебное заседание истец не явилась, извещен надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам. В предварительном судебном заседании истец исковые требования поддерживала в полном объеме, поясняла, что оплата по договору последний раз была произведена ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 000 рублей и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 000 рублей. Ответчиком не была доведена до нее информация о том, что задолженность ей начисляется по нормативу, а не по счетчику. Все оплаты она производит по показанию счетчика, который был установлен и опломбирован в 2014 году. На проверку счетчика к ней никто не приходил.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Самарагаз» не явился, извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия. Так же предоставил возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Газпром межрегион Самара» не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
В судебное заседание третье лицо Ищенко А.В. не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Федеральный закон от дата N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (абзац третий части второй статьи 8).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Статья 426 ГК РФ относит договор энергоснабжения к публичным договорам и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункты 1 и 4).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 названного Кодекса).
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).
Таким образом, Правила являются обязательными как при заключении, так и при исполнении договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правила закрепляют требования к содержанию договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предусматривают указание в договоре типа установленного прибора учета газа (при наличии), место присоединения его к газопроводу, а также в качестве его существенного условия периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (подпункт "к" пункта 15, подпункт "д" пункта 16).
Следовательно, установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу удостоверяет соответствие места фактического присоединения прибора учета месту, определенному в договоре в качестве его существенного условия.
Статья 2 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет форму подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Таким образом, установка пломбы на месте, где прибор учета присоединен к газопроводу, является формой подтверждения соответствия места размещения этого прибора проектному положению, предусмотренному договором и обеспечивающему его готовность к надлежащей эксплуатации в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за потребленный газ.
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ и пункт 1 статьи 544 ГК РФ предписывают определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 в целях реализации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).Следовательно, прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы.
В Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549, говорится о двух видах пломб: о пломбах прибора учета газа, установленных заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, и пломбах, установленных поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу. Только при их сохранности определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа (пп. "б" п. 25). Документом также утверждено, что установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу является обязанностью поставщика газа, но производится за его счет только в первый раз. Последующие установки пломб (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. "б" п. 22). Рассматриваемый нормативный акт регулирует отношения по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N 549 в пункте 55 установлена обязанность поставщика газа о проведении проверок не реже одного раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Такая проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения (п. 56). Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
Пункт 62 названных Правил устанавливает, что в случае если абонент, объем поставки газа, которому определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки. Результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются определенные Правилами сведения (п. 59). Пункт 60 Правил регламентирует, что акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Судом установлено, что истец проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Между ОАО «Самарагаз» и Ищенко Р.В. были заключены договоры на поставку газа потребителю №. Данный договор считается заключенным на неопределенный срок. Согласно указанному договору основной обязанностью абонента является оплата за потребленный газ.
Статьей 539 ГК РФ определен предмет договора газоснабжения, а именно: по договору газоснабжения газоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятый газ, а также соблюдать предусмотренный договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении газовых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением газа. Свои обязанности по поставке газа ОАО «Самарагаз» осуществляло исправно.
В здании, расположенном по адресу: <адрес>. начисление оплаты за газ производилось исходя из фактически потребленного объема газа в соответствии с показаниями установленного прибора учета газа.
В соответствии с п.п. «а» н. 23 Правил поставки газа для обеспечения коммунально бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, поставщик газа вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены газовые приборы и оборудование.
В соответствии с п. 62 Правил поставки таза, в случае, если абонент, объем поставки газа которому определяется no показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчет объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.
Право поставщика па проведение проверки неразрывно связано с обязанностью абонента обеспечить доступ представителей поставщика к прибору учета и газоиспользуюшсму оборудованию.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ОАО «Самарагаз» направило уведомление о проведении проверки условий газопотребления, которая назначена на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений с простым уведомлением от 24.10.2017г.
Указанные обстоятельства истцом Ищенко Р.В. не опровергнуты, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика были предприняты меры по направлению в адрес истца юридически значимого сообщения, получение которого в силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, зависело от абонента.
Однако, в указанную в уведомлении дату абонент не обеспечил доступ представителен поставщика газа к газоиспользующему оборудованию и Прибору учета, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ агентский договор между ОАО «Самарагаз» и ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» был расторгнут.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ функции поставщика газа на территории г.Самары и Самарской области осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Самара».
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Самара» осуществляет газоснабжение помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьями 540, 539, 544 и 548 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин, использующий газ для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения в установленном порядке к присоединённой сети, абонент обязан производить оплату стоимости потреблённого природного газа в полном объёме и в установленные сроки.
С ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Самарагаз» в связи с не допуском в жилое помещение перевел абонента на тарифные начисления.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ был произведён обмер отапливаемой площади, данные изменены с 92,6 кв.м. на 126 кв.м., соответственно были произведены начисления на сумму 15 225 рублей 113 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ согласно акту замены прибора учета газа, счетчик был заменен и восстановлен в программе «Расчеты с населением» с показаниями 0 м3.
На момент замены прибора учета газа с учетом тарифных начислений и осуществленных оплат, по л/счету №, имеется задолженность в сумме 88191 рублей 50 копеек.
Истец, ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей», с данной задолженностью не согласна, просит признать данную задолженность отсутствующей, поскольку как следует из текста искового заявления и пояснений истца, задолженность у истца перед ответчиками за газоснабжение отсутствует в полном объеме, так как оплата производилась по показаниям прибора учета.
В силу пп. "в" п. 21 Правил на абонента возложена обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
При этом пп. "в" п. 25 Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих обстоятельств, в том числе, если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Согласно п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В силу абз. 2 п. 86 Правил, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Однако, суд полагает необоснованной ссылку истца на Закон «О защите прав потребителей» применительно к указанным правоотношениям, поскольку истец фактически оспаривает наличие имеющейся у нее задолженности по договору газоснабжения.
Разрешая спор по существу, суд руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из того, что поскольку истец не осуществил доступ в 2017 году ОАО «Самарагаз» в жилое помещение, отсутствие возможности проведения поверки сотрудниками ОАО «Самарагаз» индивидуального прибора учета истца, его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Задолженность абонента перед поставщиком по оплате услуг по поставке газа в соответствии с расчетом по нормативам по вышеуказанной причине нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а надлежащие доказательства незаконности действий поставщика и подрядчика по отношению к абоненту установлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии для удовлетворения требований Ищенко Р.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Ищенко Р.В. к ООО «Газпром межрегион Самара», ОАО «Самарагаз» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.Н. Андрианова