Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2015 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Семеновой О.В.,
при секретаре Карповой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-880/2015 по иску Антипиной Н.В. к Отделу образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Тополек» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Антипина Н.В. обратилась в суд с иском к Отделу образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района о взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование требования указала, что работает в детском саду «Тополек» <данные изъяты>. Ее заработная плата составляет <данные изъяты> руб. С 01.01.2015 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5965 руб. Северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда, в которую входят все иные выплаты, кроме указанных, что должно составлять 13123 руб. Сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы с января по июль 2015 г. составляет <данные изъяты> руб., подлежит взысканию в ее пользу в полном объеме.
Определением о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 14.10.2015 г. к участию в деле по иску Антипиной Н.В. в качестве соответчика привлечено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек».
Истец Антипина Н.В. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель соответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Тополек» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии со ст. 315 указанного Кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьями 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате, процентной надбавки к заработной плате.
Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закреплено положение о том, что настоящий закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
При этом минимальный размер оплаты труда установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации, и не может включать в себя компенсации, установленные для регионов Севера.
Включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, по мнению суда, недопустимо на том основании, что при этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районные коэффициенты и северные надбавки, с заработной платой, выплачиваемой работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями, расположенными в Иркутской области на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодателем в статье 133 ТК РФ установлены основные гарантии, а именно минимальный размер оплаты труда одновременно на всей территории Российской Федерации.
При этом законодатель установил дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе, в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, гарантировав выплаты районных и северных надбавок к заработной плате.
Иной подход означал бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей, что противоречит положениям статьи 2 Трудового кодекса РФ.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2015 г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 руб. в месяц.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, Казачинско-Ленский район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно решению Иркутского областного СНД от 17.06.1991 г. № 260 «О районном регулировании заработной платы в Бодайбинском, Казачинско-Ленском, Катангском, Киренском и Мамско-Чуйском районах Иркутской области» на территории Бодайбинского, Казачинско-Ленского, Катангского, Киренского и Мамско-Чуйского районов установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,7.
Судом установлено, что Антипина Н.В. работает в МДОУ детский сад «Тополек» в должности <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из приказа (распоряжения) № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, расчетных листов от ДД.ММ.ГГГГ, должностной оклад Антипиной Н.В. составляет <данные изъяты> руб., установлены: 50% - надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях), 70% - районный коэффициент к заработной плате, 25% - надбавка за работу в сельской местности.
Согласно расчетным листам Антипиной Н.В. в январе 2015 г. начислена заработная плата в размере <данные изъяты> руб., феврале 2015 г. - <данные изъяты> руб., марте 2015 г. - <данные изъяты> руб., апреле 2015 г. - <данные изъяты> руб., мае 2015 г. - <данные изъяты> руб. (без учета отпускных), июне 2015 г. - <данные изъяты> руб., июле 2015 г. - <данные изъяты> руб.
При этом оклад составляет <данные изъяты> руб.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит требование Антипиной Н.В. к Отделу образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Тополек» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежащим удовлетворению частично.
Разрешая ходатайство представителя Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, изложенное в возражениях на исковое заявление, об отказе в удовлетворении требования Антипиной Н.В. о взыскании недоначисленной заработной платы в связи с попуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к следующему.
Исходя из статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Гарантируя гражданам право на труд и судебную защиту, государство посредством правового регулирования установило и обязанность граждан по добросовестному использованию принадлежащих им прав, в том числе специальные сроки для обращения в суд за их восстановлением, а также право суда отказать в восстановлении процессуального срока, если причины его пропуска будут признаны неуважительными.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В рассматриваемом споре истцом оспаривается порядок начисления заработной платы в спорный период январь - июль 2015 г. То есть возникает спор о праве, для защиты которого законодателем предусмотрены специальные сроки, подлежащие применению по заявлению ответчика. В данном случае отношения сторон регулируются трудовым законодательством, предусматривающим специальные сроки для обращения с исками в суд о защите нарушенных трудовых прав работников.
Заработная плата, которую истец просит взыскать, не начислена и не выплачена, поэтому срок обращения в суд за защитой нарушенного права в данном случае учитывается в течение трех месяцев со дня, когда истец узнал о нарушении ответчиком своего права.
Представленные суду расчетные листы за январь - июль 2015 г. датированы 24.08.2015 г., исковое заявление подано в суд 09.10.2015 г., что подтверждается входящим штампом суда на заявлении, то есть в пределах трехмесячного срока.
Следовательно, удовлетворение судом заявленного искового требования (включая весь спорный период) в случае его обоснованности, срок предъявления которого не пропущен, соответствует закону и общеправовым принципам разумности и справедливости.
Обсуждая вопрос об обоснованности требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период январь - июль 2015 г., суд приходит к следующему.
С 01.01.2015 г. Антипиной Н.В. подлежит начислению заработная плата в размере 13123 руб. (5965 руб. х 2,2 (районный коэффициент и северная надбавка)).
Как следует из расчетных листов за январь, февраль, апрель, июль 2015 г., Антипиной Н.В. за фактически отработанное время начислена заработная плата в размере по <данные изъяты> руб. за каждый месяц.
Соответственно задолженность по заработной плате перед Антипиной Н.В. за январь, февраль, апрель, июль 2015 г. за фактически отработанное время составляет (13123 руб. - <данные изъяты> руб.) по <данные изъяты> руб. за каждый месяц.
Как следует из расчетного листа за март 2015 г., Антипиной Н.В. за фактически отработанное время начислена заработная плата в размере <данные изъяты> руб.
Соответственно задолженность по заработной плате перед Антипиной Н.В. за март 2015 г. за фактически отработанное время составляет (13123 руб. - <данные изъяты> руб.) <данные изъяты> руб.
Как следует из расчетного листа за май 2015 г., Антипиной Н.В. за фактически отработанное время начислена заработная плата в размере <данные изъяты> руб.
Соответственно задолженность по заработной плате перед Антипиной Н.В. за май 2015 г. за фактически отработанное время составляет (13123 руб. - <данные изъяты> руб.) <данные изъяты> руб.
Как следует из расчетного листа за июнь 2015 г., Антипиной Н.В. за фактически отработанное время начислена заработная плата в размере <данные изъяты> руб.
Антипина Н.В. в июне 2015 г. отработала <данные изъяты> дней (при норме 21 день).
Таким образом, Антипиной Н.В. должна быть начислена заработная плата за июнь 2015 г. по формуле: 5965 руб. х 2,2 (северная надбавка, районный коэффициент) : 21 день х <данные изъяты> дней = <данные изъяты> руб.
При таких обстоятельствах задолженность по заработной плате перед Антипиной Н.В. за июнь 2015 г. за фактически отработанное время составляет (<данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб.) <данные изъяты> руб.
Общая сумма недоначисленной заработной платы, подлежащая взысканию в пользу Антипиной Н.В., составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 4 + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.).
Суд считает необходимым взыскать сумму задолженности с соответчика, являющегося непосредственным работодателем истицы - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Тополек», поскольку именно с данным Учреждением истец состоит в трудовых отношениях, согласно приведенным выше правовым нормам именно на работодателе лежит обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МДОУ детский сад «Тополек» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Антипиной Н.В. к Отделу образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Тополек» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Тополек» в пользу Антипиной Н.В. недоначисленную заработную плату за январь - июль 2015 г. в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Тополек» государственную пошлину в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района в размере <данные изъяты> руб.
В остальной части требование Антипиной Н.В. о взыскании недоначисленной заработной платы оставить без удовлетворения.
Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района от ответственности по делу по иску Антипиной Н.В. освободить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.В. Семенова