УИД 63RS0038-01-2022-001954-56
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года г.Самара
Судья Кировского районного суда г. Самары Башмакова Т.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-1475/2022 (УИД63RS0038-01-2022-001954-56), предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Васильевой С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, работающей офис-менеджером <данные изъяты>», зарегистрированной по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., Васильева С.Г., ДД.ММ.ГГГГ. в период времени с 14.00 до 15.40 часов, являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от сквера «Шанхай» (<адрес> – <адрес> – <адрес> – пл.Героев 21 Армии в <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления, двигаясь в колонне участников шествия, не выполнила законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п. 1.7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г.Самара о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушила установленный п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «Порядок проведения публичного мероприятия», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание лицо привлекаемое к административной ответственности – Васильева С.Г. вину свою не признала, пояснив, что 27.02.2022г. с дочерью шла рядом, не в толпе, ее не задерживали. На составление протокола об административном правонарушении не явилась, т.к. была занята на работе.
Свидетель Филипенко С.Н. в судебном заседании пояснил, что работает в должности участкового уполномоченного Отдела полиции № 1 Управления МВД России по г. Самаре. ДД.ММ.ГГГГ. в отдел полиции доставлены граждане, принимавшие участием в несанкционированном публичном мероприятии на пл.Героев 21 Армии, среди которых была Васильева С.Г., он ее опросил.
Свидетель Филиппенко В.И. в судебном заседании пояснил, что является полицейским 2 роты ППСМ, ДД.ММ.ГГГГ. был на митинге-шествии, он был с громофоном, видел гражданку Васильеву С.Г., она была у Шанхая, находилась вместе с людьми.
Свидетель Куликова Я.Я.В. в судебном заседании пояснила, что является полицейским ППСМ и ДД.ММ.ГГГГ. митинг – шествие планировался в сквере <адрес>, но потом в 14 часов перенесен в сквер <адрес>, где проводился до 16 часов. Она была с громоковорителем, просила граждан разойтись, предупреждала о совершении им административного правонарушения. Видела гражданку Васильеву С.Г., которая все время была в толпе, больше часа. Люди выкрикивали лозунги «Нет войне», были плакаты. В районе фонтанов на <адрес> проходила.
Свидетель Тетекин А.А. в судебном заседании пояснил, что работает главным консультантом в Управлении по работе с обращениями граждан Аппарата Администрации г.о.Самара. ДД.ММ.ГГГГ он был в сквере <адрес>, в 14 часов начали собираться люди, он стал объявлять, что их публичное мероприятие является несанкционированным, просил разойтись. Была ли в тот день Васильева С.Г., не может пояснить.
Выслушав Васильеву С.Г., свидетелей, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе видеозапись, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Статьи 5 и 7 Федерального закона N 54-ФЗ обязывают организатора публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ, является в соответствии с пунктом 3 статьи 16 настоящего Федерального закона основаниям для прекращения публичного мероприятия.
Пунктами 1 и 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Согласно части 2 и 4 статьи 17 Федерального закона N 54-ФЗ в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.07.2016 N 1428-О... такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Статьей 8 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 1 постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021г № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области» определена территория, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - в границах Самарской области.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Васильева С.Г., ДД.ММ.ГГГГ. в период времени с 14.00 до 15.40 часов, являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от сквера <адрес>» (<адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> в <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления, двигаясь в колонне участников шествия, не выполнила законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п. 1.7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г.Самара о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушила установленный п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «Порядок проведения публичного мероприятия», то есть участвовал в публичном мероприятии, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющую опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющуюся в нарушении функции дыхательной системы вплоть до летального исхода.
Суд, исследовав имеющиеся по делу доказательства, считает вину Васильевой С.Г., в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленной и полностью доказанной, что подтверждается следующей совокупностью соответствующих доказательств: протоколом об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ. составленным в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уполномоченным на то должностным лицом –УУП ОП № 1 Управления МВД России по г. Самаре Филипенко С.Н.; рапортом полицейского 3 мобильного взвода ППСП Управления МВД России по г. Самаре Дисоновой О.Ж., согласно, которому ею во время несения службы была задержана Васильева С.Г., которая участвовала в несанкционированном публичном мероприятии в нарушении Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, а также постановления Губернатора Самарской области от №258 от 21.10.2021г.; протоколом о доставлении от 27.02.2022г. Васильевой С.Г. в связи с выявлением административного правонарушения; ответом Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о не поступлении в Администрацию г.о.Самара уведомлений о проведении публичных мероприятий в форме шествия ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по маршруту сквера «Шанхай» (<адрес>) – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> в <адрес>; протоколами опроса свидетелей Куликовой Я.В.; Тетекина А.А.; Филиппенко В.И., предупрежденными об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ о том, что 27.02.2022г. в сквере «Шанхай» люди в количестве примерно 100 человек организовали несанкционированное публичное мероприятие в форме «Шествия» по маршруту от сквера «Шанхай» до пл.Героев 21 Армии, в адрес которых неоднократно осуществлялось предупреждение с использованием средств усилителя речи о недопустимости проведения публичного мероприятия не согласованного с органом местного самоуправления, а также выдвигались требования о прекращении противоправных действий, на которые участники мероприятия не реагировали; копией паспорта на имя Васильевой С.Г.; актом осмотра видео, согласно которому зафиксировано участие Васильевой С.Г. ДД.ММ.ГГГГ в публичном мероприятии в смешанной форме (шествие, митинг) по маршруту от сквера «Шанхай» (<адрес>) – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> – <адрес> с неоднократным предупреждением сотрудниками полиции граждан с использованием средств усиления речи по всему пути шествия о нарушении правил (порядка) организации и проведения публичного мероприятия, высказывание требований о прекращении противоправных действий и просьбой разойтись; фото- и видеоматериалами, исследованными в судебном заседании; актом контента, размещенного на Интернет-ресурсе «Самара ЛПР публичный чат» по сетевому адресу: https://t.me/Libertarian_63 в ходе осмотра установлено, что ДД.ММ.ГГГГ пользователем объявлен протестный марш «Самара против войны» в воскресенье 27 февраля в 14 часов в сквере Пушкина. ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 33 минуты этим же пользователем размещен пост, пересланный из группы «Самара нет войны», о переносе точки сбора в сквер «<адрес>» напротив цирка 14:00 – 14.15 между <адрес>; справкой на физическое лицо Васильеву С.Г., объяснениями Васильевой С.Г., о прохождении ею ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут на пл.Героев 21 Армии, задержании сотрудниками полиции.
Доводы Васильевой С.Г. о том, что она проходила рядом, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения опровергаются протоколом об административном правонарушении, опровергаются показаниями свидетелей Куликовой Я.В., Филиппенко В.И., Филипенко С.Н., фото-материалами и, иными исследованными в судебном заседании материалами, в том числе видеозаписью, свидетельствующих об участии Васильевой С.Г. в указанном митинге-шествии.
Таким образом, установлено, что Васильева С.Г. в нарушение требований органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвовала в проведении публичного мероприятия.
Действия Васильевой С.Г. следует квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, в связи с тем, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено, суд считает возможным назначение Васильевой С.Г. наказания в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.4 - 29.11, ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Васильеву С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам: УФК по Самарской области (ОП № 1 по Кировскому району г. Самары), ИНН 6317021970, КПП 631601001, ОП №1 по Кировскому района по г. Самаре, ОКТМО 36701310, № счета 03100643000000014200 в Отделение Самара Банка Росси/ УФК по Самарской области г. Самара, БИК 013601205, кор. счет 40102810545370000036, КБК 18811601201019000140, УИН 18880363222237204990, наименование платежа – штраф.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.Ю.Башмакова