Дело № 2а-2474/2022
(УИД 73RS0004-01-2022-005719-13)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 13 июля 2022 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Савеловой А.Л.,
при ведении протокола судебного помощником судьи Ещеркиной А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ибрагимли Эльвина Расула Оглы к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными и отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Ибрагимили Э.Р. оглы обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными и отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора, восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
В обоснование административного иска указано, что в производстве судебного пристава-исполнителя Алякина С.С. находилось исполнительное производство N 82531/22/73041-ИП от 12.05.2022 о взыскании с Ибрагимли ЭГ. в пользу Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764,41 руб. 27.05.2022г. задолженность была погашена.
24.05.2022 административному истцу Ибрагимли Э.Р. оглы в личный кабинет официального интернет-портала государственных услуг (далее-ЕПГУ) поступило постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству 82531/22/73041-ИП от 12.05.2022 о взыскании с Ибрагимли Э.Р. в пользу Кочеткова В.В. денежных средств в размере 73 764,41 руб.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес административного истца не поступала. При этом административный истец незамедлительно произвёл оплату задолженности в кратчайшие сроки.
Административный истец считает постановление административного ответчика от 24.05.2022 незаконным, поскольку копия постановления о возбуждении исполнительного производства не направлялась в его адрес. Административному истцу не был предоставлен срок для добровольной оплаты задолженности. При таких обстоятельствах исполнительный сбор взысканию не подлежит.
30.05.2022г. административный истец обращался к административному ответчику с жалобой на отмену исполнительского сбора.
В установленный законом срок от административного ответчика ответа не поступало, однако исполнительский сбор в личном кабинете официального интернет-портала государственных услуг www.gosuslugi.ru был снят.
20.06.2022 административному истцу в личный кабинет ЕГПУ поступило постановление о возбуждении исполнительного производства № 105509/22/73041-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 5 163,50 руб.
Просит признать незаконными постановления административного ответчика от 24.05.2022 и от 20.06.2022 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 82531/22/73041-ИП от 12.05.2022, 105509/22/73041 -ИП от 20.06.2022.
Административный истец, представитель истца по устному ходатайству Петров А.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования. Представитель административного истца – Петров А.В. пояснил, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 в личный кабинет истца на сайте ЕГПУ, а также ответ на обращение Ибрагимли Э.Р. оглы не поступал, заявление, поданное административным истцом 30.05.2022, следует расценивать как жалобу на постановление в порядке подчиненности, ввиду отсутствия у него юридического образования. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства № 606 от 29.06.2016 от административного истца не было получено согласие на получение уведомлений посредством ЕГПУ, в таком случае необходимо направление постановления почтовым отправлением.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области С.И. Штырлова в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила возражения, указав следующее.
12.05.2022 возбуждено исполнительное производство №2825З1/22/7З041-ИП на основании исполнительного документа: Исполнительный лист ФС 041937386, выданный 26.04.2022 Заволжским районным судом г. Ульяновска о взыскании задолженности с Ибрагимли Эльвин Расул оглы в размере 73764, 41 руб. в пользу Кочеткова Владислава Валерьевича.
12.05.2022 постановление о возбуждении исполнительного производства №825З1/22/7З041-ИП от 12.05.2022 направлено должнику в личный кабинет ЕПГУ. Получено уведомление о дате и времени прочтения должником 12.05.2022.
24.05.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 163,50 рублей. 12.05.2022 постановление направлено должнику посредством ЕПГУ. Получено уведомление о дате и времени прочтения должником 24.05.2022 г.
30.05.2022 на депозитный счет ОСП N1 по Заволжскому району г. Ульяновска поступили денежные средства в размере 73 764,41 рублей, данные денежные средства перечислены взыскателю в счет погашения задолженности.
01.06.2022 в отделение судебных приставов по Заволжскому району г. Ульяновска поступило заявление об отмене исполнительского сбора в связи с тем, что должник не уведомлен о возбуждении исполнительного производства.
14.06.2022 вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), так как обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не обоснованны, заявитель надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства 12.05.2022.
16.06.2022 исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
В соответствии с ч.2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
В соответствии с ч.12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. З ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника-организации, в связи с чем 24.05.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Ибрагимли Э.Р. оглы в размере 5 163,50 руб.
Постановление судебного пристава-исполнителя от 24.05.2022 о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями ст. 13, 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Срок для добровольной оплаты задолженности был установлен до 19.05.2022.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. 24.05.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 5 163,50 рублей.
24.05.2022 должником получено и прочитано постановление о взыскании исполнительного сбора в личном кабинета ЕПГУ.
Согласно квитанции об оплате с портала Госуслуги 27.05.2022 должником через личный кабинет ЕПГУ произведена оплата в размере 73 764,41 руб.
Должнику устанавливался срок для обжалования постановление в суде в десятидневный срок (ч. 4 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 219 КАС РФ), однако должником пропущен срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, заявителем не представлено доказательств, нарушающих его права. В судебном заседании указала, что заявление административного истца, датированное 30.05.2022, не может быть расценено как жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя. Просила административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава — исполнителя Алякина С.С. о взыскании исполнительского сбора от 24.05.2022 оставить без удовлетворения.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алякин С.С., заинтересованное лицо Кочетков В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд не находит подлежащим удовлетворению административный иск по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Одним из обязательных условий удовлетворения административного иска является установленный факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В силу части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе Единый портал. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью (далее-Правил), при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
Извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.
В соответствии с п.4 Правил лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений.
Судом установлено, что на основании исполнительного документа № ФС 041937386, выданного Заволжским районным судом города Ульяновска по делу № 2-992/2022, судебным приставом-исполнителем 12.05.2022 возбуждено исполнительное производство № 82531/22/73041-ИП, предметом которого является взыскание с Ибрагимли Э.Р. оглы в пользу Кочеткова В.В. суммы в размере 73 764,41 руб., установлен срок - 5 дней с момента получения постановления для добровольного исполнения.
Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022, вынесенное в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судебного пристава-исполнителя Алякина С.С., было направлено должнику Ибрагимли Э.Р. оглы 12.05.2022 и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФССП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса «доставлено» и сведения о дате и времени прочтения уведомления 12.05.2022 19:49, тип доставки: система электронного документооборота.
С учетом наличия у административного истца информации о прочтении должником указанного уведомления 12.05.2022, то есть об осуществлении должником входа на единый портал 12.05.2022, указанное извещение считается доставленным с момента осуществления такого входа и обязанности по направлению извещения иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом у должностного лица службы судебных приставов не возникло.
Доказательств того, что Ибрагимли Э.Р. оглы применительно к п.4 Правил отказался от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета, в материалах дела не имеется и суду не было представлено.
Постановлением судебного –пристава исполнителя ОСП № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Алякиным С.С. от 24.05.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5163,50 рублей, в связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа, направлено и размещено в его личном кабинете на Едином портале госуслуг, о чем свидетельствует карточка исполнительного производства АИС ФССП России, содержащая отметку о присвоении документу статуса «доставлено» и сведения о дате и времени прочтения уведомления 24.05.2022 15:23, тип доставки: система электронного документооборота.
27.05.2022 должником произведена оплата задолженности по исполнительному производству, что подтверждается платежным документом, представленным в материалы дела.
30.05.2022 административный истец Ибрагимли Э.Р. оглы обратился с заявлением об отмене исполнительского сбора по исполнительному производству № 82531/22/73041-ип от 12.05.2022 в связи с отсутствием уведомления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч.2 ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве» в жалобе должны быть указаны:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, или наименование, дата и номер обжалуемого постановления Федеральной службы судебных приставов;
2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
3) основания, по которым обжалуется постановление Федеральной службы судебных приставов, а также постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
4) требования лица, подавшего жалобу.
На основании вышеизложенного, для рассмотрения данного заявления как жалобы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу необходимо соблюдение в совокупности вышеуказанных требований, из текста заявления не усматривается, какое конкретно постановление подлежит обжалованию.
Постановлением судебного-пристава исполнителя от 14.06.2022 отказано в удовлетворении заявления (ходатайства) в связи с надлежащим уведомлением о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя 31.05.2022 распределены денежные средства, поступившие в счет оплаты задолженности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.06.2022 исполнительное производство окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.06.2022 возбуждено исполнительное производство № 105509/22/73041-ИП в части взыскания исполнительского сбора в размере 5 163, 50 руб.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Ввиду своевременного получения административным истцом постановления от 24.05.2022 о взыскании исполнительского сбора и отсутствия уважительности пропуска срока на обжалование указанного постановления, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №82531/22/73041-ИП.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 1 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В административном иске административный истец также просит признать незаконным постановление от 20.06.2022 о возбуждении исполнительного производства №105509/22/73041-ИП, предметом исполнения которого является исполнительский сбор в размере 5 163,50 руб.
Учитывая, своевременность направления административному истцу постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2022 и отсутствия оплаты денежных средств по исполнительному производству № 82531/22/73041-ИП в установленный срок, что подтверждено материалами дела, суд не находит оснований для признания незаконным данного постановления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения поданного административного иска не установлена, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и соответствует нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска Ибрагимли Эльвина Расула оглы к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 1 по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алякину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными и отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора от 24.05.2022, от 20.06.2022 по исполнительным производствам № 82531/22/73041-ИП, № 105509/22/73041- ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья – А.Л. Савелова
Решение изготовлено в окончательной форме 18.07.2022