Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-386/2016 ~ М-348/2016 от 19.04.2016

2-386/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский                  26 сентября 2016 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Жидких И.Г.,

при секретаре Рогожкиной Е.В.,

с участием истца Овчинниковой Л. Н. и ее представителя Водолазского А. И., действующего на основании заявления,

ответчика Красильникова А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Овчинниковой Л. Н. к Красильникову А. В. о восстановлении фактических границ земельного участка по его фактическим границам,

УСТАНОВИЛ:

Овчинникова Л. Н. обратилась с названным иском к Красильникову А. В..

В обоснование иска указывает, что ей на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Главой Администрации Верхнекарачанского сельского Совета Грибановского района Воронежской области Петуховой Н.М. за , зарегистрированного Грибановским Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под (Инв.), и Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью 32.4 кв.м., в том числе жилой 21.2 кв.м. и земельный участок (Кад.) общей площадью 2098 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Грибановском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации и выдано Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Смежным с ее земельным участком является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который находится в собственности А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.

А. В. сельского поселения указанный участок передала Красильникову А.В.

Летом 2015 года пользователь земельного участка Красильников А.В. в результате проведения работ по возведению ограждения земельного участка забором, допустил нарушение границ принадлежащего ей земельного участка .

Помимо того, что ответчик в результате оспариваемых действий незаконно завладел частью принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, возведя на ее земле спорный забор, Красильников А.В. создал ей препятствия в пользовании и владении надворными постройками, что подтверждается заключением комиссии за подписью Главы Администрации Грибановского муниципального района <адрес> Польникова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сделанного комиссией в составе руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Грибановского муниципального района Макаровой А.И., начальника отдела градостроительной деятельности - Главного архитектора Администрации Грибановского муниципального района Савченко А.В. и инспектора по земле А. В. сельского поселения Кочкной Е.А. вывода, при осмотре с выездом на место установлено, что возведение оспариваемого забора ограничивает с трех сторон доступ к ее строению.

Истец Овчинникова Л.Н. просит суд обязать Красильникова А.В. восстановить границы земельного участка по <адрес>, площадью 2098 кв.м. кадастровый , принадлежащего ей, путем сноса ограждения (забора).

В судебном заседании истец Овчинникова Л.Н. и ее представитель Водолазский А.И. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Ответчик Красильников А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просит в их удовлетворении Овчинниковой Л.Н. отказать, о чем представил письменные возражения (л.д.52-55).

Согласно возражениям, фактические границы участка Овчинниковой Л.Н. после монтажа забора не изменились. До возведения забора, на этом же месте более 15-ти лет стоял деревянный забор, по границе которого более 30-ти лет стоял сарай. Причем, месторасположение забора согласовано с истцом. Однако, после выполнения им части работ, Овчинникова Л.Н. стала предъявлять необоснованные требования о переносе забора в нужную ей границу.

Считает работы, по результатам которых был составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка Овчинниковой Л.Н. по адресу: <адрес>, были проведены с грубейшими нарушениями норм права.

В соответствии с п.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В данном случае границы не могли быть установлены по документам. Смежная граница между участками и по <адрес>, отражена в документах (кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ) схематически: данная граница не может иметь вид прямой линии, проходя по стенам строений, расположенных на земельном участке . Кроме того, размеры, указанные в документах участка истца, существенно отличаются от фактических: фактическая длина смежной границы 135,61 м., по документам 182,90 м.; фактическая длина задней межи - 13,48 м., по документам - 12,50 м. Если же границы были установлены кадастровым инженером по фактическому использованию, то смежная граница между участками и должна была пройти по уже имеющемуся на тот момент объекту искусственного происхождения - забору.

В процессе проведения кадастровых работ не были установлены межевые знаки угловых и поворотных точек, в результате чего он был лишен возможности увидеть на местности прохождение границы между смежными участками и представить мотивированные возражения.

Кроме того, то обстоятельство, что граница между смежными земельными участками проходит по стенам строения и доступ к этим стенам возможен только с соседнего земельного участка, не является правовым основанием для подачи иска об устранении препятствий в пользовании и переносу границ. Гражданским и земельным законодательствам для подобных случаев предусмотрен специальный метод защиты - установление сервитута.

В судебное заседание представитель ответчика Кузин В.А. не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поддержал мнение своего доверителя, просит отказать в удовлетворении иска Овчинниковой Л.Н.

Представитель третьего лица, А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. От главы администрации Степанищевой Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Принятие решения оставляет на усмотрение суда (л.д.121).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.

Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ эксперт Михайлюк М.Г. по данному им заключению, показал, что на основании определения Грибановского районного суда Воронежской области им и экспертом Кондаковым А.Н. была проведена землеустроительная экспертиза земельных участков №№ 70 и 72 по <адрес>. Считает, что экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исследовательская часть в заключении описана подробно, а выводы на ее основании соответствуют действительности. Дополнить выводы экспертизы ему нечем. Согласно его исследованию, на земельном участке № 72 Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение в виде листов шифера на металлических столбах.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Согласно ст. 35, 36, 37 названного Федерального закона кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

На основании ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В силу ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Согласно ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно ст. 34 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В силу ст. 304-305 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Указанное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В судебном заседании установлено, на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Главой Администрации Верхнекарачанского сельского Совета Грибановского района Воронежской области Петуховой Н.М. за , зарегистрированного Грибановским Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под (Инв.), и Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу Овчинниковой Л.Н. принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью 32.4 кв.м., в том числе жилой 21.2 кв.м. и земельный участок (Кад.) общей площадью 2098 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 6,24).

Право собственности на указанные земельный участок и жилой дом зарегистрировано в Грибановском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации и и выданы Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23,31).

После проведения кадастровым инженером Васильевым В.М. работ был изготовлен межевой план земельного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо возражений от собственников смежных земельных участков на межевой план не поступило, составлен акт согласования (л.д.7-20).

Смежный с ее земельным участком является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на который право собственности не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33)

Однако, расположенный на нем жилой дом находится в муниципальной собственности и состоит на балансе А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, (выписка из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.35).

Согласно сообщению администрации Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, выездной комиссий установлено, что ведутся работы по установке забора между участками № и по <адрес>. Его возведением ограничивается подход с трех сторон к уже существующему строению Овчинниковой Л.Н. (л.д.21)

В соответствии ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца Овчинниковой Л.Н. определением суда назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 86-87). Производство экспертизы поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.

Согласно выводам экспертов (заключение от ДД.ММ.ГГГГ л.д.98-109) по второму вопросу: несоответствие фактических площадей земельных участков и по <адрес> и площадей по правоустанавливающим и землеотводным документам, выражается в изменении площадей и возникло оно в результате изменения границ.

В ответе на пятый вопрос, эксперты указали, что в соответствии с копией кадастровой выписки о земельном участке по адресу: <адрес> 36:09:1200008:123 площадью 2098 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение длинной 18,74 м. в виде листов шифера на металлических столбах. Спорное ограждение протяженностью 18,74 м. не соответствует границе земельного участка согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, так как имеет смещение в сторону участка . Кроме того, часть ограждения в сплошном исполнении протяженностью 5,4 м., высотой 2,15 м. не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа Управления АиГ Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» по высоте. Не угрожает безопасности при эксплуатации и использовании (вопрос 8).

Экспертиза проведена на законных основаниях и Заключение от ДД.ММ.ГГГГ суд признает соответствующим требованиям ст. 86 ГПК РФ, оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Оно может быть положено в основу для принятия решения по настоящему спору.

Кроме того, в судебном заседании эксперт Михайлюк М.Г. дал пояснения по Заключению от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно его исследованию, на земельном участке Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение в виде листов шифера на металлических столбах.

Выводы эксперта в этой части не противоречат показаниям истца Овчинниковой Л.Н. и материалам дела.

Указанное ограждение препятствует истцу в полной мере осуществлять свои права в пользовании домовладением как собственником. До возведения Красильниковым А.В. описанного выше ограждения, истец имела возможность в полной мере пользоваться надворными постройками. Однако, Красильников А.В. самовольно возвел забор, чем лишил истца этой возможности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.

В этой связи суд пришел к выводу об удовлетворении требований Овчинниковой Л.Н. и считает правильным обязать Красильникова А.В. снести установленный им забор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Овчинниковой Л. Н. удовлетворить.

Обязать Красильникова А. В. восстановить границы земельного участка по <адрес>, площадью 2098 кв.м. кадастровый , принадлежащего Овчинниковой Л. Н., путем сноса ограждения (забора) длиной 18,74 метра в виде листов шифера на металлических столбах координаты угловых и поворотных точек: северная точка х=484553,65 у=2270053,92; южная точка х=484535,46 у=2270058,45.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено

30 сентября 2016 года

Председательствующий: п/п

Копия верна: Судья:

Секретарь:                

2-386/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский                  26 сентября 2016 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Жидких И.Г.,

при секретаре Рогожкиной Е.В.,

с участием истца Овчинниковой Л. Н. и ее представителя Водолазского А. И., действующего на основании заявления,

ответчика Красильникова А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Овчинниковой Л. Н. к Красильникову А. В. о восстановлении фактических границ земельного участка по его фактическим границам,

УСТАНОВИЛ:

Овчинникова Л. Н. обратилась с названным иском к Красильникову А. В..

В обоснование иска указывает, что ей на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Главой Администрации Верхнекарачанского сельского Совета Грибановского района Воронежской области Петуховой Н.М. за , зарегистрированного Грибановским Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под (Инв.), и Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью 32.4 кв.м., в том числе жилой 21.2 кв.м. и земельный участок (Кад.) общей площадью 2098 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Грибановском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации и выдано Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Смежным с ее земельным участком является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который находится в собственности А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.

А. В. сельского поселения указанный участок передала Красильникову А.В.

Летом 2015 года пользователь земельного участка Красильников А.В. в результате проведения работ по возведению ограждения земельного участка забором, допустил нарушение границ принадлежащего ей земельного участка .

Помимо того, что ответчик в результате оспариваемых действий незаконно завладел частью принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, возведя на ее земле спорный забор, Красильников А.В. создал ей препятствия в пользовании и владении надворными постройками, что подтверждается заключением комиссии за подписью Главы Администрации Грибановского муниципального района <адрес> Польникова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сделанного комиссией в составе руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Грибановского муниципального района Макаровой А.И., начальника отдела градостроительной деятельности - Главного архитектора Администрации Грибановского муниципального района Савченко А.В. и инспектора по земле А. В. сельского поселения Кочкной Е.А. вывода, при осмотре с выездом на место установлено, что возведение оспариваемого забора ограничивает с трех сторон доступ к ее строению.

Истец Овчинникова Л.Н. просит суд обязать Красильникова А.В. восстановить границы земельного участка по <адрес>, площадью 2098 кв.м. кадастровый , принадлежащего ей, путем сноса ограждения (забора).

В судебном заседании истец Овчинникова Л.Н. и ее представитель Водолазский А.И. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Ответчик Красильников А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просит в их удовлетворении Овчинниковой Л.Н. отказать, о чем представил письменные возражения (л.д.52-55).

Согласно возражениям, фактические границы участка Овчинниковой Л.Н. после монтажа забора не изменились. До возведения забора, на этом же месте более 15-ти лет стоял деревянный забор, по границе которого более 30-ти лет стоял сарай. Причем, месторасположение забора согласовано с истцом. Однако, после выполнения им части работ, Овчинникова Л.Н. стала предъявлять необоснованные требования о переносе забора в нужную ей границу.

Считает работы, по результатам которых был составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка Овчинниковой Л.Н. по адресу: <адрес>, были проведены с грубейшими нарушениями норм права.

В соответствии с п.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В данном случае границы не могли быть установлены по документам. Смежная граница между участками и по <адрес>, отражена в документах (кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ) схематически: данная граница не может иметь вид прямой линии, проходя по стенам строений, расположенных на земельном участке . Кроме того, размеры, указанные в документах участка истца, существенно отличаются от фактических: фактическая длина смежной границы 135,61 м., по документам 182,90 м.; фактическая длина задней межи - 13,48 м., по документам - 12,50 м. Если же границы были установлены кадастровым инженером по фактическому использованию, то смежная граница между участками и должна была пройти по уже имеющемуся на тот момент объекту искусственного происхождения - забору.

В процессе проведения кадастровых работ не были установлены межевые знаки угловых и поворотных точек, в результате чего он был лишен возможности увидеть на местности прохождение границы между смежными участками и представить мотивированные возражения.

Кроме того, то обстоятельство, что граница между смежными земельными участками проходит по стенам строения и доступ к этим стенам возможен только с соседнего земельного участка, не является правовым основанием для подачи иска об устранении препятствий в пользовании и переносу границ. Гражданским и земельным законодательствам для подобных случаев предусмотрен специальный метод защиты - установление сервитута.

В судебное заседание представитель ответчика Кузин В.А. не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ поддержал мнение своего доверителя, просит отказать в удовлетворении иска Овчинниковой Л.Н.

Представитель третьего лица, А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. От главы администрации Степанищевой Е.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Принятие решения оставляет на усмотрение суда (л.д.121).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.

Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ эксперт Михайлюк М.Г. по данному им заключению, показал, что на основании определения Грибановского районного суда Воронежской области им и экспертом Кондаковым А.Н. была проведена землеустроительная экспертиза земельных участков №№ 70 и 72 по <адрес>. Считает, что экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исследовательская часть в заключении описана подробно, а выводы на ее основании соответствуют действительности. Дополнить выводы экспертизы ему нечем. Согласно его исследованию, на земельном участке № 72 Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение в виде листов шифера на металлических столбах.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

Согласно ст. 35, 36, 37 названного Федерального закона кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

На основании ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

В силу ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Согласно ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно ст. 34 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В силу ст. 304-305 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Указанное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В судебном заседании установлено, на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Главой Администрации Верхнекарачанского сельского Совета Грибановского района Воронежской области Петуховой Н.М. за , зарегистрированного Грибановским Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под (Инв.), и Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу Овчинниковой Л.Н. принадлежат на праве собственности жилой дом общей площадью 32.4 кв.м., в том числе жилой 21.2 кв.м. и земельный участок (Кад.) общей площадью 2098 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 6,24).

Право собственности на указанные земельный участок и жилой дом зарегистрировано в Грибановском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации и и выданы Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23,31).

После проведения кадастровым инженером Васильевым В.М. работ был изготовлен межевой план земельного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо возражений от собственников смежных земельных участков на межевой план не поступило, составлен акт согласования (л.д.7-20).

Смежный с ее земельным участком является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на который право собственности не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33)

Однако, расположенный на нем жилой дом находится в муниципальной собственности и состоит на балансе А. В. сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, (выписка из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.35).

Согласно сообщению администрации Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, выездной комиссий установлено, что ведутся работы по установке забора между участками № и по <адрес>. Его возведением ограничивается подход с трех сторон к уже существующему строению Овчинниковой Л.Н. (л.д.21)

В соответствии ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца Овчинниковой Л.Н. определением суда назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 86-87). Производство экспертизы поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.

Согласно выводам экспертов (заключение от ДД.ММ.ГГГГ л.д.98-109) по второму вопросу: несоответствие фактических площадей земельных участков и по <адрес> и площадей по правоустанавливающим и землеотводным документам, выражается в изменении площадей и возникло оно в результате изменения границ.

В ответе на пятый вопрос, эксперты указали, что в соответствии с копией кадастровой выписки о земельном участке по адресу: <адрес> 36:09:1200008:123 площадью 2098 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение длинной 18,74 м. в виде листов шифера на металлических столбах. Спорное ограждение протяженностью 18,74 м. не соответствует границе земельного участка согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ, так как имеет смещение в сторону участка . Кроме того, часть ограждения в сплошном исполнении протяженностью 5,4 м., высотой 2,15 м. не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ Приказа Управления АиГ Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» по высоте. Не угрожает безопасности при эксплуатации и использовании (вопрос 8).

Экспертиза проведена на законных основаниях и Заключение от ДД.ММ.ГГГГ суд признает соответствующим требованиям ст. 86 ГПК РФ, оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Оно может быть положено в основу для принятия решения по настоящему спору.

Кроме того, в судебном заседании эксперт Михайлюк М.Г. дал пояснения по Заключению от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно его исследованию, на земельном участке Овчинниковой Л.Н. располагается ограждение в виде листов шифера на металлических столбах.

Выводы эксперта в этой части не противоречат показаниям истца Овчинниковой Л.Н. и материалам дела.

Указанное ограждение препятствует истцу в полной мере осуществлять свои права в пользовании домовладением как собственником. До возведения Красильниковым А.В. описанного выше ограждения, истец имела возможность в полной мере пользоваться надворными постройками. Однако, Красильников А.В. самовольно возвел забор, чем лишил истца этой возможности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.

В этой связи суд пришел к выводу об удовлетворении требований Овчинниковой Л.Н. и считает правильным обязать Красильникова А.В. снести установленный им забор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Овчинниковой Л. Н. удовлетворить.

Обязать Красильникова А. В. восстановить границы земельного участка по <адрес>, площадью 2098 кв.м. кадастровый , принадлежащего Овчинниковой Л. Н., путем сноса ограждения (забора) длиной 18,74 метра в виде листов шифера на металлических столбах координаты угловых и поворотных точек: северная точка х=484553,65 у=2270053,92; южная точка х=484535,46 у=2270058,45.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено

30 сентября 2016 года

Председательствующий: п/п

Копия верна: Судья:

Секретарь:                

1версия для печати

2-386/2016 ~ М-348/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овчинникова Любовь Николаевна
Ответчики
Красильников Алексей Валерьевич
Администрация Верхнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.
Другие
Водолазский Андрей Иванович
Кузин Владимир Анатольевич
Суд
Грибановский районный суд Воронежской области
Судья
Жидких И.Г.
Дело на странице суда
gribanovsky--vrn.sudrf.ru
19.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2016Передача материалов судье
22.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2016Предварительное судебное заседание
16.05.2016Предварительное судебное заседание
16.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.05.2016Предварительное судебное заседание
29.07.2016Производство по делу возобновлено
29.07.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.08.2016Предварительное судебное заседание
18.08.2016Судебное заседание
07.09.2016Судебное заседание
09.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Судебное заседание
30.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2017Дело оформлено
06.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее