Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7019/2021 ~ М-7093/2021 от 28.10.2021

дело № 2-7019/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года                       г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,

при секретаре Зайцевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Крылова ФИО10 Администрации городского округа Щелково Московской области о признании постановления законным, об обязании заключить договор аренды земельного участка,

Установил:

Крылов ФИО11 обратился в суд с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании постановления законным, об обязании заключить договор аренды земельного участка.

В обоснование требований указал, что Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Крылову ФИО12 предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду площадью 1109 кв.м., в кадастровом квартале , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Указанное Постановление издано на основании Решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области на основании заявления в Единой информационной системе оказания услуг

Указанное Постановление принято также на том основании, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды, заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили.

Утверждена схема расположения земельного участка.

Истцом выполнены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером

Решением об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1109 кв.м.

Постановлением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принято Решение об отмене постановления Администрации Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение протеста Щёлковской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ

Считает указанное Решение об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1109 кв.м незаконным, нарушающим его права.

В судебное заседание истец Крылов А.Ю. не явился, извещен, его представитель Козлова С.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области Яценко Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, представила письменный отзыв, просила отказать в полном объеме.

В судебное заседание представители третьих лиц: Главное управление культурного наследия Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области - не явились, извещены телеграммами.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Исходя из положений ст. ст. 2, 3 ГПК РФ, судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и интересы. Условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся с иском в суд, является доказанность таким лицом факта нарушения его прав и интересов. Именно истец обязан доказать, что его права нарушены ответчиком, и что способ восстановления нарушенного права является соразмерным последствиям нарушенного права.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Щелковского муниципального района издано Постановление № 703 «О предварительном согласовании предоставления Крылову ФИО13 для последующего предоставления земельного участка в аренду площадью 1109 кв.м., расположенного в кадастровом квартале » (л.д. 6).

Указанное Постановление издано на основании Решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области на основании заявления в Единой информационной системе оказания услуг

Указанное Постановление принято также на том основании, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды, заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили.

Истцом обеспечено проведение кадастровых работ, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Щелковского муниципального района поступило представление Щёлковской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства и протест Щелковского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Щелковского муниципального района «О предварительном согласовании предоставления Крылову ФИО14 для последующего предоставления земельного участка в аренду площадью 1109 кв.м. в кадастровом квартале ».

Постановлением Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ принято Решение об отмене постановления Администрации Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение протеста Щёлковской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Решением об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым площадью 1109 кв.м. в связи с тем, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Щелковского муниципального района «О предварительном согласовании предоставления Крылову ФИО15 для последующего предоставления земельного участка в аренду площадью 1109 кв.м., расположенного в кадастровом квартале » отменено на основании представления прокуратуры, а также в связи с тем, что указанный земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия, памятника архитектуры – Церковь Рождества Богородицы, расположен в водоохранной зоне р. Клязьма (л.д. 8).

Статьей 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В силу положений ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» безусловному исполнению в установленный срок подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона.

Содержание названных законодательных норм указывает на то, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта.

В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Согласно пункту 6 статьи 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 данного кодекса, то есть без проведения торгов.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, согласование предоставления земельного участка производится на стадии предварительного согласования такого предоставления. При наличии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан заключить с гражданином договор аренды земельного участка без проведения торгов. Данный подход к пониманию правовых норм способствует обеспечению определенности и стабильности правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков. В частности, именно в связи с наличием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин несет за свой счет расходы по постановке земельного участка на кадастровый учет.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Предусмотренный статьями 5.1, 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрет на строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров, в границах защитных зон объектов культурного наследия, на территории памятника или ансамбля, в том числе и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, не препятствует представлению в аренду земельных участков, расположенных в границах данных зон.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду является его изъятие из оборота или ограничение в обороте, при условии, что его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 данной статьи и пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ ограниченные в обороте земельные участки могут быть предоставлены в аренду (законодательный запрет существует только в отношении предоставления их в частную собственность).

Таким образом, расположение земельного участка в водоохранной зоне р. Клязьма не является препятствием для его аренды.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" сам по себе протест прокурора не является безусловным основанием для отмены опротестованных им правовых актов, поскольку преследует цель понудить соответствующие органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона в добровольном порядке.

Следовательно, ответчик был обязан лишь рассмотреть полученный протест прокурора, но не обязан был удовлетворять его, и ссылка на протест, как на основание принятия постановления в отсутствие иных законных оснований, несостоятельна.

Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует положениям Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы истца как лица, которое неправомерно и необоснованно в результате принятия постановления лишено права на получение в аренду земельного участка.

Довод Ответчика о том, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года, в связи с чем истец лишен права на судебную защиту, является необоснованной по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела - Постановление о предварительном согласовании издано ДД.ММ.ГГГГ после постановки земельного участка на кадастровый учет истец обратился с заявлением о предоставлении в аренду ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах двухгодичного срока действия постановления о предварительном согласовании.

В соответствии со ст. 196 п. 1 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Крылова ФИО16 к Администрации городского округа Щелково Московской области - удовлетворить.

Признать Постановление Администрации Щёлковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления Крылову ФИО17 для последующего предоставления земельного участка в аренду площадью 1109 кв.м., расположенного кадастровом квартале » - законным.

Обязать Администрацию городского округа Щёлково Московской области заключить с Крыловым ФИО18 договор аренды земельного участка площадью 1109 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                              Кудрякова Ю.С.

2-7019/2021 ~ М-7093/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крылов Артем Юрьевич
Ответчики
Администрация г.о Щёлково
Другие
Главное управление культурного наследия Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Кудрякова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее