Дело №2-2611/2022
73RS0001-01-2022-003880-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2022 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре А.Н. Чуваковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в интересах Федечко ФИО7 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности обеспечить тест-полосками, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, действующий в интересах Федечко ФИО15 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности обеспечить тест-полосками, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области проведена проверка по факту необеспечения тест-полосками «<данные изъяты>» для глюкометра Федечко А.С. (инвалид <данные изъяты>) по рецепту № от ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой установлено, что рецепт на получение тест-полосок для глюкометра Федечко А.С. был выписан лечащим врачом в связи с наличием у нее заболевания «<данные изъяты>».
Права Федечко А.С., являющейся инвалидом <данные изъяты> на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения тест-полосками для глюкометра Министерством здравоохранения Ульяновской области нарушены.
Несмотря на выписанный лечащим врачом ДД.ММ.ГГГГ рецепт на имя Федечко А.С. на получение тест-полосок <данные изъяты>» для глюкометра, их получение не обеспечено.
Необеспечение Федечко А.С. тест-полосками <данные изъяты>» для глюкометра, причиняет ей и нравственные страдания, так как в связи с их отсутствием она не может отслеживать уровень сахара в крови, что может повлечь за собой необратимые последствия для ее здоровья.
Просили суд признать незаконным бездействие Министерство здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Федечко ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ., тест-полосками «<данные изъяты> для глюкометра по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Федечко ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., тест-полосками «<данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Федечко ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., моральный вред в размере 10000 рублей за несвоевременное обеспечение тест-полосками «<данные изъяты> для глюкометра по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ
От истицы поступило заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным бездействие Министерство здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Федечко ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., тест-полосками «<данные изъяты> для глюкометра по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Федечко ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., тест-полосками «<данные изъяты>» по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с удовлетворением требований истца. Производство по делу в указанной части прекращено определением суда.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска О.А. Анастасин на удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Федечко А.Н. компенсации морального вреда настаивал, в связи с необеспечением Федечко А.С. тест-полосками «<данные изъяты>» она не могла отслеживать уровень сахара в крови, что должна делать регулярно для поддержания здоровья в связи с имеющимися заболеваниями.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГУЗ «Ульяновская государственная аптека» в судебном заседании не присутствовал, извещался.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 ст. 37 данного Федерального закона установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощи, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Судом установлено, что Федечко А.С. страдает заболеванием «<данные изъяты>».
Прокуратурой Кузоватовского района проведена проверка по факту необеспечения тест-полосками «<данные изъяты>» Федечко А.С. (<данные изъяты>), которой установлено, что рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на получение тест-полосок для глюкометра Федечко А.С. был выписан лечащим врачом, однако, обеспечен в установленные сроки не был.
Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России № 328 от 29.12.2004 г. за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В нарушение вышеуказанных норм ежемесячные рецепты на указанный препарат, выписанный истцу лечащим врачом в установленном порядке, аптечным учреждением не обеспечивались.
В судебном заседании установлено, что после подачи иска в суд рецепт № № от ДД.ММ.ГГГГ был обслужен.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (п.2 ст.150 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как уже отмечалось, обязанность по бесплатному обеспечению истца заявленным лекарственным препаратом возложена на ответчика.
При этом материалами дела подтверждено, что данная обязанность ответчиком исполнена после подачи иска в суд, по вине ответчика истцу не созданы необходимые для него как инвалида условия. Необеспечение Федечко А.С. тест-полосками «<данные изъяты> для глюкометра, причиняет ей и нравственные страдания, так как в связи с их отсутствием она не могла отслеживать уровень сахара в крови, что могло повлечь за собой необратимые последствия для ее здоровья.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень вины ответчика, то обстоятельство, что измерение уровня сахара в крови должно осуществляться в соответствии с назначенным лечением, что невозможно без предоставления самих тест-полосок «<данные изъяты>» для глюкометра, получение которых бесплатно истцу гарантировано государством.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а так же требования разумности и справедливости, иные значимые для дела обстоятельства, включая состояние здоровье истца, период необеспечения истца тест-полосками «<данные изъяты>» для глюкометра, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей 00 копеек.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199, 202 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в интересах Федечко ФИО13 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Федечко ФИО14 в счет компенсации морального вреда 2000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева