Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
19 января 2021 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Микшевич М.И.,
при секретаре судебного заседания – Ярошенко Е.В.,
с участием:
защитника ООО «Новое» - Полуэктова П.Ю.,
представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора» по Самарской области – Степановой М.Ю., Савинкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Новое» Малышева Д.М. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области ООО «Новое» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Новое» - Малышев Д.М. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что границы карантинной фитосанитарной зоны по Усачу малому еловому установлены приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на территории Самарской области карантинной фитосанитарной зоны и введении карантинного фитосанитарного режима», в частности карантинные зоны установлены на территории ГУСО «Ставропольский лесхоз» и ГУСО «Новобуянский лесхоз». В тоже время, в постановлении отсутствует информация о том, что приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, карантинная зона установлена в границах земель ГУСО Муниципального района Ставропольский и в границах земель ГУСО «Новобуянский лесхоз» Муниципального района Красноярский. ООО «Новое» использует участок лесного фонда с кадастровым номером № площадью 8563 га, расположенный в Узюковском участковом лесничестве Ново-Буянского лесничества Ставропольского района Самарской области, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, Общество ведет заготовку древесины на территории Ново-Буянского лесничества, расположенного в <адрес>, где фитосанитарная карантинная зона отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что сотрудниками Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора по Самарской области не осуществлялись мероприятия по борьбе с карантинными вредителями леса на территории арендуемого Обществом лесного участка. Именно Общество в соответствии с условиями договора аренды (п.п. 3 п. 13), закупало и устанавливало ловушки в целях выявления вредителей, в том числе Усача малого елового. На территории арендуемого участка указанного вредителя не выявлено.
В судебном заседании защитник Полуэктов П.Ю. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Кроме того, дополнил, что ООО «Новое» ведет свою деятельность на территории Ново-Буянского лесничества в Ставропольском районе с. Узюково. В приказе Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что карантинная зона в «Новобуянском лесхозе» установлена только в границах Муниципального района Красноярский, в связи с чем они считали, что карантинная зона в «Новобуянском лесхозе» в границах Ставропольского района снята. Представитель полагает, что имеет место некорректное описание санитарной зоны, невозможно установить территориальность санитарной зоны, они лишены возможности по установлению границы карантийной зоны, и данные сомнения должны трактоваться в их пользу. На территории, на которой ООО «Новое» осуществляет свою деятельность вредителей, в том числе Усача малого елового не выявлено, что свидетельствует о том, что ООО «Новое» осуществляет предусмотренные Проектом освоения лесов санитарно-оздоровительные мероприятия, направленные на своевременное выявление очагов заболеваний леса. Также пояснил, что, несмотря на то, что карантинная зона была установлена с 2008 года, ранее к ним подобных требований не предъявлялось. Указанный в постановлении о привлечении к административной ответственности адрес ООО «Виктория», которому были реализованы хвойные породы, является юридическим адресом, а доказательств того, что бревна вывозились за территорию Ставропольского района административным органом не представлено. Просил признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области незаконным, отменить его, и производство по делу прекратить.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзора» по Самарской области –Савинков О.В. в судебном заседании пояснил, что в 2008 году Управлением были проведены карантинные фитосанитарные обследования лесных массивов Самарской области, по результатам которых приказом от ДД.ММ.ГГГГ на территории ГУСО «Новобуянский лесхоз» площадью 49 800 га установлена карантинная фитосанитарная зона по усачу малому черному еловому. Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в предыдущий Приказ в части границ карантинной зоны, однако площадь карантинной зоны ГУСО «Новобуянский лесхоз» - 49 800 га не изменилась. ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт нарушения законодательства в области карантина растений ООО «Новое», заключающийся в вывозе подкарантинной продукции – бревен сосновых подтоварник в объеме 28 м. куб. из карантинной фитосанитарной зоны без карантинного сертификата, чем нарушен п. 1 ст. 21 Федерального закона № 206 – ФЗ «О карантине растений». Также пояснил, что Общество ведет заготовку древесины хвойных пород на территории Новобуянского лесничества, расположенного по адресу: <адрес>, место складирования древесины находится в Узюковском участковом лесничестве Новобуянского лесничества, которое расположено на территории Ставропольского, Красноярского и Елховского районов. То есть Узюковское участковое лесничество Ставропольского района входило в ГУСО «Новобуянский лесхоз», на котором установлена карантинная фитосанитарная зона по усачу малому черному еловому. Также пояснил, что
организация, которой был реализованы бревна, находится на территории г. Тольятти, что подтверждает вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции. Указал на то, что мероприятия по борьбе с карантинными вредителями леса должны проводиться за счет собственников пользователей участков, а не Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзора», который проводит только проверки и контрольные обследования. Карантинные зоны снимаются также только по заявлению юридических лиц, после обследования участков леса. Считал, что в действиях ООО «Новое» содержится состав административного правонарушения, оснований для отмены постановления нет. Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора» по Самарской области - Степанова М.Ю. в судебном заседании также считала, что оснований для отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 10.2 КоАП РФ, наступает за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Обязанности юридических лиц в области обеспечения карантина растений установлены статьей 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений», юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений», в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Карантинный сертификат оформляется в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 года № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».
Согласно п. 4 Приказа Минсельхоза России от 13.07.2016 года № 293, карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон, установленных в связи с выявлением карантинного объекта, заражение и (или) засорение которым характерно для вывозимой подкарантинной продукции.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области в отношении ООО «Новое» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.2 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов был установлен факт нарушения законодательства в области карантина растений ООО «Новое», заключающийся в вывозе подкарантинной продукции - бревен сосновых подтоварник в объеме 28 м. куб. из карантинной Фитосанитарной зоны без карантинного сертификата. Пиломатериалы хвойных пород были реализованы ООО «Новое» в адрес ООО «Виктория». ООО «Новое» ведет заготовку древесины хвойных пород на территории Новобуянского лесничества, расположенного по адресу: <адрес>. На данной территории приказом от ДД.ММ.ГГГГ № установлена карантинная Фитосанитарная зона по усачам рода Monochamus.
Постановлением должностного лица – заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области Рыжковой Н.А. ООО «Новое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Факт совершения ООО «Новое» административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; договором поставки бревен сосновых от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Новое» и ООО «Виктория»; товарной накладной 250 от ДД.ММ.ГГГГ на бревна сосновые подтоварник объемом 28 м.куб.; счетами – фактурами от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ООО «Новое» является грузоотправителем древесины в указанном выше объеме, а ООО «Виктория» - грузополучателем.
Согласно представленным документам, Приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в границах муниципальных районов Самарской области были установлены карантинные фитосанитарные зоны и карантинные фитосанитарные режимы по карантинному объекту (вредителю) усачу малому черному еловому. Согласно Приложению 1 в карантинные фитосанитарные зоны вошли, в том числе ГУСО «Новобуянский лесхоз» с площадью карантинной фитосанитарной зоны 49800 га.
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, были внесены изменения в вышеуказанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в части указания границ карантинной фитосанитарной зоны, без изменения ее площади.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что ООО «Новое» с заявлением о выдаче карантинного сертификата в уполномоченный орган не обращалось, доказательств наличия обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, равно как и доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер для соблюдения требований, связанных с вывозом из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции не представило, суд приходит к выводу, что ООО «Новое» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ.
Осуществив вывоз бревен сосновых с территории карантинной фитосанитарной зоны, без карантинного сертификата ООО «Новое» нарушило п. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о виновности ООО «Новое» в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы жалобы о том, что участок лесного фонда, используемый ООО «Новое» на основании договора аренды, по которому Общество ведет заготовку древесины хвойных пород не входит в карантинную фитосанитарную зону, подлежат отклонению.
Как установлено в судебном заседании, ГУСО «Новобуянский лесхоз» входил в карантинные фитосанитарные зоны по карантинному объекту (вредителю) усачу малому черному еловому на основании Приказа Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Действительно, приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, были внесены изменения в вышеуказанный приказ, в части указания границ карантинной фитосанитарной зоны и они указаны, как «В границах земель ГУСО «Новобуянский лесхоз» Муниципального района Красноярский. Из пояснений в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзора» по Самарской области Савинкова О.В. следует, что эти изменения касались указания почтового адреса ГУСО «Новобуянский лесхоз», а именно что ГУСО «Новобуянский лесхоз» находится в муниципальном районе Красноярский. О том, что границы карантинной зоны при вынесении Приказа Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № не изменились, свидетельствует тот факт, что не изменилась площадь фитосанитарной карантинной зоны - 49800 га. Таким образом, Узюковское участковое лесничество, в котором ведет свою деятельность по заготовке древесины ООО «Новое» как входило, так и входит в Новобуянское лесничество, карантинная зона с данного лесничества не снималась.
Данное обстоятельство подтверждается также тем, что площадь карантинной фитосанитарной зоны ГУСО «Новобуянский лесхоз» не изменилась, также осталась равной 49 800 га.
Кроме того, статья 19 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Закон N 206-ФЗ) устанавливает порядок принятия решения о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, в том числе- основания для принятия решения об отмене карантинного фитосанитарного режима. Частью 10 указанной статьи установлено, что Решение об отмене карантинного фитосанитарного режима принимается на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима, которые установлены статьей 20 Закона N 206-ФЗ. Порядок установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина был утвержден приказом Минсельхоза России от 13.02.2008 N 43, который действует в части, не противоречащей Закону N 206-ФЗ.
Указание в жалобе на то обстоятельство, что именно Общество закупало и устанавливало ловушки в целях выявления вредителей, в том числе Усача малого елового, а также о том, что ранее к ним не предъявлялись подобные требования, не устраняют ответственность за выявленные нарушения и не может служить основанием к освобождению от административной ответственности.
Указание защитника на то обстоятельство, что в связи с невозможностью установить территориальность санитарной зоны, они не знают где границы карантинной зоны, не является обстоятельством, исключающими вину общества в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств вывоза бревен за территорию Ставропольского района и не установлению фактического адреса, куда бревна были вывезены, не имеют юридического значения и не влияют на существо административного правонарушения, поскольку фитосанитарная карантинная зона установлена в границах Узюковского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества Ставропольского района, а не в границах Ставропольского района Самарской области. Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела об административном правонарушении (л.д. 18) информации о сделке как юридическим, так и фактическим адресом ООО «Виктория», которому были реализованы хвойные породы, является <адрес>.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, доводы жалобы в полном объеме следует признать несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемого постановления.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Действия ООО «Новое» правильно квалифицированы по ст. 10.2 КоАП РФ.
Нарушений должностным лицом норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения и влекущих отмену обжалуемого постановления, либо признание незаконными материалов административного производства, в ходе судебного разбирательства не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна Управления Россельхознадзора по Самарской области Рыжковой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.2 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Новое» Малышева Д.М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья Ставропольского районного суда
Самарской области /подпись/ М.И. Микшевич